Недели от Пасхи до Троицы

14 октября 2011

НЕДЕЛЯ АПОСТОЛА ФОМЫ

Вторая "неделя" (или воскресенье) по Пасхе именуется Неделей Фоминой[1]
(первой "неделей" считается сам день Пасхального Воскресения). На
Литургии читается Евангелие от Иоанна (20 глава), и мы слышим
укоризненные слова Иисуса Христа, обращенные к Его ученику -
сомневающемуся апостолу Фоме.

По какой-то причине его не было вместе с другими десятью апостолами[2]
в тот памятный вечер Дня Воскресения, когда Господь внезапно предстал
пред Своими смятенными учениками, уверив их в реальности совершившегося.
"Пока не увижу на Его руках ран от гвоздей и не вложу в эти раны палец,
а в рану на боку - руку, не поверю"! - в течение недели твердил упрямый
Фома своим товарищам.

"Через неделю Его ученики снова были
вместе, - продолжает апостол Иоанн, - на этот раз с ними был и Фома.
Дверь была заперта. Иисус вошел, стал перед ними и сказал:

- Мир вам! - А потом говорит Фоме:

- Протяни палец! Вот Мои руки. Протяни руку, вложи ее в рану на боку! И перестань сомневаться, но верь![3]

- Господь мой и Бог мой! - воскликнул Фома.

- Ты поверил потому, что Меня увидел? Но счастливы те, кто, не увидев Меня, поверили! - говорит ему Иисус".

Эти
слова обращены не только к апостолу, но и ко всем нам. Они напоминают,
что у веры есть свое духовное зрение, которое проникает через завесу
видимого и осязаемого.

В Древней Церкви было принято, чтобы
взрослые люди, крестившиеся в Великую Субботу, в Фомино воскресенье
снимали с себя всенародно ту белую одежду (символ духовного рождения и
чистоты), которую они носили всю Светлую седмицу, и отдавали на хранение
в церковную ризницу. Поэтому и сам этот день назывался на Западе
"Воскресеньем в белых (одеждах)", Dominica in albis; а на Востоке "Новым
Воскресеньем", - в знак того, что этим днем заключается праздник
новокрещенных, и начинается новая и многотрудная жизнь их в христианском
звании.

Радоница

Во вторник Фоминой седмицы (девятый день по Пасхе)[4]
совершается пасхальное поминовение усопших, которым Христианская
Церковь возглашает радостную весть о Воскресении Господа, победившего
смерть и тление. Истинный Бог - "Бог не мертвых, а живых. Для Него все
живы", - напоминает Христос не только Своим современникам, но и всем нам
(Лука 20:38). Потому и день этот именуется в церковном календаре
"Радоницей".

НЕДЕЛЯ ЖЕН-МИРОНОСИЦ

Миновала
вторая седмица Пасхального цикла, и мы оказались накануне его третьей
"недели", которая в православном богослужебном Календаре озаглавлена как
"Неделя Жен-Мироносиц" (т. е. "Неделя женщин, несущих миро"). Здесь же
перечислены имена семерых женщин, известных нам из евангельского
повествования, которые и причисляются традиционно к "мироносицам".

Это
- Мария Магдалина, исцеленная Иисусом Христом от страшного недуга;
Мария Клеопова, мать Иакова и Иосии; Саломия, жена рыбака Зеведея и мать
апостолов Иакова и Иоанна Богослова; Иоанна, жена Хузы, домоправителя
царя Ирода Антипы; Марфа и Мария, сестры Лазаря, близкого друга Иисуса
Христа, которого Он воскресил из мертвых незадолго до Своего
церемониального Входа в Иерусалим; а также Сусанна, о которой нам ничего
неизвестно. Евангелисты упоминают и о "многих других" женщинах из
Галилеи, служивших Иисусу и вместе с Ним пришедших в Иерусалим на Его
последнюю Пасху. Но история не сохранила нам даже их имен.

Мироносицы,
эти простые женщины, не отличавшиеся ни знатностью, ни образованием,
часто сопровождали Иисуса Христа и Его учеников в миссионерских
путешествиях, принимали их у себя, стараясь помочь всем тем, чем может
помочь заботливая хозяйка и мать. Без сомнения, они еще меньше, чем
апостолы (до Дня Пятидесятницы), понимали конечный смысл пришествия и
учения Мессии: для них Он был, в первую очередь, сыном их рано
овдовевшей подруги Марии, избравшим многотрудную и неблагодарную стезю
странствующего учителя (равви). Но они превосходили апостолов своей
любовью и верностью. Вспомним, что будущие столпы Церкви, сочтя дело
своего Учителя проигранным, в страхе разбежались из ночного
Гефсиманского сада и даже не почтили последних минут Его земной жизни у
Голгофы. Из них один лишь юный апостол Иоанн пребывал у подножия Креста,
не заботясь опасениями собственной безопасности. "В любви нет страха,
но совершенная любовь изгоняет страх. ...Боящийся несовершенен в любви",
- напишет он позднее.

Стоя у Лобного места и глядя на страшные
мучения Распятого, жены-мироносицы утешали несчастную Мать, пребывавшую в
полуобморочном состоянии, а затем проводили скромную погребальную
процессию до пещеры (Матфей 27:61). Будучи вынужденными соблюдать
праздничный субботний покой, они не могли дождаться, когда же можно
будет воздать сыну их убитой горем подруги последний долг любви -
помазать Его истерзанное тело благовонными и бальзамирующими веществами
(миром), довершив тем самым дело спешного погребения накануне еврейской
Пасхи. С этими благовониями они и отправились в предутренней мгле ко
Гробу, еще не зная, что их ожидает там великая награда - первыми
услышать от ангелов о Воскресении Спасителя и возвестить эту неимоверную
радость апостолам (Лука 24:22-23). Это - награда за любовь и верность,
выше которых нет ничего на свете. Неудивительно, что день Жен-Мироносиц
часто называют и праздником Женщины-Христианки.

В эту неделю
Церковь прославляет также память Иосифа Аримафейского и Никодима, двух
"тайных учеников" Иисуса Христа, знатных и богатых иудеев, не
побоявшихся испросить у прокуратора (военного наместника) Иудеи Понтия
Пилата разрешения с честью похоронить Распятого Страдальца.

"Уже
был вечер. А так как это была пятница, то есть канун субботы, - поясняет
евангелист Марк, - то Иосиф из Аримафеи, влиятельный член Совета (он
тоже ждал Царства Божьего), смело явился к Пилату и попросил тело
Иисуса. Пилат был удивлен, что Он уже умер, и, позвав центуриона,
спросил, давно ли умер Иисус? Узнав от центуриона, что это так, он
позволил Иосифу забрать мертвое тело" (Марк 15:42-45). "Пришел и
Никодим, - приходивший некогда к Иисусу ночью, - и принес около ста
фунтов благовонных масел, смесь смирны с алоэ. Они взяли тело Иисуса и
завернули его в пропитанный благовонным маслом саван, как это было
принято у евреев при погребении. В том месте, где был казнен Иисус, был
сад, а в саду - новая гробница, в которой еще никто не был положен. ...В
ней Иисуса и похоронили" (Иоанн 19:38-42).

