МИРОТВОРЧЕСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ (СИМАНСКОГО)

30 января 2015

Родился будущий Патриарх 27 октября 1877
г. в Москве в дворянской семье чиновника.

Его прадед, начиная как дипломат,
перешёл на гражданскую службу. По церковной стезе пошли два представителя
ветвистого рода - епископ Пахомий (Симанский) (†1789) в середине 18 в. и
священник Павел Симанский (†1907), бывший моряк, в конце 19 в. Все остальные предки Патриарха Алексея - кадровые военные.

Алексий (Симанский) до монашеского пострига изучал
международное право и служил в царской армии. В 1899—1900 годах находился на
военной службе в качестве вольноопределяющегося в 7-м гренадерском Самогитском
полку. Вышел в запас в чине прапорщика.

9 февраля 1902 г. был пострижен в
монашество с именем Алексий.

18 мая 1932 г.  был возведен в сан
митрополита с титулом Старорусский, с 11 августа 1933 г. служил митрополитом
Новгородским, с 5 октября 1933 г. служил  митрополитом Ленинградским.

Самые яркие страницы жизни и церковного служения
Патриарха были связаны с его деятельностью в блокированном Ленинграде.

26 июня он обратился к своей пастве с
патриотическим воззванием «Церковь зовет к защите Родины». 10 авг., находясь в
Москве, во время службы в Богоявленском соборе он произнес проповедь, в которой
определил свое отношение к начавшейся войне и позицию каждого верного сына
Отечества: «Русский человек бесконечно привязан к своему Отечеству,
которое для него дороже всех стран мира... Когда Родина в опасности, тогда
особенно разгорается в сердце русского человека эта любовь... Не только как на
долг, на священный долг, смотрит он на дело ее защиты, но это есть
непреодолимое веление сердца, порыв любви, который он не в силах остановить,
который он должен до конца исчерпать» (Правда о религии в России. С. 98).

Несколько дней спустя митрополит Алексий
вернулся в Ленинград, а 8 сент. 1941 г. вокруг города сомкнулось кольцо
блокады. Ленинградский митрополит остался в осажденном городе и разделил с
паствой ужасы всех блокадных дней и ночей. Из Князь-Владимирского собора,
поврежденного обстрелом, митрополит Алексий перешел жить в кафедральный
Никольский собор в центре города. Во время бомбежек и обстрелов в храмах города
ежедневно совершались богослужения. Митрополит Алексий служил литургии и др.
уставные службы, часто по священническому чину, молебны, совместные отпевания,
панихиды; постоянно проповедовал, беседовал с каждым, кто к нему обращался,
ободрял, утешал, напутствовал умирающих. Часто выступал с патриотическими
посланиями.

Осень 1941 г. была очень тяжелым
временем для страны. Фронт приблизился к Москве. 12 октября митрополит Сергий
написал завещание, первый пункт которого гласил: «В случае моей смерти
или невозможности исполнять должность Патриаршего Местоблюстителя эта должность
во всем объеме присвоенных ей патриарших прав и обязанностей переходит к
Преосвященному митрополиту Ленинградскому Алексию Симанскому».

В подвальных помещениях ряда храмов
(например, в Спасо-Преображенском соборе) были устроены бомбоубежища. Под
Казанским собором в период блокады находился детский сад и одно время – отдел
штаба Ленинградского фронта. Многие храмы использовались для хранения
культурных ценностей. Так, Сампсониевский собор был занят филиалом Эрмитажа,
Крестовоздвиженскую церковь занимало фильмохранилище, Афонское подворье и
Новодевичий монастырь – архивы, Владимирскую церковь – филиал Публичной
библиотеки и т.д. Особенно много музейных коллекций было размещено в
Исаакиевском соборе в надежде на то, что германские войска, считая его
гигантское здание ориентиром, не будут специально пытаться уничтожить храм.
Этот расчет оказался правильным, за весь период блокады в собор не было прямого
попадания бомб или снарядов, и бесценные коллекции уцелели.

