МЕЛХИСЕДЕК или ААРОН? | Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

МЕЛХИСЕДЕК или ААРОН?

01 апреля 2016

_____________________________________________________________________

(К апостольскому
чтению в Неделю Крестопоклонную)

 

Время летит
быстро. Кажется, только недавно медленно покатились с горы тяжелые
великопостные дни, – но вот уже на исходе третья неделя (в церковном календаре –
«седмица») Великого поста. А 3-го
апреля – его третье воскресенье, именуемое в церковном календаре Неделей
Крестопоклонной. С этого дня в течение всей следующей седмицы (по 9 апреля) богослужения
в православных храмах посвящены символу христианства – Кресту, на котором был
распят Сын Божий. Как и в праздник Воздвижения Креста, за Всенощным бдением на
середину храма выносится изображение Распятия. Смысл обычая в том, чтобы
напомнить кающимся христианам о спасительном даре искупительной жертвы Сына
Божия. И это тем более уместно, что 
крестопоклонная среда, 6 апреля, символически делит Великий пост
пополам, являясь его центром, и до Пасхи останется ровно столько же, сколько
пройдет с его начала – три с половиной недели. 

Предлагаемое нам в Неделю Крестопоклонную апостольское чте­ние на
Литургии отнюдь не случайно противопоставляет вечное священство Мелхи­седека временному
священству Аарона.

Об этом ветхозаветном святом мы знаем очень мало. Его имя (евр.
Малкицедек
) означает в
переводе "Мой царь – праведность". При этом он и сам царь, причем,
царь древнего Салима (Шалема), то есть буду­щего Иеру­са­лима (!) и священник «Бога Всевышнего».
Мелхиседек – современник праотца Авра­ама (XIX—XVIII вв. до н. э.), с которым Бог недавно заклю­чил особый союз (завет), в силу которого Авраам
становится родоначаль­ником богоиз­бранного народа – единственного, облада­ю­щего
откровен­ным знанием об Истинном Боге в дохристианские вре­мена. При этом
Священное Писание (это предельно важно!), называя таинственного Мелхисе­дека
«священ­ником Бога Всевышнего», ничего
не говорит о подобных отноше­ниях между ним и Богом, Которому тот служит.
Поэтому зна­ме­нитый иудейский богослов Филон Александрийский (умер в середине I  в. н. э.) несколько уничижительно называет Мелхиседека «самоучкой в познании Бога». Действительно,
Библия лишь кратко повествует о его встрече с Авраамом после разгрома последним
месопотамской карательной экспеди­ции, вторгшейся в Палестину (Быт. 14:18–20).

Мелхиседек предлагает Аврааму трапезу хлеба и вина по распрост­ра­­ненному
на Востоке обряду союза (Быт. 31:44–46), а тот приносит ему дань за
покровительство. При этом Мелхиседек благословляет
Авраама, что, соглас­но автору Послания к Евреям, указывает на неиз­меримое
превосходство его священства перед будущим ветхозаветным священством Аарона
(которое Авраам носил в себе как родоначальник израильтян, в том числе и
священни­чес­кого колена Левия){*}. Отсюда – вполне понятное замалчивание
Мелхисе­дека в раввинистической тра­диции и возвеличивание в ессейской и
христиан­ской. В кумранских памятниках ("Мидраш Малкицедек") и
в Новом Завете Мелхиседек – это прототип Мессии, Который к тому же является
"свя­щенником вовек по чину (по образу) Мелхиседека" (Пс 109:4), а не Аарона, брата Моисея и родоначаль­ника
ветхозаветного священства!

Христианские богословы развили это толкование, усмотрев в хлебе и вине,
предложенных Аврааму, прообраз Евхаристической жертвы.

Ветхозветные кровавые жертвы утратили свой смысл после Голгофской Жертвы
Сына Божия (см. Евр. 9–10 гл.), а через четыре десятилетия  Иерусалимский храм был сожжён римскими
войсками (70 г.). С тех пор богослужения в собственном смысле (то
есть жертвы) в иудаизме не совершаются. На месте
Храма – единственном месте, где может совершаться предписанное Законом
Моисея богослужение! – стоит мечеть с золотым
куполом (Куббет-эль-Сахра), вторая по
значимости исламская святыня. Вряд ли это совершилось не без Промысла Божия.