Многие, вероятно, не
отдают себе отчета в том, сколь велика перед Вселенской Церковью заслуга
этих двух людей, так, вероятно, и не ставших "христианами" в нашем
понимании. Ведь если бы не их быстрое и решительное ходатайство, то тело
Иисуса Христа подвеглось бы еще и посмертному поруганию.

Являясь
официально сыном бедного галилейского плотника и не обладая статусом
римского гражданина, Христос не мог рассчитывать на "привилегированную
смерть" (как через три с половиной десятилетия апостол Савл-Павел). Нет,
Господь, по словам церковных песнопений, был "к злодеям сопричтен", а
потому подвергнут казни рабов и уголовных преступников[5].
И Его тело было бы просто спешно сдернуто с креста и брошено римскими
солдатами в безымянную братскую могилу вместе с телами двух разбойников,
распятых с Ним вместе. Более того, Иосиф Аримафейский, - как уточняет
евангелист Матфей, - "похоронил Иисуса в своей новой гробнице, которую
недавно высек в скале" (Матфей 27:60), - пожертвовав заранее
приготовленной родовой усыпальницей.

В это воскресенье мы, жители
Северной столицы, празднуем День Ангела митрополита Ленинградского и
Новгородского Никодима (в миру Борис Георгиевич Ротов, родился 15.X.1929
г.), управлявшего нашей епархией с 1963 года и скончавшегося в Риме 5
сентября 1978 года, во время беседы с папой Иоанном-Павлом I,
новоизбранным наместником кафедры апостола Петра, главы Церкви
Христовой. Этот Великий Архиерей, о котором многие почти ничего не
знают, до сих пор не причислен к лику святых. Его подвиг в служении
Церкви в один из сложнейших периодов ее истории еще не оценен по
достоинству и может быть сопоставлен лишь с заслугами перед Вселенским
Христианством святого Василия Великого, жившего в IV веке.

НЕДЕЛЯ О РАССЛАБЛЕННОМ

Мы
помним, что ближайшие от Пасхи недели посвящены событиям,
непосредственно связанным с этим величайшим праздником. Сомнению
неверного апостола Фомы противопоставлены верность и любовь простых
женщин-мироносиц и двух тайных учеников Иисуса Христа. И это не
случайно.

Следующие три недели (предшествующие празднику
Вознесения Господня) как бы возвращают нас в прошлое, напоминая о трех
событиях, относящихся еще ко времени общественного служения Иисуса
Христа, протекавшего между 27 и 30 годами I века. В этих спасительных
деяниях Он открыл Свое Божественное достоинство и силу. Теперь, в свете
Воскресения, они вполне уяснимы как подготовительные к нему ступени, -
но тогда, при жизни Спасителя, воспринимались по-разному и не смогли
вразумить даже ближайших учеников, малодушно оставивших своего Учителя.

Четвертая
неделя Пасхального цикла посвящена воспоминанию исцеления Иисусом
Христом расслабленного человека во время праздника Пятидесятницы.

"Был еврейский праздник, - повествует апостол Иоанн. - Иисус отправился в Иерусалим.

В
Иерусалиме близ Овечьего водоема был дом, который по-еврейски назывался
Бетзата ("Дом милосердия"). В пяти его галереях лежало множество
больных: слепых, хромых, параличных, ожидающих движения воды. Ибо Ангел
Господень по временам сходил в водоем и возмущал воду, и кто первый
входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал.

Там был
человек, который болел тридцать восемь лет. Иисус, уви­дев, что он
лежит, и зная, что он так долго болеет, спросил у него:

- Хочешь выздороветь?

-
Господин мой, - ответил больной, - у меня нет никого, кто опустил бы
меня в водоем, когда в нем начинает бурлить вода. Только я подойду, как
уже кто-то другой спустился раньше меня.

- Встань, возьми свою циновку и иди, - говорит ему Иисус.

И человек тут же выздоровел, взял циновку и пошел.

...Потом Иисус разыскал его в Храме и сказал:

- Послушай, теперь ты здоров. Больше не греши, чтобы не стало с тобой чего хуже" (Евангелие от Иоанна 5:1-9,14).

Исцелив
безнадежно больного человека так безусловно "просто" - приказав ему
встать и ходить! - Иисус Христос вновь открыл свое Царское достоинство,
показав, что Он есть воистину Владыка жизни.

Этот важный эпизод
священной истории напоминает нам также о тесной связи между грехом и
недугом, о том, что болезнь телесная является часто следствием духовной
расслабленности и неверия, и о том, что истинное исцеление даруется
человеку Свыше. Но Божественный дар нужно заслужить и быть его
достойным. В евангельском повествовании мы не найдем ни одного случая
исцеления человека без участия его свободной воли и осознанной веры.

Преполовение Пятидесятницы

В
среду недели Расслабленного празднуется Преполовение Пятидесятницы (или
Пятидесяти дней), - т. е. день, находящийся в центре этого календарного
периода и как бы зримо соединяющий собой два величайших праздника
подвижного цикла - Пасху и Пятидесятницу. Темой Преполовения является
проповедь Иисуса Христа в Иерусалиме на празднике Кущей - третьем
величайшем празднике Ветхозаветной церкви.

- "В последний, самый великий день праздника Иисус встал и громким голосом воскликнул:

-
Тот, кто жаждет, пусть приходит ко Мне! И кто верит в Меня, пусть пьет!
Ибо так говорит Писание: "Из сердца его потекут реки воды живой". -
Иисус сказал так о Духе, которого получат те, кто поверит в Него" (Иоанн
7:37-39).

Вполне логично, что тема древнего библейского символа
Духа-Воды получает свое продолжение и подробное истолкование в
богослужениях ближайшей недели Пасхального цикла.

НЕДЕЛЯ О САМАРЯНКЕ

Пятое
воскресенье Пасхального цикла и примыкающие к нему дни будничные
(седмичные) посвящены воспоминанию о знаменательной беседе между Иисусом
Христом и женщиной-самарянкой, представительницей родственного, но
враждебного иудеям племени (Иоанн 4:4-42). Это произошло в самом начале
Его общественного служения (в 27 году), вскоре после Пасхи, проведенной
вместе с другими многочисленными паломниками в Иерусалиме.

Через
некоторое время после праздника, - пишет апостол Иоанн, - "Иисус покинул
Иудею и пошел назад в Галилею. Путь Его лежал через Самарию. И вот
Иисус приходит в самарянский город под названием Сихар... Там был
Иаковлев источник. Иисус, утомленный дорогой, присел отдохнуть у
источника. Было около полудня. Пришла самарянская женщина набрать воды.

- Дай Мне напиться, - говорит ей Иисус. (Его ученики ушли в город купить еды).

- Как? Ты, иудей, просишь у меня, самарянки, напиться? - говорит Ему в ответ женщина.

