Неделя 18 по Пятидесятнице (по Воздвижении)

02 октября 2015

Апостольское
чтение (Недели по Воздвижении)

Послание ап.
Павла к Галатам 2:16–20. – Зачало 203

[Закон Моисея
и вера во Христа]

[Братья,] узнав, что не делами
Закона полу­чает оправдание человек, но через веру в Иисуса Христа, и мы уверовали во
Христа (=Мессию) Иисуса, чтобы оправ­даться верой во Христа, а не делами Закона; потому что
делами Закона не оправдается никакая плоть (человек).

Если же мы, ищущие оправдания во
Христе, сами оказались грешниками, то неужели Христос – служитель греха?
Отнюдь нет! Ведь если я снова строю то, что
разрушил, – я самого себя
выставляю преступником.

Ведь я через Закон умер для
Закона, чтобы жить для Бога. Я распят вместе со Христом. И живу больше не я, но
живет во мне Христос. А что я теперь живу во плоти, – то живу верой в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя
за   меня.

 

Евангельское
чтение (Недели по Воздвижении)

Евангелие от Марка 8:34–9:1.– Зачало 37

[Как стать последователем Христа?]

Сказал Господь Своим ученикам: «Кто
хочет следо­вать за Мною, пусть отречется от себя, и возьмет на плечи крест, и так следует за Мною. Ибо кто хочет
сберечь жизнь свою, тот погубит ее, а кто погубит жизнь свою ради Меня и
Евангелия, тот спасет ее. Ибо что за польза человеку, если он стяжает весь мир,
а жизни своей лишится? И какой выкуп даст человек за жизнь свою? Ибо кто
постыдится Меня и слов Моих перед этим поколением блудным и грешным, того
постыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе Отца Своего со святыми
Ангелами». И сказал им: «Истинно говорю вам, что среди стоящих здесь есть
такие, которые не вкусят смерти прежде, чем увидят Царствие Божие, пришедшее в
силе».

 

Митрополит Сурожский Антоний(Блум)

Проповедь в Неделю после Воздвижения

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы недавно совершали поклонение Кресту Господню. В одном
месте Евангелия Господь говорит нам: «Никто не имеет большей любви, чем тот,
кто полагает душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Этим разрешается антиномия между ужасом креста и его славой, между
смертью и воскресе­нием. Нет ничего более славного, более трепетного и дивного,
чем любить и быть любимым. Поэтому, быть любимым Богом всей жизнью, всей
смертью Его Единородного Сына, и любить друг друга ценой всей нашей жизни, и,
если нужно, всей нашей смерти, – это одновременно и трагедия, и торжество и
победа. Но последнее больше трагедии.

На Литургии в Евхаристическом каноне, обращенном к
Богу Отцу, говорится: «Ты Свят и Пресвят – Ты, Единородный
Твой Сын, и Дух Твой Святой. Ты Свят и Пресвят, и великолепна слава Твоя, ибо
Ты так возлюбил мир Твой, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий
верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Он пришел и, исполнив всё
задуманное Тобою о нас, в ту ночь, когда Его предавали, или, скорее, когда Он
Сам отдавал Себя ради жизни мира <...>».

Это – любовь
Божественная. Иногда свою жизнь отдать легче, чем отдать в смертную жертву
кого-то, кого любишь больше всего; это и сделал Бог, наш Отец. Но это не
умаляет жертвы Того, Кто послан на смерть ради спасения одного человека или
всего мира.

И поэтому, думая о Кресте, мы должны думать об этой
страшным образом переплетающейся тайне трагедии и победы. Крест, орудие
унизительной смерти, смерти отмщения, на которую обрекались преступники, становится
победой. Так произошло потому, что смерть была смертью Невинного, смерть была жертвующей
себя Любовью.

Вот почему апостол Павел мог сказать: «Я распят вместе
со Христом. И живу больше не я, но живет во мне Христос». Божественная любовь переполнила
его до краев, и не было в нем места ни для какой другой мысли, другого чувства,
другого подхода к кому бы то ни было, кроме любви, такой любви, которая
отдавала себя неограниченно, любви жертвенной, любви распятой, но и любви
торжествующей в радости жизни.

И когда нам сегодняшнее Евангелие говорит: «Отрекись от себя, возьми свой крест, следуй за
Мной!» – это не призыв к чему-то мрачному и устрашающему.
Нет, этим Бог говорит нам: «Раскройся навстречу любви! Не оставайся пленником своей сосредоточенности на себе!» Не будь, – как говорит святитель Феофан, – подобен стружке, свернувшейся вокруг собственной пустоты. Откройся! Смотри, можно любить столько вещей, можно любить столько людей! Найдется бесконечное множество путей, какими можно пережить любовь, осуществить, исполнить! Разомкнись и люби – потому что это путь Креста! Не путь двух преступников, которые шли со Христом, чтобы понести наказание за свои преступления, – но дивный путь неограниченной самоотдачи, чтобы, отрекшись от себя, существовать только для другого, любить всем своим существом, так, что больше и не существовать, кроме как ради другого. В этом – слава Креста.

И поэтому, когда мы поклоняемся Кресту, когда мы думаем о распятии Христа, когда мы слышим призыв Христа «отрекись от себя!» – эти слова просто означают: «Отвернись от себя! Возьми свой крест!» Этим мы призваны раскрыться навстречу потоку Божественной любви, которая одновременно и смерть самим себе, и открытость Богу и друг другу.

В Евангелии от Иоанна говорится: «И Слово было к Богу» (1:1). Слово Божие, Сын, не имеет другой любви, другой мысли, другой обращенности и движения, кроме как к Люби­мому, отдавая Себя Тому, Кто совершенно Себя отдал Ему.

Научимся же славе распятой любви, этой жертвенной любви, которая, по словам Ветхого Завета, сильнее смерти (Песнь песней 8:6), сильнее ада, сильнее всего! Сильнее потому, что это – Жизнь Божественная, побеждающая нас и через нас изливающаяся на всех тех, кому любовь нужна, чтобы ожить, чтобы поверить Любви и самим стать чадами Любви, чадами Света, и унаследовать Жизнь вечную! Аминь.