Неделя 10-я по Пятидесятнице

02 августа 2012

 12 августа (30 июля по ст. ст.) в 2012 году

Апостольское чтение на Литургии

Первое Послание ап. Павла к Коринфянам 4:9–16

[Трагизм апостольского служения. Призыв к подражанию]

9[Братья,] сдаётся мне, что нас, апостолов, Бог вывел напоказ последними, как приговоренных к смерти, потому что мы стали зрелищем [греч. тэатрон, слав. позорищем] для всего мира – и для Ангелов, и для людей. 10Мы ради Христа безумны, а вы во Христе разумны. Мы бессильны, а вы сильны. Вам честь, а нам бесчестье. 11До сего часа мы голодаем и жаждем, одеты в лохмотья и избиты, скитаемся 12и надрываемся, работая своими собственными руками. Нас хулят – мы благословляем; нас гонят – мы терпим; 13нас порочат – мы отвечаем доб­рым словом. Как сор этого мира, – такими мы ста­ли, как отбросы чело­вечества, – и так до сих пор.

14Не для того, чтобы устыдить вас, пишу я это, но для того, чтобы вразумить вас, моих возлюбленных детей. 15И будь у вас хоть десять тысяч наставников во Христе, отцов у вас не много! Но во Христе Иисусе Евангелием породил вас я. 16Поэтому и призываю вас: берите в пример меня.

 (Русский перевод архимандрита Ианнуария)

Евангельское чтение на Литургии

Евангелие от Матфея 17:14–23

[Исцеление бесноватого отрока. Сила веры]

[В то время] подошел к Нему [Иисусу] человек и, пре­клоняя пред Ним колени, сказал: «Господи! Смилуйся над моим сыном! Он у меня лунатик, и жестоко мается: то в огонь упадет, то в воду. Я уж приводил его к Твоим ученикам, но они не смогли его исцелить».

Иисус же сказал в ответ: «О поколение безверное и извра­щенное! Доколе буду с вами? Доколе буду вас терпеть? Ведите его сюда ко Мне!» И пригрозил (запретил) ему [бесу] Иисус, и вышел бес из мальчика, и тот был исцелен с этого же часа.

Тогда ученики, подойдя к Иисусу наедине, спрашивали: «А мы почему не смогли изгнать его?» Он же ответил им: «По вашему маловерию[1]. Воистину говорю вам, если будет у вас вера с горчичное зерно,  вы скажете этой горе: “Сдвинься отсюда туда!”, – и сдвинется; и не будет для вас ничего невозможного. [Этот род изгоняется только молитвой и постом[2].]»

Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет».

 

Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

Проповедь на евангельское чтение

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангелии перед нами еще и еще раз рельефно предстает картина: отчаянная человеческая нужда и неспособность учеников Христовых исцелить человека. Недавно мы читали в Евангелии [Евангелие от Матфея 14:15–20] о том, как они были не в состоянии накормить народ, окружавший Христа, и они чувствовали свою беспомощность. А теперь они спросили Его: «Почему? Почему они так бессильны? Почему они не могут помочь тем, кто приходит к ним с такой надеждой?»

И Спаситель указал две причины. Сначала, еще до их вопро­шания, Он сказал: «Приведите больного мальчика ко Мне...». Это первое, что каждый из нас в состоянии сделать. Когда перед нами открывается нужда, болезнь, отчаяние и растерянность – мы часто стараемся помочь своим умом, и порой, в какой-то мере, мы это можем сделать. Но, в конеч­ном итоге, предельная гармония, цельность человека может быть восстановлена только Самим Богом. И потому мы должны помнить: мы посланы в этот мир для того, чтобы каждого нуждающегося привести к Самому Христу, став при этом настолько прозрачными, настолько незаметными, чтобы люди вошли в непосредственное общение с Самим Христом. Мы же лишь привели  их к Нему за руку – но и только.

Второй вопрос, конкретный, был поставлен уже самими учениками: «Почему мы не смогли его исцелить?..» – Потому что не хватило веры. Не веры в то, что у них есть сила это сделать, а веры в то, что Бог может это сотворить, и роль ученика в том – чтобы распахнуть как можно шире дверь для Бога, чтобы Он мог вступить в жизнь и сотворить чудо.

Но для того, чтобы быть способным поступить так, как сказал им Спаситель, надо пройти путем молитвы и поста. Не поста в том смысле, в каком мы обычно говорим – воздержание от пищи, – а поста в том основном смысле, в каком понимают это слово святые отцы. Пост – это отказ, или, вернее, свобода  от всего того, что нас порабощает, свобода от всего того, что нас прельщает, царственная независимость, при которой мы можем до конца принадлежать Богу – быть способными обратиться к Нему и слушать Его животворящее Слово, отзывающееся в глубинах нашего бытия.

В этом и заключается конечный смысл молитвы. Он в том, чтобы мы, стряхнув с себя все узы, забыв про землю, про небо и про себя, стали пред Богом в глубоком молчании, вслуши­ваясь всем нашим существом в Его присутствие, в Его безмолвие, в Его животворящее Слово, отвечая Ему порой только одним словом: «Аминь! Да, Господи, я приемлю, да!..»

И не напрасно в конце этого евангельского фрагмента Хри-стос говорит нам о том, что Ему через несколько дней надлежит быть преданным в руки людей, озабоченных только землей. И они Его убьют, потому что такой Свидетель Свободы в Боге для них невыносим. Ведь здесь предел того, к чему Он зовет учеников: отрекитесь от себя до конца! Уйдите в Бога до конца, – тогда вы станете, вероятно, чуждыми тем людям, которым чужд Бог, в которых не живет подлинная жалость и любовь. Следуйте Моему примеру; возьмите свой крест и последуйте за Мной, – но только без страха! Потому что Я не поведу вас незнакомым путем, в никуда, – но лишь тем путем, каким Я Сам прошел; и этот путь, через Крест, ведет к Воскресению. Аминь!

12 августа 1990 г.

 


[1] Так читается в оригинальном греческом тексте (то есть – из-за «малого доверия [Богу]»; в более поздней редакции – «из-за неверия».

[2] Эта фраза в скобках – позднее дополнение к оригинальному тексту.