НЕДЕЛЯ 19 ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

13 октября 2017

_________________________________________________________________________________________________

15 октября в 2017 году

 

Апостольское чтение на Литургии

(2-е Послание ап. Павла к Коринфянам 11:31 – 12:9. – Зачало 194)

[Высота служения ап. Павла]

Братья, Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, – Он, благословенный во веки, – знает, что я не лгу. В Дамаске наместник царя Ареты охранял этот город со всеми его жителями, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и бежал из его рук.

Приходится мне хвалиться (букв.: хвастаться), хотя это и не приносит пользы, но я приду к видениям и откровениям Господа. Знаю я человека во Христе, который четырнадцать лет тому назад – было ли то в теле, не знаю; было ли вне тела, не знаю, Бог знает – восхищен был до третьего неба. И знаю об этом человеке – было ли то в теле, не знаю; было ли вне тела, не знаю, Бог знает, – что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (выразить). Таким человеком буду хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только своими немощами.

Впрочем, если я захочу похвастаться, я не буду неразумен, потому что скажу истину. Но я от этого воздерживаюсь, чтобы кто-либо не подумал обо мне сверх того, что он видит во мне или слышит от меня: преимущественно о моих откровениях.

Поэтому, чтобы я не превозносился, дано мне жало в плоть, ангел Сатаны, мучить меня (букв.: бить меня по щекам), чтобы я не превозносился.

Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Он сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ведь сила Моя совершается в немощи». Поэтому я гораздо охотнее буду хвалить­ся своими немощами, чтобы вселилась в меня сила Христова.

 

Евангельское чтение на Литургии

(Евангелие от Луки 6:31–36. – Зачало 26)

[О любви к врагам]

[Сказал Господь:] Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, – так и вы поступайте с ними.

Если вы любите тех, кто любит вас, – то какая у вас [перед Богом] заслуга? Ведь и грешники любят тех, кто любит их. И если будете делать добро тем, кто вам делает добро, – то какое вам за это вознаграждение? И грешники делают то же самое. И если вы делаете одолжения тем, от кого надеетесь получить, какая у вас заслуга? Ведь и грешники дают взаймы грешникам, чтобы те им отплатили соразмерно.

Нет! Но вы любите врагов ваших; и творите добро, и давайте взаймы, не надеясь, что вам отплатят! Тогда будет награда ваша изобильна, и вы будете детьми Всевышнего, потому что Он добр к неблагодарным и злым.

Итак, станьте же отзывчивыми (милосердными), как отзывчив (милосерден) ваш Отец!

 

 

Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

О христианской любви

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении Христос говорит о христианской любви не общими словами, а конкретно и очень просто и доступно. Любовь делается христианской, Божественной, только тогда, когда любящий человек забывает себя. Разумеется, забыть себя до конца, – дано лишь святым. Но любить, не ища награды, не прося, не требуя, не вымогая любви за любовь, не вымогая благодарности за её проявление, – это общее начало христианской любви. Она расцветает в любовь Христову тогда, когда свободный дар любви достигает не только любимых (это умеют делать все), но и нелюбимых, тех, кто нас ненавидит, кто нас считает чужими и врагами. Если мы не можем нашу любовь распространить на наших врагов, – это значит, что мы помним только себя, и все наши чувства и действия питаются ещё не преображенным человеческим сознанием, находящимся вне Христовой тайны. Мы призваны любить щедрым сердцем, а щедрость, даже природная, заключается в том, что человек жаждет давать! При этом он ликует, когда может отдать не только ненужное, но самое драгоценное; а в конечном итоге – свое сердце, свою мысль, свою жизнь. Увы! Мы не умеем любить; но ведь вся наша жизнь – это школа любви, или, наоборот, – страшное бремя тёмного, холодного отчуждения от Божественной любви.

И Христос учит нас пути любви. Он говорит: «Каждый раз, когда на пути любви я помню лишь о самом себе, каждый раз, когда я встаю преградой между искренним движением моего сердца и внешним действием, я должен обратиться к себе самому: «Отойди от меня, сатана» (Марк 8:33): ты помышляешь о земном, а не о небесном... Каждый раз, проявляя любовь и требуя ответной любви и благодарности за благодеяния, я должен обратиться к Богу со словами: «Прости, Господи, я осквернил тайну Божественной любви...» Каждый раз, когда в ответ на чужую ненависть и клевету, на отвержение и отчуждение я замкнусь и скажу: «Этот человек мне чужой, он мне враг», – я должен знать, что для меня самого закрылась тайна любви. Я – вне Бога, я – вне тайны человеческого братства, я – не ученик Христов.

Таков этот неимоверно трудный путь христианской любви. И Христос не напрасно говорит, что путь в Царство Небесное – узкий, что врата в это Царство – узки: так узок этот путь, так требовательна заповедь Христова, – она беспощадно требовательна, потому что относится к области любви, а не закона. Закон определяет нам правила жизни, но он всегда где-то кончается, и за этим пределом мы от него свободны. Любовь же не знает предела: она требует нас до конца, всецело. Мы не можем согреться только какой-то частью души; если мы это допустим – то мы потухнем, охладеем. Мы должны запылать всем нашим сердцем, и волей, и телом и превратиться в купину неопалимую, в тот куст, который видел Моисей в пустыне. Этот куст весь пылал, но в то же время не сгорал.

Так и человеческая любовь: когда она не освящена Божественной тайной – то поедает самоё себя. А Божественная любовь горит и превращает всё в живое пламя, но при этом не питается тем, что горит. В этой Божественной любви сгорает всё, что не может жить вечно, а остается чистый и светлый огонь. Это пламя делает человека Богом: так Ветхий Завет прообразует – и Христос утверждает.

Будем же учиться этой любви – учиться ценой пожара любви, ценой отвержения себя самого, ценой самопожертвования. И только тогда мы сможем сказать, что мы действительно стали учениками Христа! Аминь.

28 октября 1973 г.

(Перевод с англ. под ред. Ю. Рубана)