Целый ряд церковных зданий выполнял
функции, связанные с патриотическим воспитанием жителей города и бойцов Ленинградского
фронта. Особенно большую роль при этом играла Александро-Невская Лавра. С
началом Великой Отечественной войны комплекс зданий Лавры сразу стал
использоваться для военных целей. Первоначально в конце лета – осенью 1941 г.
на территории монастыря был устроен укрепленный район с девятью опорными
боевыми точками. В Федоровском корпусе вблизи Троицкого собора разместилось
бомбоубежище, а большая часть самого собора оказалась занята под воинский
склад, причем одно время в нем хранили и боеприпасы.

В конце 1941 г. в части лаврских зданий
разместился приемно-распределительный госпиталь № 1. Сюда в обязательном
порядке поступали все больные и раненые военнослужащие, прежде чем попасть в
какое-либо другое лечебное учреждение. В приемно-распределительном госпитале
врачи оказывали первую медицинскую помощь, осуществляли диагностику и
сортировку раненых и больных и направляли их затем в соответствующие лечебные
учреждения.

Обращение в ходе войны к русским
патриотическим, в том числе православным церковным традициям играло чрезвычайно
важную роль в обороне Ленинграда. Достаточно упомянуть тот факт, что с городом
на Неве была тесно связана жизнь, деятельность или история захоронений знаменитых
русских полководцев – А. Суворова, М. Кутузова, Ф. Ушакова, святого князя
Александра Невского, в честь которых учредили ордена в советских вооруженных
силах (так, орден Александра Невского был учрежден 29 июля 1942 г. по личному
указанию Сталина). В Благовещенской церкви Лавры находилась могила
генералиссимуса А.В. Суворова, и в 1942 г. было произведено ее художественное
оформление. Сюда, к могиле непобедимого полководца приходили воины,
отправлявшиеся на защиту родного города.

Имя князя Александра Невского стало
особенно популярно после выхода на экраны художественного фильма «Александр
Невский» и воспринималось в качестве символа борьбы с германской агрессией на
русские земли. Поэтому в 1944 г. в Троицком соборе была устроена выставка,
посвященная св. кн. Александру Невскому, которую посетило большое количество
военнослужащих Ленинградского фронта и жителей города.

Значительную роль в патриотическом
воспитании играли также Петропавловский и Казанский соборы. На площади перед
последним у памятников полководцам Отечественной войны 1812 г. Кутузову и
Барклаю де Толли давали клятву уходившие на защиту Ленинграда воины. Для этой
цели памятники в виде исключения не были закрыты мешками с песком. Одновременно
воины посещали и расположенную в соборе могилу фельдмаршала М.И. Кутузова. В
архивах имеются фотографии, запечатлевшие эту церемонию. Уже в первые месяцы
войны антицерковная экспозиция занимавшего храм Музея истории религии была
закрыта, и к осени 1941 г. устроена выставка «Героическое прошлое русского народа».
Живописные полотна, рассказывавшие о военной истории России, и плакаты,
призывавшие к борьбе с захватчиками, были размещены сначала напротив собора, а
в октябре – на его колоннаде. С 1942 г. в Казанском соборе была развернута
выставка «Отечественная война 1812 г.», которую активно посещали делегации с
фронта.

В кинохронике начали показывать
немыслимые еще недавно кадры: в освобожденных городах жители с иконами
встречают советских солдат, и некоторые из бойцов, осеняя себя крестным
знамением, прикладываются к иконам; освящается танковая колонна, построенная на
пожертвования верующих и т.д. Следует упомянуть, что зимой 1942/43 г. на студии
Ленкинохроники был снят документальный фильм «Сбор ленинградскими верующими
средств на танковую колонну имени Димитрия Донского и эскадрилью имени
Александра Невского». Его автор известный фронтовой кинодокументалист Н.А.
Сотников в 1976 г. вспоминал: «…это был приказ, боевое задание и, как
мне намекнули, задание правительственное. Фильм предназначался для показа за
рубежом, цели имел пропагандистские, должен был способствовать открытию второго
фронта… Он (митрополит Алексий) расположил меня к себе сразу. Могу со всей ответственностью заявить,
что он был человеком мудрым, тонким, деликатным, очень образованным, светским в
лучшем смысле этого слова, обходительным, а по обходительности мы так истосковались!..
И тут я сделал для себя открытие - оказывается, митрополит сведущ в военных
вопросах. Он свободно владел военной терминологией, проводил исторические
параллели, упоминал о роли авиации в Первой мировой войне, знал даже калибры, а
я, честно говоря, был в этом не силён... Не менее хорошо митрополит разбирался
и в политике. Особенно его волновала проблема второго фронта... Жил митрополит
Алексий скромно, аскетично, но по-своему уютно. На келью отшельника виденная
мною комната похожа не была. Разумеется, иконы, религиозная литература, но на
рабочем столе я увидел немало газет, книг политических, исторических. Почти все
они были в белых закладках» (журнал «Родина», 1999, № 10, с. 72-76).