Дело
в том, что "иудеи не пользуются общей посудой с самарянами", -
лаконично замечает по поводу хорошо ему знакомой ситуации евангелист.
Для многих из нас она требует более подробного разъяснения[6].

Прежде
всего вспомним, что встреча произошла в центральной части Палестины, на
месте, освященном памятью древних библейских патриархов - Авраама,
Исаака и Иакова, родоначальников народа Израильского, живших здесь еще в
XIX-XVIII вв. до н. э. После смерти царя Соломона (931 г. до н. э.) и
разделения единого Израильско-Иудейского царства эта территория отошла к
царству Израильскому, столицей которого стал город-крепость Самария. В
722 г. до н. э. Израиль был завоеван ассирийцами, а его население,
депортированное вглубь огромной Ассирийской империи, ассимилировалось с
другими семитическими народами и исчезло с мировой арены. Немногие
израильтяне, оставленные на месте для ведения сельскохозяйственных
работ, смешались с приехавшими сюда язычниками; их потомки и стали
называться "самарянами" (или "самаритянами"). Они сохранили веру в
Единого Бога, но из всех священных книг Библии признавали лишь
Пятикнижие Моисеево.

Напротив, жители Иудеи (со столицей в
Иерусалиме), окончательно разгромленной в 587 г. до н. э. знаменитым
завоевателем, - вавилонским царем Навуходоносором II, сумели сохранить в
Вавилонском плену свою веру и этническую общность и, вернувшись через
пять десятилетий в Палестину, отвергли желание самарян принять участие в
восстановлении Иерусалимского храма. Тогда самаряне построили себе
отдельный храм на горе Гаризим, который в 134 г. до н. э. был разрушен
иудейским царем династии Хасмонеев Иоанном Гирканом. Иудеи презирали
самарян как "еретиков", относясь к ним хуже, чем к язычникам, и, подобно
нашим старообрядцам, считали осквернением для себя всякое общение с
иноверными, тем более - пользование одним сосудом. Поскольку иудеи жили
как на юге Палестины (на территории бывшего Иудейского государства), так
и на ее севере, в области, именуемой Галилея, то им поневоле
приходилось пересекать Самарию, расположенную в ее центральной части.
Отводя взгляды от встречающихся им самарян, иудеи шли молча, стараясь
быстрее покинуть эту "зачумленную" область. Нам понятно теперь удивление
безымянной самарянки, обнаружившей у своего колодца странного
иудейского паломника, попросившего у нее напиться.

Оставив без
ответа ее недоуменное восклицание, незнакомец сказал, что Сам может дать
ей "живой воды". Здесь Христос использовал древний символ: вода
источника - это жизнь, даруемая Богом; в данном случае - это символ
Духа, явление Которого изменит вскоре жизнь человечества.

- "Тот, кто пьет эту воду, снова захочет пить. Но кто пьет воду, которую Я ему дам, - вовеки не будет знать жажды."

Простодушная женщина поняла эти слова буквально.

- "Господин мой! Дай мне такой воды; тогда я больше не буду знать жажды, и не надо будет ходить сюда за водой!"

Во
время дальнейшей беседы Иисус Христос показал, что Ему открыта
печальная история ее неустроенной жизни. Пораженная самарянка сочла Его
пророком и задала вопрос о старой распре между иудеями и самарянами. Где
следует поклоняться Богу?

- "Наши предки поклонялись Богу на этой горе (Гаризим); а вы говорите, что поклоняться надо только в Иерусалиме.

Иисус говорит ей:

-
Верь Мне, женщина: час наступает, когда будете поклоняться Отцу не на
этой горе и не в Иерусалиме. Вы не знаете, чему поклоняетесь, а мы
знаем, чему поклоняемся, ведь спасение - от иудеев. Но час наступает -
он уже наступил! - когда тем, кто Отцу поклоняется, сам Дух Истины
станет наставником и наставит их, как истинно чтить Отца. (...) Бог есть
Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

- Я знаю, что должен прийти Мессия (то есть "Помазанник"), - сказала женщина. - Когда Он придет, Он нам все объяснит.

- Это Я, тот, кто с тобой говорит, - отвечает Иисус".

В
этот момент к колодцу подошли вернувшиеся из города ученики. Их
поразило, что Учитель беседует с самарянкой, но они удивились еще
больше, узнав, что не им и не их горделивым соплеменникам, а этой
простой женщине - к тому же сомнительной нравственности и "еретичке"! -
Он впервые прямо сказал о Себе как о Мессии, посвятив ее в сущность
новой религии "Духа и Истины", не ограниченной пределами какого-то
одного места или народа.

НЕДЕЛЯ О СЛЕПОМ

Богослужебной
темой шестой недели Пасхального цикла является евангельский рассказ об
исцелении, совершенном Иисусом Христом незадолго до окончания Своего
общественного служения, в декабре 29 года. Это произошло в Иерусалиме,
на празднике Обновления Храма ("Ханукка"), установленном в честь
освобождения в 164 г. до н. э. еврейским военачальником Иудой Маккавеем
Святого Города и возобновления богослужений в Святилище, за три года до
этого разграбленном и оскверненном селевкидским царем Антиохом IV
Епифаном, превратившим его в храм Зевса Олимпийского[7].

Повествование
евангелиста Иоанна (9:1-38), читаемое за воскресной Литургией,
сравнивает исцеление слепорожденного с духовным прозрением человека. Это
знаменательное событие, которому Церковь совершенно не случайно
посвящает последнее воскресенье перед отданием праздника Пасхи, содержит
целый ряд глубоко символических и назидательных реалий.

Иисус
Христос, сказавший о Себе, что Он - "Свет миру", дарует возможность
видеть материальный свет и мир вокруг себя человеку, лишенному этого
великого блага, которое мы, зрячие, воспринимаем как нечто само собою
разумеющееся. Этот исключительный случай, требовать повторения которого
мы не в праве, стал для исцеленного ступенью к неизмеримо более важному
прозрению - прозрению духовному. Умывшись в источнике Силоам (что в
переводе значит "Посланный"!), он не только обрел зрение, но и уверовал в
посланничество в мир Сына Божия, а книжники и учителя народа,
гордившиеся своей начитанностью в Священном Писании, остались духовно
слепы, хотя и были зрячи всю жизнь.

Духовное прозрение невыносимо трудно: здесь и необходимость отказаться от убаюкивающих стереотипов, и страх перед тем, что
может открыться вдруг перед тобою и с беспощадностью высветлить
мелочность и ничтожность всей жизни. Нет, лучше не видеть и не знать, -
Вечность и Свобода бесконечно страшны для человека! Пусть все идет
привычным чередом. Жалкая, но неизбывная в человеческой истории логика.

Пройдет
несколько дней, и богослужебное чтение праздника Вознесения Господня
вновь напомнит нам о невероятных, порою будто бы необъяснимых,
трудностях, которыми сопровождалось духовное прозрение даже апостолов из
числа Двенадцати, ближайших учеников Христовых. Нет, исторически они
вполне объяснимы, но может ли это теперь, в начале третьего тысячелетия
Христианской эры, служить оправданием умственной слепоты и нравственной
косности?

