НЕДЕЛЯ 12 ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

25 августа 2017

______________________________________________________________________________________________

27 августа в 2017 году

 

Апостольское чтение на Литургии 

(Первое Послание ап. Павла к Коринфянам 15:1–11. – Зачало 158)

[Воскресение Христово – суть апостольской проповеди]

Братья, я напоминаю вам Евангелие, которое я [уже] благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если придерживаетесь преподанного [именно] так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали(1).

Ибо я в первую очередь преподал вам то, что и [сам] принял, [то есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребён был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом – Двенадцати; затем свыше чем пятистам братьям одновременно, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые почили; потом явился Иакову, также всем апостолам; а после всех явился и мне, словно недоноску(2).

Ибо я наименьший из апостолов, и недостоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию. Но благодатью Божией я стал тем, кто я есть; и благодать Его во мне не оказалась тщетной, но я более всех их потрудился; впрочем, не я [один], а благодать Божия со мною. Итак, я ли, они ли, – мы так проповедуем, и вы так уверовали.

Примечания к Апостольскому чтению

(1) В этой грамматически сложной фразе ап. Павел еще раз напоминает, что может быть только одно Евангелие, уже им преподанное (не в смысле книги, а в смысле проповеди о Христе Воскресшем). Далее он говорит о главном содержании евангельской проповеди – о Воскресении Господа – и, называя себя наименьшим из апостолов, утверждает, что содержание проповеди не зависит от личности проповедника.

(2) «До срока родившимся», то есть незрелым плодом, называет себя апостол Павел, полагая, что Христос призвал его тогда, когда он ещё не созрел духовно для апостольского служения.

 

Евангельское чтение на Литургии

(Евангелие от Матфея 19:16–26. – Зачало 79)

 [О богатом юноше и Царстве Небесном]

[В то время] некто, подойдя, сказал Иисусу: «Учитель! Что мне сделать благого, чтобы стяжать жизнь вечную?» А Он ответил: «Что ты спрашиваешь Меня о благе? Только Единый [Бог] благ. Но если ты хочешь войти в жизнь вечную, соблюдай заповеди».

Тот спрашивает: «Какие?» Иисус же сказал: «"Не убивай", "не прелюбодействуй", "не укради", "не лжесвидетельствуй", "почитай отца и мать" и "возлюби ближнего твоего, как самого себя"». Говорит Ему юноша: «Всё это я сохранил; чего ещё недостает мне?»

Сказал ему Иисус: «Если хочешь быть совершенным, ступай, продай всё, что имеешь, и раздай нищим; и будет у тебя сокровище на небесах; а там приходи и следуй за Мною!» Услышав это, юноша отошел в печали, уж очень велики были его богатства.

А Иисус сказал ученикам Своим: «Воистину говорю вам, что трудно богатому войти в Царствие Небесное. Больше того говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Божие». Услышав это, ученики были потрясены и в сильном изумлении спрашивали: «Если так, кто же может быть спасен?»

А Иисус взглянул и сказал им: «Для людей это невозможно, но для Бога всё возможно».

 

 

Протоиерей Александр Мень

Иисус Христос и богатый юноша

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня вы слышали евангельский рассказ, печальный рассказ, о юноше, которого Господь призвал стать апостолом, а тот отказался. Великая честь, великая радость, великое служение – всё лежало перед этим юношей. Но он, печально опустив голову, отошел от Спасителя. А ведь в душе у него что-то было, что-то тревожило его, он был хорошим человеком, честным, добропорядочным, соблюдавшим заповеди. Наверное, он заботился о бедных, поскольку был богат. Но он чувствовал, что этого мало, что надо сделать еще какое-то усилие, еще один шаг. Правильно ли он понял? Конечно, правильно. Но  он не сумел сделать этого шага, оступился и как бы отпрянул назад.

В Священном Писании есть грозные слова Господа. Обращаясь к тем, кто не делает этого шага, Спаситель говорит: «Ты не холоден и не горяч», – равнодушен, холоден сердцем. И сейчас мы должны задуматься: может быть, и нам необходимо сделать этот шаг? Потому что мы имеем благодать Божию, веру Христову, Истину Евангельскую. А тем не менее часто идем по жизни сгорбленные и унылые. Часто всё кажется нам однообразным, почти что скучным. И мы превращаемся в того, кто не холоден и не горяч.