Прорыв ленинградской блокады в янв. 1943
г. позволил митрополиту Алексию выехать в Ульяновск на встречу и доклад митр.
Сергию. Важнейшей вехой новой религиозной политики стало 4 сентября 1943 г.
Днем на даче у Сталина прошло совещание с участием Г. Маленкова, Л. Берии,
представителей НКГБ, на котором был обсужден новый курс государственной
религиозной политики. Результатом стало решение создать постоянный Синод,
причем Сталин настоял на созыве Собора через три-четыре дня.  Митрополит
Алексий в числе других высказался за образование Синода и обосновал это
предложение как наиболее желаемую и приемлемую форму, сказав также, что
избрание Патриарха на Архиерейском Соборе считает вполне каноничным. Далее
митрополит Сергий поднял, а Владыка Алексий развил вопрос о подготовке кадров
духовенства, оба просили Сталина, чтобы им было разрешено организовать
Богословские курсы при некоторых епархиях. Относительно открытия новых храмов
митрополит Алексий также поддержал в разговоре Патриаршего Местоблюстителя,
отметив неравномерность распределения церквей в Советском Союзе и, высказав
пожелание в первую очередь открывать их в областях и краях, где совсем нет
храмов или где их очень мало. В ответ было дано разрешение на открытие Духовных
академий и училищ, дополнительных приходов в епархиях, выпуск ежемесячного
церковного журнала.  Затем митрополит Алексий поднял вопрос перед
 Сталиным об освобождении некоторых архиереев, находящихся в ссылке,
лагерях, тюрьмах и т.д.

Глубокие изменения в жизни Русской
Церкви начались сразу же после встречи в Кремле. Уже 8 сентября в Москве
состоялся Собор епископов, на котором 19 иерархов единогласно избрали
Патриархом Московским и всея Руси митрополита Сергия. Собор также обратился к
христианам всего мира с призывом объединиться для окончательной победы над
фашизмом. Митрополит Алексий принял самое активное участие в предсоборной
деятельности и выступил на Соборе с докладом «Долг христианина перед Церковью и
Родиной в эпоху Отечественной войны». 12 сентября 1943 г. произошла
интронизация Патриарха, а через неделю в здании бывшего германского посольства,
переданном Церкви, он приветствовал прибывшую из Великобритании делегацию
Англиканской Церкви во главе с архиепископом Йоркским Кириллом Гарбеттом. Все
10 дней пребывания делегации в СССР с ней был митрополит Алексий. Как
постоянный член созданного при Патриархе Священного Синода Владыка являлся
ближайшим помощником Первосвятителя и играл активную роль в установлении
международных связей Русской Церкви, возобновлении в сентябре 1943 г. выпуска
«Журнала Московской Патриархии» и др.

В канун Пасхи 1943 г. митрополит Алексий
призывал пастырей и паству, находившихся на оккупированной вражескими войсками
территории: «Продолжайте же, братья, подвизаться за веру, за свободу,
за честь Родины; всеми мерами, и мужчины, и женщины, помогайте партизанам
бороться против врагов, сами вступайте в ряды партизан, проявляйте себя как
подлинно Божий, преданный своей Родине и своей вере народ, готовый жизнь свою
сделать священной жертвой верности и любви к своей возлюбленной Отчизне,
приблизиться через самопожертвование к высшей святой любви по суду Самого
небесного Судии: «Больше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за
други своя» (Ин 15. 13)» (Русская Православная Церковь и Великая Отечественная
война. С. 34–36).

