Мученик Александр Мюнхенский
_____________________________________________________________________________________________
ОДНО ОСОБЕННО ВЛАГАЮ В ПАМЯТЬ ВАШЕГО СЕРДЦА: НЕ ЗАБЫВАЙТЕ БОГА!!!
Александр Шморель – участник группы сопротивления «Белая Роза».
«Милая Нелли!
Раньше, чем мы все думали, мне было суждено бросить земную жизнь. Мы с Ваней и
другими ребятами работали против немецкого правительства, нас поймали и
приговорили к смерти. Пишу из тюрьмы. Часто, часто я вспоминаю Гжатск! И почему
я тогда не остался в России?! Но все это воля Божья. В загробной, вечной жизни
мы опять встретимся!
Прощай, милая Нелли! И помолись за меня! Твой Саша. Всё за Россию!!!»
Эти
строки знакомой русской девушке пишет накануне казни Александр Шморель -
участник антифашистской группы сопротивления «Белая Роза». Но письмо не найдёт
своего адресата: Гжатск уже был занят советскими войсками, и письмо из Германии
отправлять туда стало бессмысленно.
Александр
родился в Оренбурге. Отец Гуго Шморель был немецкого происхождения и служил
врачом, а мать Наталья Петровна умерла от тифа, когда мальчику еще не было двух
лет.
Сына крестят как православного. В 1921 году семья переезжает в Мюнхен,
вместе с русской няней Феодосией Лапшиной. Дети растут в двуязычной среде,
приобщаясь к художественной, музыкальной культуре, изучают литературу. Всю
жизнь потом Александр Шморель будет осознавать себя православным: родители
заботились о том, чтобы ему правильно преподавался Закон Божий приезжавшим в
Мюнхен священником. В доме Шморелей часто бывают эмигранты, родители тесно дружат
с семьёй Леонида Пастернака.
Александр
Шморель глубоко воспринимает русскую литературу, жадно черпая в ней духовность,
которой так не хватало молодому человеку. Он зачитывается Достоевским, а
«Братья Карамазовы» становятся одной из самых любимых книг. Даже письма свои он
подписывает «Алёша», переделывая на русский манер немецкое «Алекс».
«Никакая страна не сможет мне заменить
Россию, никакой человек – русского человека,
– пишет он. – Я люблю в России степи и
простор, леса и горы, над которыми не властен человек. Люблю русских, всё
русское, чего никогда не отнять». И сейчас он в баварской природе ищет,
казалось бы, русскую; любитель лошадей, он мечтает о скачке верхом по русским
просторам; восторженно смотрит на звездное небо, видя в нём отражение божественной
красоты; любить и творить – так он понимает предназначение человека.
С
тяжелым сердцем в 1938 году Александр Шморель вступает в армию, желая поскорее
разобраться с военной службой: он переживает, что придётся приносить военную
присягу Гитлеру и воевать против России. Но его спасением становится
медицинское образование, дающее возможность во время войны не убивать, а
спасать людей. И с ближайшим другом Христофором Пробстом они решают поступать
на медицинский факультет Гамбургского университета. Последние месяцы армии они
учатся в школе санитаров.
Но
уже 1 сентября 1939 года с нападения Германии на Польшу начинается Вторая
мировая война. После возвращения в Мюнхен Александр Шморель продолжает свое
медицинское образование. Он посещает храм и здесь видит русских эмигрантов:
тех, кого теперь высылали из Франции. Его поражает тихая молитвенность этих
людей – детей и взрослых, – их покорность Богу, способность любить, верить,
страдать. Душа молодого человека всеми силами противилась пустой обывательской
жизни, она стремилась христиански осмыслить всё происходящее. Он увлеченно занимается
рисованием и скульптурой. Вместе с тем, глубокая внутренняя жизнь его остается
малозаметной окружающим: после казни родственникам выдадут молитвослов, который
Александр носил при себе.
Известие о нападении Гитлера на Советский Союз
застает Александра в походе в Альпах: для него это было нападение на Россию. В
это время вокруг Александра Шмореля складывается круг единомышленников. Ещё в
1933 году в семье возникали неодобрительные отзывы в адрес власти. Сейчас молодые
люди, выступающие против национал-социалистического режима, искренне и горячо
любившие свою страну, объединяются в группу под названием «Белая Роза». Это
было уже действенное сопротивление: покупается техника, печатаются листовки с
призывами. Их находят в телефонных будках, подъездах домов и даже на прилавках
магазинов. Послания рассылаются тысячам адресатов. «Человек, конечно, свободен, – возвещалось в одной из них, – но без истинного Бога он беззащитен перед
злом, он – как корабль без руля, отданный на волю волн, как грудной младенец
без матери, как облако, тающее в небе. Есть ли, спрошу я тебя, ведь ты
христианин, есть ли в этой борьбе за сохранение твоих высших ценностей
нерешительность, игра в интриги, не складывается ли принятие решения в надежде,
что оружие в твою защиту поднимет кто-либо другой? Мы должны нападать на зло
там, где оно сильнее всего, а сильнее всего оно во власти Гитлера». Безрассудная
смелость молодых людей не может не удивить: печатали листовки на машинке,
одолженной у знакомого (госслужащего) всего два человека: Александр и Ханс
Шолль, отправляли их по почте в конвертах без обратного адреса, сами разносили
по домам.