В среду шестой недели (седмицы) совершается отдание
Пасхи. В последний раз звучат пасхальные песнопения, и выходит из храма
пасхальный крестный ход, чтобы снова повториться лишь по истечении
бесконечно долгого - и одновременно столь краткого - года, ждущего нас
впереди.

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Вознесение
принадлежит к двунадесятым праздникам подвижного годового цикла и
празднуется в четверг шестой недели (седмицы), в сороковой день от
Пасхи. Название праздника (в западной традиции - Ascensio, "Восшествие")
выражает одно из важнейших событий новозаветной истории, -
окончательное завершение Иисусом Христом времени Своей земной жизни и
возвращение в Божественную сферу бытия ("на небо").

Согласно
повествованию евангелиста Луки (Книга Деяний Апостольских 1:1-12),
Вознесение Господа произошло через сорок дней после Воскресения, в
окрестностях Иерусалима - к востоку от города, на склоне горы Елеон
(гора Олив, или Масличная гора). Современные историки датируют его
серединой мая 30 года I в. н. э. В чем его смысл и значение для
последующих судеб христианской истории?

После страшных испытаний и
отчаяния пасхальных дней светлая радость наполнила сердца апостолов. О
будущем они едва ли задумывались, - сейчас для них главным было то, что
"Господь жив", что Он Воскрес. Да и могли ли они, в основном простые
рыбаки, предполагать, что предназначены для всемирной проповеди, для
покорения гордой своими легионами и своей культурой Римской империи
безвестному Учителю из Галилеи? После Пасхи они разошлись по домам и
вернулись к привычным занятиям. Апостолы не знали, что земной путь
Мессии уже завершен. Если Он медлит, значит на то есть причины. Нет, они
ждали изменений в этом несправедливом мире, ждали наступления Нового
Царства. Но какого Царства?

Между тем, Воскресший Христос не раз
являл себя ученикам, утверждая их веру в реальность победы над смертью, в
то, что основанное Им на земле Царство не погибнет, но будет пребывать
"до скончания века", а они станут его первыми провозвестниками по "всей
Вселенной". Во время одного из таких явлений на берегу Тивериадского
озера Господь простил апостолу Петру малодушное от Него отречение, вновь
подтвердив его главенство среди апостолов. (Тем самым Он указал на
будущее главенство в христианском мире Римского престола, - престола
апостола Петра, которому он вручил "ключи Царствия Небесного".)

Наконец, собрав их, "за трапезою Он повелел им:

--
Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы уже
слышали от Меня. Ибо Иоанн крестил водою; а вы через несколько дней
будете крещены Духом Святым.

Поэтому они, сойдясь, спрашивали Его:

- Господи, не в это ли время восстанавливаешь Ты Израильское царство?" (Деян 1:4-6).

Обратим
внимание, что даже в эти часы и минуты, - последние минуты пребывания
вместе с Иисусом Христом, - апостолы далеки от понимания истинного
характера основанного Им Мессианского Царства! Они еще питают те
лжемессианские, национально-политические иллюзии, которые двумя месяцами
ранее исторгали из уст народа восторженные приветствия въезжающему в
Иерусалим Царю Иудейскому: "Осанна!" и "благословен Грядущий!", -
приветствия, вскоре сменившиеся такими же искренними воплями
обманувшейся в своих ожиданиях толпы: "Распни, распни Его!"

"Не
ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, -
звучит суровый ответ Учителя. - Но вы примете силу, когда сойдет на вас
Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и
Самарии и даже до края земли. - Сказав это, Он поднялся в глазах их, и
облако взяло его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время
восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали:

-
Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Этот Иисус,
вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его
восходящим на небо.

Тогда они возвратились в Иерусалим... И, придя, взошли в горницу, где и пребывали." (Деян 1:7-11.

Но
апостолы не ощутили себя покинутыми и одинокими. Они поняли, что отныне
Господь будет жить с ними вечно, и уже никто не в силах их разлучить.
Он победил косность и глупость мира, и теперь Ему не страшны ни
отречение и предательство заблуждающихся учеников, ни ненависть
неблагодарной черни, ни суд Пилата, ни Голгофа... Пройдет еще несколько
дней, и они примут удивительный дар, который распахнет перед ними не
только двери бедной иерусалимской горницы, но и двери всего мира.

Праздник
Вознесения все же окутан легкой грустью: окончилось Первое Пришествие,
мы расстаемся с Пасхой. В то же время Вознесение - радостный праздник
Божественного вездеприсутствия в новом мире, навсегда преображенном
высшей реальностью Воскресения.

Восточнохристианская иконография
Вознесения исходит из эсхатологического смысла слов ангелов: Христос
возносится таким, каким некогда вернется "во славе" вершить Страшный
суд. Присутствие апостолов, объединившихся вокруг Девы Марии (стоящей в
центре группы с воздетыми руками), символизирует провожающую Христа на
Небеса и ожидающую Его Второго пришествия Церковь.

НЕДЕЛЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ I ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА

Седьмая
неделя по Пасхе посвящена памяти великих церковных иерархов и
богословов, собравшихся в 325 г. в пригороде Константинополя, Никее, для
решения важнейших вопросов христианского вероучения, волновавших тогда
умы людей. "Собор", по-гречески "Синод", - значит буквально "сходка",
"собрание". Сейчас его назвали бы "Всемирным конгрессом", потому что в
то время пределы "Вселенной" (Экумены) совпадали с границами Римской империи.

Предыдущие
недели Пасхального цикла были связаны с событиями евангельской истории,
завершившейся Вознесением. Близок День рождения Всемирного Царства, и
сейчас, предваряя его празднование, церковный календарь предлагает
почтить память тех, кто отстоял главную истину нашей веры и спас
Христианскую Церковь в переломный момент ее бытия.

В начале IV в.,
после окончания почти трехвекового периода гонений, Церковь обрела
свободу проповеди и богослужения. Многочисленные язычники, следуя
примеру римского императора Константина I Великого (306-337), стали
переходить в христианство, и, поскольку единого церковного вероучения
еще не существовало, учения отдельных христианских богословов
захватывали иногда значительную часть населения. Одним из них стало
"арианство", названное так по имени Ария, священника из Александрии
(умер в 336 г.)[8].

Арий
считал, что хотя Второе Лицо Святой Троицы, Сын (или Логос, в земном
воплощении - Иисус Христос), может быть назван Богом, Он не одной
природы с Первым Лицом (Богом Отцом), - не "единосущен" Ему и не
"равночестен". Согласно его доктрине, Сын отделен от Отца непреодолимой
онтологической пропастью, будучи, как и весь мир, Его творением, хотя и
особым, избранным Творением, Посредником между Богом и миром. Высший Бог
- Един и непостижим, а Христос, живший на земле, страдавший, распятый,
погребенный и воскресший, - Второй Бог, или Малый Бог.

Вчерашним
язычникам учение Ария казалось понятным и здравым. Его поддерживали
некоторые императоры, и в течение IV столетия арианство не без успеха
боролось за положение господствующей религии Империи. Лишь православный
Рим почти не был затронут этой ересью.

На протяжении нескольких
десятилетий православие восточного иерарха удостоверялось его церковным
общением с папой Римским. Так, св. Афанасий Александрийский, главный
оппонент Ария, пять раз отправлявшийся в ссылку за свои убеждения,
находил себе прибежище и опору в Риме. Только на II Вселенском соборе, в
381 г., арианство потерпело окончательное поражение (хотя долго еще
оставалось официальным исповеданием некоторых варварских королевств,
возникших на обломках Империи).

Арий, монах и серьезный богослов,
совсем не был тем лубочным "еретиком-злодеем" и врагом Церкви, которого,
согласно странной легенде, св. Николай, архиепископ Мир Ликийских,
будто бы удостоил во время соборных прений пощечины (видимо, уступая ему
теоретически). Напротив, Арий радел о церковном благе и вел себя честно
и достойно: не побоявшись императорского гнева, он отказался отречься
от своих убеждений (хотя бы притворно, ради спасения) и не подписал
соборное определение, как это сделали многие его сторонники, - за что
был осужден и отправлен в ссылку.

Арий искренне верил в то, что
ему удалось найти точные формулировки и правильно выразить
взаимоотношение Лиц Святой Троицы, разрешив неустранимое с точки зрения
логики и здравого смысла противоречие в учении о безусловном Единстве
Бога, пребывающего одновременно в Трех Лицах. В Одного Бога или в Трех
Богов верят христиане? Этот вопрос-нарекание со стороны язычников вовсе
не был праздным в то время.

Трагедия Ария, как и трагедия других
ересиархов-реформаторов (не только в сфере религиозной!) состоит в том,
что они всерьез считают свое единичное мнение безусловно истинным,
способным раз и навсегда разрешить те или иные противоречия религиозной
или социальной жизни и тем "облагодетельствовать человечество". В своем
ослеплении они забывают, что великие тайны мира (тем более - мира
Божественного) имеют общечеловеческий, "соборный"(!) характер. Процесс
их раскрытия и усвоения бесконечен.

Термин "ересь" переводится как
"выбор", "избрание", то есть означает склонность, расположение и
предпочтение чего-то одного ради отказа от многого другого. "В слове
"ересь", - замечательно поясняет русский мыслитель о. Павел Флоренский, -
содержится понятие односторонности, какого-то прямолинейного
сосредоточения на одном из многих возможных утверждений. Православие
вселенско, а ересь - по существу своему партийна[9].
Дух секты есть вытекающий отсюда эгоизм, духовная отъединенность:
одностороннее положение ставится на основание безусловной истины..."[10].

Учение
Ария отрицало то главное, ради чего воплотился и пришел на землю Сын
Божий: "Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом", - сказал еще
во II в. Ириней, епископ Лионский. Существо "спасения" состоит в том,
что ни ангел, ни какое-то Высшее Создание, но Сам Бог умалился, чтобы
быть одним из нас. Он принял действительную человеческую плоть, Он стал
подобен нам во всем, кроме греха; Он до конца - даже до смерти! - отдал
Себя людям, чтобы люди смогли реально, а не в мечтах, приобщиться к Его
Божественной жизни. Каждому человеку была дарована потенциальная
способность к бесконечному совершенствованию и богоуподоблению
(обоvжению), которое зримо открывают нам люди, именуемые "святыми".
Христос хотел, чтобы человек уже здесь, на земле, ощутил дыхание
Вечности, и Он дал ему для этого все.

Отвергнув учение Ария,
Никейский Собор утвердил истину равенства природ Бога Отца и Бога Сына,
их "единосущие", и тем отстоял самое дорогое в христианстве -
Боговоплощение, Богочеловечество. И это не отвлеченная "теорема"
философствующего ума, не имеющая отношения к "реальной" жизни, но живая
Истина, выстраданная почти двухтысячелетней историей христианства, быть
может, самая конкретная и "практическая" из всех, открывшихся нам во
Всемирной истории.

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА

Двойное
название этого двунадесятого праздника указывает на его дохристианские
истоки (как и в случае с праздником Пасхи). Рождение собственно
христианского праздника Святой Троицы произошло, как считают историки, в
конце мая 30 г. н. э. и совпало с ветхозаветным праздником
Пятидесятницы; поэтому наш календарь сохраняет оба термина.

Название "Пятидесятница" (греч. Пэнтэкостэ)
имеет формально хронологическое происхождение и не выраражает существа
чествуемого события, но означает лишь то, что праздник совершается через
пятьдесят дней после Пасхи (как у евреев, так и у христиан).

Первоначально
это был земледельческий праздник Жатвы, день радости и благодарения,
когда в жертву Богу приносились "начатки" собранного к концу мая первого
урожая. Затем он стал отмечать и памятную годовщину древнего
("ветхого") Синайского Союза-Завета, заключенного Богом с Моисеем и всем
израильским народом приблизительно через пятьдесят дней после Исхода из
Египта (середина XIII в. до н. э.), события которого стали основой
еврейской Пасхи. Так Пятидесятница стала днем рождения Ветхозаветной
Церкви, о чем мы уже говорили в предыдущем выпуске этой газеты. Теперь
постараемся понять - как родилась Церковь Нового Завета, Церковь
Христова. Обратимся к текстам.

После Вознесения Господа с горы
Елеонской апостолы вернулись в Иерусалим. Прошло десять дней, и наступил
праздник Пятидесятницы. Ученики и Богоматерь, как и повелел им Иисус
Христос, - пишет евангелист Лука, - "были все вместе. И вдруг раздался с
неба шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где
они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и
почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и
начали говорить на иных языках..." (Книга Деяний Апостольских 2:1-4).

Иерусалим
был переполнен паломниками, съехавшимися со всех концов Римской
империи. Они услышали этот неожиданный шум, подобный шуму бури и
надвигающейся грозы, пришли в смятение и поспешили к дому апостолов. Их
изумлению не было конца, когда они увидели простых галилеян, вдохновенно
вещавших на разных языках.

"И все изумлялись, говоря:

Эти
проповедующие - не все ли галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное
наречие, в котором родились, - парфяне, и мидяне, и эламиты, и жители
Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта
и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, иудеи и
прозелиты, критяне и аравитяне, - слышим их, говорящих нашими языками о
великих делах Божиих?" (2:7-11).

Настало время исполнения древних
пророчеств, - обращается к собравшимся апостол Петр, - Мессианское
Царство уже основано, а Иисус из Назарета, распятый "руками
беззаконных", воскрес. Именно Он, отвергнутый ослепленной
националистическим безумием толпой, и есть обетованный Мессия, - цель и
смысл всей ветхозаветной истории ожидания. Дух Божий, излившийся в мир,
просветит разум каждого, желающего стать "гражданином" Его Царства. Для
этого нужно лишь покаяться и принять крещение "во имя Иисуса Христа",
получив при этом "дар Святого Духа" (2:38).