С осени 1943 г. представителей
ленинградского духовенства стали привлекать к участию в общегородской
общественной работе. Так прот. П. Тарасов участвовал в деятельности городской
специальной комиссии, а прот. Н. Ломакин — в городской и областной Комиссиях по
расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (в дальнейшем он
выступил в качестве свидетеля обвинения на Нюрнбергском процессе). Митрополит
Алексий вел переговоры о подготовке и издании книги о патриотической работе в
Ленинградской епархии в годы войны (в итоге книга не вышла). А 11 октября 1943
г. впервые за все годы советской власти 12 ленинградским священнослужителям, в
том числе митрополиту, были вручены правительственные награды — медали «За
оборону Ленинграда».

Происходили и другие перемены.
Военнослужащие  Ленинградского фронта, в том числе офицеры, стали посещать
богослужения в храмах города (известно, что на некоторых богослужениях в Никольском
кафедральном соборе присутствовало командование фронта во главе с маршалом
Говоровым) и даже порой прислуживать в церкви. 14 декабря 1943 г. Совет по дела
Русской православной церкви разрешил Ленинградскому митрополиту иметь
технический аппарат, и 15 апреля 1944 г. в здании Никольского собора открылась
епархиальная канцелярия.

В январе 1944 г. митрополит Алексий был
назначен членом Ленинградской областной комиссии по расследованию злодеяний
немецко-фашистских захватчиков, а 15 мая 1944 г., после смерти Патриарха
Сергия, стал Патриаршим Местоблюстителем. 2 февраля 1945 г., на Поместном
Соборе он был избран Патриархом.

День Победы, 9 мая 1945 г., совпал со
светлыми днями Пасхи Христовой. Во всех храмах Русской Церкви совершались
благодарственные молебны и служились панихиды по погибшим. Особо торжественное
богослужение было совершено Патриархом с сонмом иерархов, пресвитеров и
диаконов в Патриаршем Богоявленском соборе.

После победы СССР в Великой
Отечественной войне авторитет Советского государства и Русской Церкви на
международной арене был необыкновенно высок. Следствием этого явилось
воссоединение многих православных епархий и приходов русской диаспоры с Русской
Церковью. Забота о восстановлении церковного единства в русской диаспоре и
налаживание межконфессиональных отношений  были  основными задачами
Патриарха на всем протяжении его Первосвятительского служения.

До конца дней Первосвятитель хранил
память о блокаде, в частности, держал в письменном столе влетевший в его
комнату осколок немецкого снаряда.

7 апреля 1970 г. Патриарх Алексий скончался в с. Лукино вблизи ст.
Переделкино Московской области и был погребен в крипте Успенского собора
Троице-Сергиевой Лавры.

C теплотой вспоминал о патриархе
митрополит Питирим (Нечаев):

«Патриарх был удивительным человеком. До
последних дней он сохранял ясный блеск глаз и твёрдость почерка. В богослужении
— да и в жизни, — он был неподражаем; повторять его было невозможно. Интересная
деталь: на службе его сразу было видно, оптически взгляд фокусировался на нём,
хотя он был <…> неполного среднего роста. С началом контактов с
зарубежными Церквами к нам стали приезжать Патриархи с Востока, величественные,
не знавшие, что такое репрессии, — но когда они стояли в одном ряду, наш
Патриарх выделялся среди них своим духовным величием. Это внутреннее содержание
выделяло его из ряда всех иерархов. <…> Характер у Патриарха был очень
контрастный — я бы сказал, огненный. Когда он сердился, весь вспыхивал,
приходил в страшный гнев, но потом всегда сам очень от этого расстраивался и
жалел о случившемся. Кроме того, он обладал большим чувством юмора.»

Патриарх Алексий I был награжден 4
орденами Трудового Красного Знамени (1946, 1952, 1962, 1967), медалями «За
оборону Ленинграда» (1943) и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»
(1946); медалями Советского комитета защиты мира, орденом св. равноап. кн.
Владимира (1961), многими наградами зарубежных Церквей и гос-в (Румынии,
Ливана). В 1949 г. Учеными советами МДА и ЛДА удостоен звания д-ра богословия
honoris causa.

Интересный факт:

Сестра Патриарха- Анна Погожева (по мужу) - после
Великой Отечественной Войны стала монахиней с именем Евфросиния киевского
Покровского монастыря.

Использованные материалы:

1) http://spbda.ru/publications/blokadnoe-slujenie-patriarha-aleksiya-simanskogo/

2) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%B9_I

3)
http://www.sedmitza.ru/text/412139.html