Александр
Шморель возвращается на Родину в рядах немецкой армии и служит на перевязочном
пункте в районе Гжатска. Здесь он встречается со священником, общается с
жителями города. «Кроме добра я здесь ничего
не видел и не слышал», – пишет он родителям в письме исключительно
по-русски. Он близко знакомится с Нелли, возникает мысль остаться в России,
перейти линию фронта, к «своим», уйти к партизанам. Но после всех колебаний, он
решает вернуться в Германию, чтобы продолжить борьбу с фашизмом изнутри. В
беседах с близкими людьми он говорит о том, что изменение жизни людей к лучшему
– вопрос не политический, а духовный. Гармония, любовь, всё наполняющая – вот
для него высшая внутренняя цель человеческого сердца.
В
октябре 1942 года он возвращается в Мюнхен, и деятельность «Белой Розы» начинается
с новой силой. Позже на допросе Александр Шморель скажет: «То, что я делал, я делал не неосознанно, наоборот, я даже рассчитывал
на то, что в случае расследования мне придется расстаться с жизнью».
Количество
листовок переходит в сотни тысяч. Александр рассылает их из разных городов
Австрии, Софи Шолль – из Аугсбурга. Для бдительной охраны националистического
строя это не могло долго оставаться незамеченным (многие, получившие листовки,
сами сдавали их), и опасный для группы момент настал: при неосторожном сбросе
листовок с лестницы университета Ханс и Софи Шоль были арестованы. Их
приговорили к смерти 22 февраля и казнили в тот же вечер. Александр Шморель собирается
бежать, но из-за бомбардировки вынужденно остается в Мюнхене и, будучи преданным
знакомой, узнавшей его в бомбоубежище, оказывается в тюрьме.
Протоколы
допросов свидетельствуют о невероятной стойкости и вере мужественного человека:
«Я по своему мышлению и чувствованию
больше русский, чем немец», «Строгий приверженец Русской Православной Церкви» –
бескомпромиссно свидетельствует он. Заключение,
осознание близкой смерти раскрывает в душе двадцатипятилетнего молодого
человека доселе неведанные глубины. «Что
я доселе знал о вере, об истинной глубокой вере, об Истине, последней и
единственной, о Боге? Очень мало. Теперь же я достиг того, что даже в моем
нынешнем положении весел, спокоен и в благом расположении – будь что будет»,
– пишет он сестре. От другого осужденного он получает книги, и об их содержании
можно судить по письмам родным: в них он цитирует святоотеческие тексты,
размышляет о Всеблагом Божием Промысле и Его утешении: «Чем больше жизненная трагедия, тем сильнее должна
быть вера, чем больше кажущаяся богооставленность, тем благонадежнее нам
следует вручать свою душу в Божии отеческие руки».
В день казни Александр Шморель написал родителям: «Мои любимые отец и мать! Итак, все же не
суждено иного, и по воле Божией мне следует сегодня завершить свою земную
жизнь, чтобы войти в другую, которая никогда не кончится и в которой мы все
опять встретимся. Эта встреча да будет Вашим утешением и Вашей надеждой. Для
Вас этот удар, к сожалению, тяжелее, чем для меня, потому что я перехожу туда в
сознании, что послужил глубокому своему убеждению и истине. По всему тому я
встречаю близящийся час смерти со спокойной совестью. Вспомните миллионы
молодых людей, оставляющих свою жизнь далеко на поле брани – их участь разделяю
и я… Немного часов, и я буду в лучшей жизни, у своей матери, и я не забуду Вас,
буду молить Бога о утешении и покое для Вас. И буду ждать Вас! Одно особенно
влагаю в память Вашего сердца: Не забывайте Бога!!! Ваш Шурик...» Перед
смертью Александра Шмореля посетил отец Александр (Ловчий) – будущий архиепископ
Берлинский и Германский, исповедовал и причастил его. Свидетели последних минут
жизни мученика говорили, что он от всего сердца простил знакомую, выдавшую его,
и просил позаботиться, чтобы ей не причинили вреда после падения гитлеровского
режима.
В день празднования собора святых апостолов, 13
июля 1943 года, Александр Шморель был казнен на гильотине в мюнхенской тюрьме
«Штадельхайм» и похоронен рядом на мюнхенском
кладбище. Сейчас недалеко от этого места возвышается Мюнхенский православный
кафедральный собор святых новомученников и исповедников Российских. Но с этим
дело, начатое Александром Шморелем и другими деятелями «Белой Розы», не
заканчивается: экземпляр последней, шестой листовки попал окружным путем в
Великобританию, где был выпущен полуторамиллионным тиражом и развеян союзной
авиацией над немецкими городами в августе 1943 года. Заголовок листовки гласил:
«Манифест мюнхенских студентов-антифашистов».
Именем Александра Шмореля позже назвали одну
из улиц Мюнхена, а экспозиции, посвященные деятельности «Белой Розы», появились
в музеях Мюнхенского университета и Музее истории Оренбурга. Александр Шморель 5
июля 2012 года был канонизирован в лике мучеников местночтимых святых
Берлинско-Германской епархией Русской Православной Церкви Заграницей.
Источники:
https://drevo-info.ru/articles/26025.html
http://www.taday.ru/text/1461299.html
http://www.vokrugsveta.ru/article/224980/
http://www.bbc.com/russian/international/2013/02/130222_germany_ww2_resistance
http://www.gzhatsk.ru/rysskaya_dusha_beloi_rozy/rodina.html
Статью подготовила сестра Свято-Георгиевского сестричества Анна Мартынова