Начало индикта – церковное новолетие
1/14 сентября
Апостольское чтение (новолетия)
Первое Послание апостола Павла к Тимофею 2:1–7. – Зачало 282
[Заключительные увещания и приветствия коринфянам]
1Итак прошу, прежде всего, совершать прошения, молитвы, ходатайства, благодарения за всех людей, 2за царей и всех носителей власти, чтобы проводить нам спокойную и тихую жизнь во всяком благочестии и достоинстве. 3Это хорошо и приятно Спасителю нашему Богу, 4Который хочет, чтобы все люди были спасены и пришли к познанию истины. 5Ибо один Бог, один и посредник между Богом и людьми, Человек Христос [Мессия] Иисус, 6давший Себя как выкуп за всех. Это – свидетельство в положенное время; 7для чего я был поставлен проповедником и апостолом, – истину говорю, не лгу, – учителем язычников в вере и истине. Благодать Господа Иисуса [Христа] – с вами. Любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. [Аминь.]
Евангельское чтение (новолетия)
Евангелие от Луки 4:16–22. – Зачало 13
[Проповедь Иисуса Христа в Назарете]
[В то время Иисус] пришел в Назарет, где был воспитан, и в день субботний вошёл, как делал обычно, в синагогу, и встал, чтобы исполнять дело чтеца. И подали Ему свиток пророка Исайи; и, развернув свиток, нашёл Он место, где написано:
«Дух Господа на Мне;
ибо Он посвятил Меня помазанием Своим
благовестить убогим
послал Он Меня,
возвещать пленённым свободу
и слепцам прозрение,
отпускать на волю утесняемых,
возвещать лето Господне благоприятное
[или: возвестить год милости Господней]!»
(Исайя 61:1–2)
И свернув свиток, Он отдал его служителю и сел; и взоры всех в синагоге устремились на Него. Он же начал говорить им, что сегодня исполнилось перед ними это слово Писания.
И все подтвердили (засвидетельствовали) Ему это и удивлялись словам благодати, исходившим из Его уст, и спрашивали: «Разве Он – не сын Иосифа?»
Комментарии к Евангельскому чтению
«Лето Господне» в русской Синодальной Библии (как в пророчестве Исайи, так и в цитате этого пророчества в Евангелии от Луки) – это оставленное без перевода славянское слово, буквально означающее «год». В библейском контексте речь идёт о времени, называемом «День Господень». Это время, когда «Бог посетит народ Свой», то есть пошлёт давно ожидаемого Мессию, и Он устроит на земле теократическое Мессианское царство. Когда же всем знакомый «сын Иосифа» (который ещё недавно здесь плотничал и выполнял их заказы!) даёт понять, что знаменитое пророчество относится к Нему, – то это воспринимается как богохульство и вызывает возмущение («все <…> исполнились ярости»). Иисуса выгоняют из города и даже хотят столкнуть с горы. Об этом мы читаем у Луки чуть далее. Националистическое и политизированное сознание евреев не может принять «Царство не от мира сего». «Господи, неужели пришло время, когда Ты вернёшь Израилю царство?» (Деяния 1:6), – с надеждой вопрошают апостолы своего Учителя даже в день Его вознесения!
«Слово пророка Исайи, которое Господь Иисус читает в назаретской синагоге, – одно из самых известных мессианских пророчеств. Столетиями оно читалось в собраниях иудеев и наполняло сердца верующих радостью и надеждой. Сквозь все перипетии истории, через все бедствия и трагедии, падения и восстания Израиль пронёс надежду на то, что придет Некто, Кто даст исцеление сокрушённым сердцем и освобождение пленённым, Кто отпустит измученных на свободу. За века иноземного гнета такие пророчества стали ещё и знаменем болезненного патриотизма, слишком приземлённо понимавшего «лето Господне благоприятное». И вот, не в первый уже раз, является в Израиле проповедник, совершающий чудеса и возвещающий неслыханное. <…> И потому, когда Он сел, глаза всех были устремлены на Него. Греческий текст говорит здесь чуть ярче синодального перевода: «глаза всех впивались в Него». Все ждут, что Он скажет дальше. И в этот день из уст Иисуса звучит то, чего ждали веками: «Сегодня исполнилось это слово Писания». В Нём исполнилось ожидание людей, в Нём и доныне исполняется наша надежда на жизнь, истину и любовь.
А дальше происходит нечто ужасное. Как только Иисус, посланный Богом Спаситель, говорит о том, что спасение дано всем, а не только иудеям, – Его выгоняют, чтобы убить. Это грозное предупреждение всем нам. <…>» («Мысли вслух» на Лк. 4:16–22) // http://www.bible-center.ru/ru/note/20101007/orth).
ИНДИКТ
– это порядковый номер года внутри регулярно повторяющегося пятнадцатилетнего промежутка времени (т. н. "индиктиона"), от одной индикции (переписи) к другой. Сами индиктионные циклы не нумеруются, но используются для соотнесения с другой системой датирования.
Первоначально "индикция" (лат. indictio – "провозглашение") – это объявление обязательных поставок съестных припасов правительству. Происхождение индикционного цикла остаётся неясным (возможно, египетского происхождения), но уже при императоре Диоклетиане (284–305 н. э.) каждые 15 лет в Римской империи производилась переоценка имущества для установления величины взимаемого налога. Необходимость для населения знать налоговый год привела к исчислению годов по индиктам. Официально этот счет времени ввёл император Константин Великий (в 312/3 г.). Сначала индикт начинался с 23 сентября – даты рождения первого римского императора Октавиана Августа; в 462 году из практических соображений начало года перенесли на 1 сентября. Датировка годов по индиктам стала обязательной с 537 года, получив широкое распространение в гражданском и церковном делопроизводстве. Она использовалась Верховным трибуналом Священной Римской империи вплоть до её распада в 1806 году и до сих пор употребляется в некоторых календарных системах. Для прикладной хронологии датировки по индиктам имеют огромное значение. "Среди хаоса средневековых датировок эти были по крайней мере устойчивыми" (Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975. С. 73). В современном православном календаре под 1/14 сентября значится "Начало индикта – церковное новолетие", отмечаемое в храмах благодарственным молебном. (Сентябрьский Новый год – вместе с эрой от Сотворения мира, ajpo; tou` kovsmou, – был одновременно и государственным в России до 1700 года.) Церковный Новый год по юлианскому календарю приходится в XX—XXI веках на 14 сентября по григорианскому (с 2100 года он будет приходиться на 15 сентября, и т. д.).
Индикт года соответствует остатку от деления числа года византийской эры от сотворения мира (с точкой отсчета 1 сентября 5509 года до н. э.) на 15. При использовании летосчисления от Рождества Христова (н. э.) к числу лет прибавляют 3 и результат также делят на 15. (Поскольку смена индикта происходит 1 сентября по Юлианскому календарю, то при работе с датами по январскому и мартовскому календарным стилям необходимо делать соответствующие поправки.) Так, 14 сент. 2000 года н. э. = 1 сент. 7509 года от сотв. мира, 9-й год индикта; 14 сент. 2006 г. = 1 сент. 7515 года от сотв. мира, 15-й год индикта; 14 сент. 2007 года = 1 сент. 7516 года от сотв. мира, 1-й год индикта; 14 сент. 2014 года = 1 сент. 7523 года от сотв. мира, 8-й год индикта, и т. д. См.: Календарь, Стиль, Эра.
Лит.: Климишин И. А. Календарь и хронология. М., 1990; Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. М., 1994. Т. 1.
Ю. Рубан