Имя Мелхиседека упоминается в богослужебных книгах – Требнике (при освя­щении
алтарей)
и в Служебнике (в Евхаристической молитве). Важно то, что Мелхиседек – один из двух ветхозаветных
служителей истинного Бога, не принадлежащих к левитскому священству
Аарона. В этом – свидетельство универсализма
пути ко Христу, прокладывавшегося не только иудеями, но и язычниками. Память
Мелхиседека – в Неделю святых праотцов
и Неделю святых отцов (два
воскресенья перед Рождеством Христовым). Апокрифи­ческие сказания о Мелхиседеке
были широко распространены и в древнерусской литературе.

    {*} Примечание. «Без всякого же противоречия
меньший благословляется большим. <…> Итак, если бы совершенство достигалось
через левитское священство, – а на нем утверждается данный народу Закон! – то
какая была бы нужда восставать другому священнику по чину (положению)
Мелхиседека и назы­ва­ться [священником] не по чину Аарона? Потому что с переменой священства
необходима бывает и перемена Закона. Ибо Тот, о Ком это говорится, принадлежал
к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику. Наперед ведь
ясно, что Господь наш произошел от Иуды, из колена, о котором Моисей ничего не
сказал относительно священства» (Евр. 7:7, 11–14).

Литература: Тексты Кумрана. М., 1971. Вып.
1; Творогов О. В. Апокрифы о
Мелхиседеке // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. I. М., 1987; Ианнуарий (Ивлиев), архимандрит. «По
чину Мелхиседека...» (Проповедь на апостольское чтение в праздник Сретения
Господня) // «Вода живая: Санкт-Петербургский церковный вестник», 2009. № 2. С.
24–25.

Ю. Рубан


 

* * *

Апостольское чтение на Литургии (рядовое)

(Послание ап. Павла к Евреям
4:14 – 5:6)

 

[Превосходство Иисуса Христа –
Первосвященника Нового Завета]

[Братья,] имея Первосвященника великого, прошедшего [через] небеса,
Иисуса, Сына Божия, будем твердо держаться ис­поведания [нашей
веры]{*}. Ведь мы имеем не такого первосвящен­ника, который не
может проявить сострадание к нашим немощам, но Искушённого во всём, подобно
нам, кроме греха. Итак, будем безбоязненно приступать к престолу благодати{**}, чтобы получить нам милость и найти благодать для своевременной помощи.

Всякий ведь первосвященник, избираемый из людей, для лю­дей поставляется
на служение Богу, чтобы приносить дары и жер­твы о грехах. Он может сострадать
незнающим и заблужда­ющим­ся{***}, поскольку и сам подвержен немощам, и из-за них он дол­жен
как за народ, так и за самого себя приносить жертвы о грехах.

И эту честь никто из людей не присваивает
себе сам, но призывается Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам прославил
Себя, став Первосвященником, но (прославил Его) Тот (Бог Отец), Кто сказал Ему:

«Ты – Сын
Мой, Я сегодня породил Тебя»
(Пс. 2:7);

как и в другом месте Он говорит:

«Ты – Священник вовек по чину (положению) Мелхиседека» (Пс.
109:4).

 

Примечания

 {*} Речь идет об исповедании веры во
время таинства крещения.

{**} Здесь говорится о преодолении
ветхозаветного страха, вызванного запретом «присту­пать» к престолу (т. е. к
Богу) «непосвященным». Вероятно, намек на «доступ» в Храм и Святая Святых –
особое «присутствие Бога»; этим правом обладало только левитское священство, а не представители других слоев
израильского общества. Во Христе же все
верующие
(речь уже идёт не о левитском священстве, даже не об израильтянах
вообще, как «избранном» народе, а о людях как таковых!) вступили в права наследников и имеют доступ (prosagoge) к Богу
Отцу. Поэтому в Новом Завете "посвящённые" – это все крестившиеся во
Христа.

{***} «Незнающие и заблуждающиеся» – стандартное библейское выражение для
обозначение грешников, грех которых, хотя и подлежит осуждению, но всё-таки в
известной степени смягчён и оправдан тем, что это «грех невольный», вызванный
естественной человеческой немощью. – За
корректировку перевода апостольского чтения и эти замечания к нему сердечно
благодарю своего друга и коллегу архимандрита Ианнуария (Ивлиева). (Ю. Р.)