Это Мессианское
Царство, смысл которого стал понятен самим апостолам лишь в эти минуты,
отныне пребывает в мире в образе Церкви Христовой. Само же слово
"Церковь" (по гречески - Экклесиа) означает "Собрание", а чудо
понимания апостольской проповеди является знамением ее вселенского
призвания, так как слушатели происходят из всей Вселенной (Ойкумены, или
Экумены), как называли тогда Римскую империю. Трагическое разделение
народов, происшедшее некогда у Вавилонской башни, приходит к концу: Бог
"всех призвал к единству", - как поется в кондаке праздника. Приведем
его полный текст:

Когда сошел Всевышний и смешал языки,

то Он тем разделил народы.

Когда же Он раздал огненные языки,

то всех призвал к единству;

и мы единогласно славим Всесвятого Духа.

Сила
проповеди апостола Петра была ни с чем не сравнима: около трех тысяч
человек приняли крещение в день Пятидесятницы. Так родилась Новозаветная
Церковь.

Что же произошло с учениками Христа? Историки не могут
дать на это ответа. Бесспорным является лишь то, что в этот день они
наконец стали истинными апостолами ("посланниками"). В страхе бежавшие
из Гефсимании, а в день Вознесения надеявшиеся на воссоздание земного
Израильского царства, они обращаются теперь ко всему миру. Мир будет
преследовать их, сажать в тюрьмы, бросать на арены Колизея в лапы диких
зверей, - но окажется бессильным перед таинственным Даром, полученным в
Пятидесятницу. Пройдет три века, и горделивые римские императоры,
именовавшиеся "спасителями отечества" и причислявшиеся Сенатом к "сонму
богов", признают себя скромными подданными Царства Галилейского Учителя.

В
день Пятидесятницы мир воспринял тайну Триединого Бога: Ветхий Завет
знал Единого Бога, положившего основание Ветхозаветной Церкви; Сын,
воплотившись на земле, создал Церковь Нового Завета; Дух Святой открыл
ее историческое время и действует в ней "до скончания века". Поэтому
праздник ее рождения именуется Днем Святой Троицы.

Богословское
учение о взаимоотношении Лиц Святой Троицы было окончательно
сформулировано еще в IV веке, в период ожесточенных тринитарных споров,
вызванных лжеучением Ария Александрийского, и закреплено в
Никео-Цареградском Символе веры. Но далеко не всем известно, что первые
храмы во имя Святой Троицы появились в христианском мире гораздо
позднее, не ранее XII в., причем, сначала на Западе (этот вопрос требует
специальных изысканий). Вскоре, в 1335 г., скромный инок Сергий
построил первую на Руси деревянную Троицкую церковь посреди глухого
Радонежского бора, ставшую основой будущей Троице-Сергиевой Лавры, -
центра духовной жизни России.

Празднику Пятидесятницы предшествует Троицкая родительская суббота - день поминовения усопших.

В
самый день праздника, после Литургии, совершается Вечерня, на которой
читаются три молитвы, обращенные к Триединому Богу. В это время, впервые
после Пасхи, все становятся на колени.

Первый понедельник после
Пятидесятницы именуется Днем Святого Духа. Он является как бы
продолжением праздника Святой Троицы и посвящен особому чествованию Ее
Третьего Лица.

Ко Дню Троицы храмы и дома у нас украшаются
деревьями, травой и цветами. Обычай связан с историческим воспоминанием
обрядов ветхозаветной Пятидесятницы, - принесением Богу зеленеющих
начатков жатвы, а также с русской народной традицией проводов весны и
встречи лета.

Явление Трех Странников патриарху Аврааму у дуба
Мамрийского (близ Хеврона), изображаемых обычно в виде ангелов,
понимается христианскими богословами как прикровенное явление в
ветхозаветном мире Святой Троицы. Этот знаменательный эпизод библейской
истории, имевший место почти четыре тысячелетия тому назад, породил
замечательный иконографический тип "Троицы ветхозаветной", вершиной
которого стала икона "Троица" кисти преподобного Андрея Рублева.

ПОСЛЕ ТРОИЦЫ

Завершая этот краткий обзор богослужебных недель Пасхального цикла, подведем некоторые итоги.

Темы покаянных великопостных недель готовят христиан к осмысленной встрече Светлого Христова Воскресения.

Две
ближайшие от Пасхи недели посвящены воспоминанию событий,
непосредственно с ней связанных. Темы трех последующих недель основаны
на трех важных эпизодах евангельской истории, явившихся
подготовительными ступенями к Воскресению. В них Христос явственно
открыл Свое Богосыновство, но лишь сошествие Святого Духа в День
Пятидесятницы позволило Его ученикам, в страхе бежавшим из ночного
Гефсиманского сада, понять истинный смысл пришествия Мессии.

Празднование
Пятидесятницы, в нарушение формально-календарной хронологии,
предваряется напоминанием о самом, быть может, драматичном периоде
земного бытия Христианской Церкви. В этом заключен глубокий смысл.

Праздником
Святой Троицы завершается Пасхальный период, и последующие недели
(воскресенья) просто нумеруются в богослужебном календаре как "недели по
Пятидесятнице". (Лишь некоторые из них имеют индивидуальные названия.)
Через неделю после Троицы, с понедельника, начинается "Петров пост",
являющийся подготовкой к чествованию памяти двух величайших апостолов
("посланников") Христовых - Петра и Павла. Он заканчивается 11 июля (по
новому стилю), в канун их праздника.

День Святой Троицы - День
Рождения Церкви, и потому логично, что следующая за ним неделя посвящена
памяти тех, кто с наибольшей полнотой выразил качества нового человека,
искупленного Адама, первым из которых стал Богочеловек Иисус Христос.
Это - "Неделя всех святых". Понятие святость[11] - трудноопределимо, но святыми
именуют людей, более других приблизившихся к Божественному миру, хотя
при этом они и сохраняют естественные человеческие слабости и
недостатки. Но главное в них - это энергия поиска и широта взгляда на
мир, преобразование его своей деятельностью и примером. У каждого из
святых был свой путь и свое конкретное жизненное поприще, но все вместе
они готовили торжество свободного, личностного мировосприятия, - а тем
самым - тот мир гуманизма и демократии, который нам представляется
единственно возможным и достойным современного человека.

Вторая неделя по Пятидесятнице - "Неделя всех святых, в земле Российской просиявших" [12].
Церковь прославляет сонм праведников и мучеников, как прославленных,
так и ведомых одному Богу. Они являются душой нации, ее вершиной, -
"Святой Русью". Праздник Всем Святым Русским существовал еще в Древней
Руси, но не имел широкого распространения и не вошел в печатные
Месяцесловы. Знаменательно, что восстановлен (фактически введен заново)
он был на Праздник был установлен на Всероссийском Поместном Соборе
1917-1918 годов, в канун самых жестоких преследований Христианской
Церкви за всю ее почти двухтысячелетнюю историю.

Инициатором
восстановления праздника стал известный ученый-востоковед, профессор
нашего (тогда Петроградского) университета акад. Борис Александрович
Тураев, член Поместного Собора Российской Православной Церкви. Текст
службы был составлен им совместно с епископом Афанасием (Сахаровым),
ныне прчисленном к лику святых. Первоначальный вариант богослужебного
текста, освобожденный от цензурных искажений советского времени (внесены
Л. Парийским), опубликован в 1995 году.

Первым храмом в честь
Всех Российских Святых стала домовая церковь Петроградского
университета. Ее настоятелем с 1920 до закрытия в 1924 году был
священник Владимир Лозина-Лозинский, расстрелянный в 1937 году.

Неделя 3-я по Пятидесятнице - "Соборы" Вологодских, Новгородских, Белорусских, Псковских и Санкт-Петербургских святых.

"Пятидесятничный
цикл" охватывает большую часть года и заканчивается перед Неделей
Мытаря и фарисея - первой подготовительной неделей Великого Поста. А она
в свою очередь является началом нового Пасхального цикла. Так
замыкается "священный круг" подвижного календарного года, точкой отсчета
которого является Пасха.

Соотношение еврейской, католической и православной Пасхи

Год

Еврейская Пасха

(15 нисана)

"Католическая" Пасха

"Православная" Пасха

2005

24 апреля, воскресенье

27 марта

1 мая

2006

13 апреля, четверг

16 апреля

23 апреля

2007

3 апреля, вторник

8 апреля

8 апреля

2008

20 апреля, воскресенье

23 марта

27 апреля

2009

9 апреля, четверг

12 апреля

19 апреля

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ
- циклопическое сооружение, "высотою до небес", безуспешно возводимое в
земле Сеннаар (Быт 11:1-9) послепотопным человечеством, сохранявшим
первоначальную языковую общность.

Реальным прототипом Вавилонской
башни является многоярусная, пирамидальной формы, ступенчатая башня
("зиккурат") главного храма Вавилона, посвященного его покровителю -
богу Мардуку, а также месопотамские зиккураты других городов. В Вавилоне
башню называли Этеменанки ("основание неба и земли"). Во время
окончательной редакции Пятикнижия (V в. до н. э.) многие из них,
насчитывавшие многовековую историю, были заброшены и имели
полуразрушенный вид. Анонимный библейский автор, живший в Месопотамии,
воспринял это как изначальную "недостроенность". При этом
западносемитское название города (Баб Эл, "Врата бога") толкуется
им игрой сходного слова со значением "смешивать". До систематических
раскопок в Месопотамии (XIX в.) Вавилонская башня изображалась обычно в
виде конусообразного сооружения, опоясанного лестницей (Питер Брейгель
Старший и др.).

Быть людьми "одного языка" по древневосточной
терминологии означает входить в одну империю. Башня и город означают
богоборческую цивилизацию, построенную на насилии. Но земной град,
задуманный как вызов Небу, обречен на крушение: задуманный его
строителями как памятник вечной славы, он, напротив, получает в истории
бесславное имя.

Самоуверенные строители Вавилонской башни питаются
сознанием не только единства, но и своей исключительной единственности.
Поэтому отсутствие другой человеческой общности, и, следовательно,
самой возможности альтернативных решений, приводит к идее
самодостаточности и непогрешимости, питает поднимающуюся гордыню,
которая влечет к выходу за границы, определяемые здравым смыслом. Это
определяет смысл наказания. Господь не отказался от людей, но, увидев,
что они не готовы к подлинному, свободному единству, нарушил это
изначальное природно-эмпирическое, даром полученное единство
языка-культуры, дав каждому народу возможность пройти свой неповторимый
исторический путь в мировой истории. Главный урок библейской истории
Вавилонской башни - в выборе культурно-языкового плюрализма как нового
пути человека, в выдвижении идеи создания нового единства в
многообразии, нового братства людей. Со сказанием о вавилонском
"смешении языков" символически соотносится рассказ о "слиянии языков" в
день Пятидесятницы (см.) в Иерусалиме (Деян 2 гл). Бог, некогда
разделивший языки и людей в Вавилоне, теперь призывает их к единству в
Иерусалиме, даруя представителям многоязычной Римской империи некий
"общечеловеческий язык".

Изречения "вавилонское столпотворение", "смешение языков" или просто "Вавилон" стали нарицательными во многих языках.

Лит.: Топоров В. Н. Пространство культуры и встречи в нем // Восток - Запад: Исследования. Переводы. Публикации. Вып. 4. М., 1989; Трубецкой Н. С. Вавилонская башня и смешение языков // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1990. Т. 49. N 2 (март-апрель). С. 152-160; Кленгель-Брандт Э. Вавилонская башня: Легенда и история. М., 1991; Афанасьева В. К. Шумерский миф о праязыке // Эрмитажные чтения 1986 - 1994 годов памяти В. Г. Луконина. СПб., 1995. С. 154-158.

ВОСКРЕСЕНЬЕ
- седьмой день недели российского гражданского календаря, общий день
отдыха (первый день недели еврейского и христианского - в т. ч. и
православного - богослужебного календаря и гражданских календарей многих
стран).

По свидетельству евангелистов, Иисус Христос был распят
накануне дня субботнего (последнего дня еврейской недели), а воскрес "по
прошествии субботы... в первый день недели" (Мк 16:1-2), освятив его,
т. о., величайшим событием христианской истории. Тот же день (через семь
недель после Воскресения) ознаменовался сошествием Св. Духа на
апостолов и рождением Церкви Христовой (см. Троица), а потому уже в
апостольское время стал преимущественным днем "преломления хлеба", - т.
е. совершения таинства Евхаристии (Деян. 20:6; 1 Кор. 16:2). Вскоре
"день Солнца" (dies Solis семидневной планетарной недели римского
календаря) получает у христиан наименование "день Господень", греч. κυριακη ημερα
(Откр. 1:10). Малоазийские христиане нач. II в. в этот "установленный
день собирались до рассвета и воспевали... Христа как Бога..." (Письма
Плиния Младшего, Х, 96, 7). Это значит, что каждый воскресный день
посвящался празднованию Христова Воскресения. Так полагалось начало
христианскому праздничному календарю.

Древнейшее по времени
свидетельство о соблюдении воскресного покоя принадлежит Тертуллиану (†
после 220 г.): "В день Господа, в который Он воскрес, мы должны быть
свободны от всякого обнаружения печали и скорби, отлагая также и дела,
чтобы не дать места диаволу" (О молитве, гл. 23). Как еженедельный
государственный праздник он был впервые узаконен в 321 г. имп.
Константином Великим, приказавшим, чтобы "все судьи... а также все
ремесленники в почитаемый день Солнца отдыхали" (Codex Just., III,12,2).
Таков статус воскресенья во всех странах христианской традиции.

В
Древней Руси до XVII в. указы о праздновании воскресного дня исходили
от духовных властей. Согласно совместному постановлению царя Алексея
Михайловича и патр. Иосифа (17 марта 1647), "по правилам св. апостолов и
св. отцев в воскресный день отнюдь никому не подобает делати: господину
и госпоже, ни рабом, ни свободным; но... приходить к церкве Божией на
молитву". С некоторыми дополнениями это постановление вошло в состав
"Уложения 1648 г."

Древнехристианское название воскресного дня -
"день Господень" (лат. dies Dominica) - было усвоено романскими языками
(Dimanche, Domenica, Domenigo); германские, проигнорировав его,
сохранили языческое "день Солнца" (Sonntag, Zontag, Sunday). Славянские
народы называют воскресенье "неделей" (днем, когда отдыхают от дел,
ничего не делают): укр. Недiля, польск. Niedziela, чешск. Nedele, болг.
Неделя. Этот же термин, первоначально употребляемый и на Руси,
сохранился в богослужебном календаре Русской Церкви; в гражданском
обиходе название дня ("неделя") перешло на семидневный период,
именовавшийся ранее "седмица". Слово "воскресенье" в современном
значении стало систематически употребляться с XVI-XVII вв. Первоначально
воскресеньем называли только один день в году - праздник Пасхи (Светлое
Воскресение), хотя в смысле первого дня каждой недели оно было известно
и ранее. "Того же лета, месяца мая в 15-й день... в день воскресенья
Господня въ Сборъ святыхъ отець 7-й недели по Пасце, по Литургии,
загореся градъ Ростовъ" (Лавр. летоп., 1211). Т. о., "во всем
христианском мире одни мы - русские - называем Господний день...
Воскресеньем. Как и когда осмелились мы сделать это, стоит исследования.
Правда, и другие славяне не отстали от нас, характеристично придумав
для первого дня седмицы имя "недели", которое мы бесхарактерно
распространили на всю седмицу" (Антонин (Капустин), архим. Поездка в
Румелию. СПб., 1879, с. 10-11).

Лит.: Краткое сведение о воскресном дне (без подп.) // Христианское Чтение. 1837. Ч. III; Смирнов Д. Празднование воскресного дня. (Его история и значение). Киев, 1893; Петровский А. Воскресный день // Правосл. богословская энциклопедия. СПб., 1902. Т. 3. Кол.956-979; Миркович Л. Хеортологиjа. Београд, 1961. С. 26-36.

"ЗДЕСЬ БУДЕТ ГОРОД ЗАЛОЖЕН..."

16
мая (27 по новому стилю) 1703 г. на заросшем деревьями и кустарником
Заячьем острове завизжали пилы и застучали топоры: русские "рубили"
крепость, откуда собирались решительно "грозить шведу". Так было
положено начало блистательному "Санкт-Питербурху" - новой столице
Российской империи.

День основания С.-Петербурга - дата
условно-символическая. Хорошо известно, что Петра I в этот день на
Заячьем острове не было, и закладку крепости вел его "друг сердешный" А.
Д. Меншиков. Этой датой претендует быть и 29 июня (10 июля в XVIII в.)
того же года, когда заложили церковь апостолов Петра и Павла, и царь
праздновал день своего небесного покровителя (день Ангела). Святой Петр,
согласно евангельскому повествованию, - хранитель ключей от врат рая.
Понятно, что и город, носящий его имя, сам становится "ключом" от
Балтийского моря и "окном в Европу", выводя Россию из варварской
изоляции.

Важно то, что на 16 мая пришелся в тот год праздник Пятидесятницы (Святой
Троицы), когда празднуется день рождения христианской Церкви (слово
Церковь, греч. Экклесия, значит просто "Собрание"!). Книга Деяний
Апостольских повествует, что в еврейскую Пятидесятницу, через десять
дней после вознесения Иисуса Христа, произошло чудесное "смешение
языков", и паломники в Иерусалиме со всей Вселенной (по-гречески
"Экумены") стали понимать друг друга. Символика знаменательна и
прозрачна: "Город-ключ" одновременно является и "Городом-собранием",
приобретая вселенское ("экуменическое") значение. Он становится городом
европейским - свободным и открытым всем народам, религиям и культурам:

"Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе".

Державный
основатель Санкт-Петербурга был бы доволен, увидев на нашем рейде
многочисленные флаги и услышав особенно любезную его сердцу голландскую
речь.

 

Юрий РУБАН

 


[1]
Фомино воскресенье именуется также "неделей Антипасхи" (antipascha, т.
е. "вместо Пасхи"), "потому что этот день есть первый из воскресных дней
всего года, в который событие Воскресения повторяется" (Никольский К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907, с. 639-640).

[2] Место несчастного предателя пока оставалось вакантным. См.: Кн. Деяний Апостольских 1:15-26.

[3]
Русский Синодальный перевод этого места неудачен: "...И не будь
неверующим, но верующим", а церковнославянский гораздо точнее: "...И не
буди неверен, но верен" (Иоанн 20:27). Библейскому понятию "вера"
соответствуют в первую очередь наши понятия "доверие" и "верность". Это
не вера в Бога, а верность Богу. Отрицать существование Бога (или богов)
древний человек мог лишь в одном случае. См.: Псалом 13:1; Послание ап.
Иакова 2:19; СББ, кол. 115-128.

[4] В некоторых областях поминовение усопших бывает в "Фомин понедельник" (Никольский К., прот. Пособие к изучению устава... с. 641-642).

[5] Римский историк Тацит называет распятие "рабской казнью" (Taciti Historiae IV, 11).

[6] См.: Рыбинский В. П. Самаряне. Киев, 1913; Он же. О паломничестве в Иерусалим в библейское время. Киев, 1909.

[7]
См. I и II Книги Маккавейские, а также: Иосиф Флавий. Иудейские
древности, кн. XII-XIV; Мень А., прот. На пороге Нового Завета. От эпохи
Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя. М., 1992 (17-18
глл.).

[8] См.: Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. IV. История Церкви в эпоху Вселенских Соборов. Пг., 1918; Ловягин Е. О заслугах св. Афанасия Великого для Церкви в борьбе с арианством. СПб., 1850

[9]
Слово "партия", латинское pars, partis, переводится как "часть", т. е. -
часть от целого! В этом неизбежная ущербность "партийного" сознания.

[10] Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины. М., 1914, с. 161.

[11] О библейско-христианском понятии святости см.: Словарь библейского богословия. Брюссель, 1974, кол. 1007-1013 ("Святой"); Живов В. М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. М., 1994.

[12] Афанасий (Сахаров), еп.
О празднике Всех Святых, в земле Русской просиявших и о службе на сей
праздник // Ученые записки. Вып. 1. Издание Российского Православного
университета ап. Иоанна Богослова. М., 1995, с. 91-101. См. тж.: Федотов Г. П.
Святые Древней Руси/ Предисл. Д. С. Лихачева и А. В. Меня. М., 1990
(содержит указатель источников и литературы по данной теме).