Мы все, здесь собравшиеся, можем считать себя верующими людьми. И вообще большинство людей на свете так или иначе верят. Но Господь ждет от нас большего, Он ждет обращения сердца к Нему. И если этого шага не сделать, так и останешься не холодным и не горячим – равнодушно, без смысла, идущим по жизни. Мы приходим в храм, а сердце наше остается каменным. Мы открываем Слово Божие, а слова пролетают мимо. Нас угнетает тоска и уныние, потому что мы не холодны, не горячи, а надо сделать еще одно движение сердца. «Потому что, если не обратитесь, – говорит Господь, – то не войдете в Царство Божие». Вот правда о нашей жизни. Можно остаться до конца своих дней с ярлыком христианина и жить серой, бездарной, унылой, никчемной жизнью.

А между тем для всех нас жизнь должна быть праздником, подвигом, горением – у каждого на своем месте, пусть маленьком и незаметном.

Я хочу обратить ваше внимание на один удивительный подвиг. В Москву приехала одна монахиня из далекой Индии. Ещё будучи девочкой (а она родом из Албании) она мечтала быть проповедником Слова Божия среди язычников. И эта мечта привела её в Индию, где она поселилась в христианском монастыре и приняла имя Тереза. Там она молилась, как все монахини, участвовала в богослужении, пела, трудилась на кухне. Но она не смогла остаться в монастыре, потому что была горяча сердцем. Когда ей случалось выходить на улицы Калькутты, большого города, где находился монастырь (он и теперь там стоит), она видела десятки бездомных, голодных людей, которые умирали прямо на асфальте, детей, которых выбрасывали нищие родители на свалку, и они бродили там среди кошек и обезьян.

И эта юная монахиня поняла, что не сможет спокойно молиться за стенами своего монастыря, если хочет быть служительницей Христа Спасителя. С большим трудом она исхлопотала у церковного начальства разрешение выйти из стен монастыря и поселиться в трущобах – грязных, страшных, наполненных отбросами, голью, людьми, которые ниже нищих.

Сначала она посвятила себя умирающим. Она видит – человек умирает… Тогда она с помощью других тащит его в хижину, обмывает, молится над ним, хотя бы он и был язычник, и провожает его в вечный путь...

И Господь благословил её начинание. У неё нашлись последователи, им помогали, богатые люди из разных стран присылали им деньги. И сегодня эти монахини появляются во всех частях земли, где только беда, где убивают, калечат, где воюют, где катастрофа. Они не имеют ничего, они сами почти нищие: белая монашеская одежда, походная кровать, которую можно положить в сумку, и несколько необходимых вещей – всё их имущество. Но каково же так жить этим людям, которых ждут, как ангелов, и в Ливане, и в Ирландии, и везде, где убивают? Каково так жить? Они всё отдают людям. Откуда они черпают силы?

Эта женщина, получившая международную премию Мира, выступила в Москве, побывала в Чернобыле. Она хотела видеть нашу жизнь. Она говорит, что самое главное, что несут она и её сестры, – это любовь. Мир давно уже озверел, люди ожесточились, и единственное, что может их спасти, – это возвращение к евангельским заповедям, к любви.

Конечно, такое служение – это подвиг. Мы скажем: «Ну кто же из нас способен на такое?» Но я отвечу вам: у каждого есть своё призвание, у каждого человека найдется, что сделать; но первое, что необходимо, – это повернуться к Господу. Уверовать ещё раз, обратиться ещё раз, призвать на себя благодать Божию ещё раз, воззвать к Духу Божию и понять, что без Него жизни нет, обратиться всем сердцем, всем существом, возлюбить Господа до конца. Нет, это будет не «слепой фанатизм», не то, что делает человека безумным, озлобленным, не внимающим словам других людей, – нет, это будет именно та вера, которая сеет в сердце любовь Христову.

И вы будете счастливы. Больные и старые – вы всё равно будете счастливы, потому что с вами будет Господь. Потерпевшие в жизни множество неудач, – вы всё равно будете счастливы, потому что с вами будет Господь. Несущие большие труды, тяжкие переживания в семье, на работе, – вы всё равно будете счастливы, потому что с вами будет Господь. Вот что только нужно: помолитесь о том, чтобы Господь вложил в ваше сердце Дух, любовь к Нему и готовность целиком Ему принадлежать. И молитва ваша будет услышана. Господь сказал: «Всё, что вы попросите во имя Моё, Я сделаю». А это самый дорогой дар – Вера и Любовь, рождающие Надежду! Аминь.

Из сборника «Свет во тьме светит» (Проповеди). –- М.: АО «Вита-Центр», 1991

Использована иллюстрация: "Христос и богатый юноша".Чумаков Федор Петрович (1866-1867, холст, масло Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина)