Малые герои войны

20 мая 2020

75 лет назад наш народ одержал победу в Великой Отечественной войне.

9 Мая – праздник особенный. Эта дата перевернула ход истории, дала начало новой жизни и позволила всем нам радоваться, мечтать, любить, созидать и быть счастливыми в этом мире.
В этом году впервые за свою историю День Победы в нашей стране отмечали без массовых  праздничных мероприятий. Но Указом президента РФ В.В. Путина 2020 год объявлен годом памяти и славы. Настоятель нашего храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Вячеслав Харинов 9 Мая предпринял традиционную уже поездку по местам захоронений и памятников жертвам Великой войны. Это официально малоизвестные и малопосещаемые места. Но к ним, при нашем участии, прокладывается «народная тропа». Пробег в духе образовавшегося в нашей стране движения народной мемориализации состоялся при поддержке мотосообщества «OST» и Свято-Георгиевского  Сестричества.

Рабочий поселок №5

Здесь в 11 часов 45 минут 18 января 1943 года соединились войска Ленинградского и Волховского фронтов, прорвав блокаду Ленинграда.
До войны он был одним из центральных посёлков большого индустриального пространства - Синявинского торфопредприятия. В настоящее время трудно себе представить, что посёлок состоял из двухэтажных бараков и что на его территории располагались магазин, школа, аптека, больница, имелся даже и клуб. То есть была хорошо организована вся железнодорожная и административная инфраструктура.
Судя по имеющимся данным, Рабочий посёлок № 5 был оставлен нами без боя в начале осени 1941 года. 11 сентября 1941 части 128-й стрелковой дивизии попытались взять его обратно, но не удержали. Было важно оставить в наших руках хотя бы три рабочих посёлка, тогда мы имели бы достаточно мощный коридор для успешного прорыва блокады.  Но благоприятный шанс был упущен. Зимой 1941-1942 года немцы превратили посёлок в настоящую цитадель, приспособленную к круговой обороне. И он со всех сторон ощетинился проволочными ограждениями, траншеями, ДЗОТами и противотанковыми рвами.
Утром 13 января к Рабочему посёлку №5 с юго-запада вышли бойцы 136-й стрелковой дивизии Н.П. Симоняка. Они сумели преодолеть заболоченный участок и захватить целыми артиллерийские орудия противника. Со стороны Волховского фронта  наступала 18-я стрелковая дивизия Н.М. Овчинникова, переброшенная из-под Сталинграда. Под сильным огнём врага она прорвала тыловую оборонительную позицию и с боями вышла к восточной окраине посёлка. Наших поддерживали 61-я и 96-я танковые бригады. Дивизии шли  опасно. Прорывались, оставляя фланги открытыми, что позволило немцам отвести свои войска из Шлиссельбурга. 136-я и 18-я СД сумели перерезать важную для немцев магистраль, связывающую 1-й Рабочий посёлок с Шлиссельбургом. Но потребовалось ещё шесть дней упорных сложных боёв, чтобы окружить и завоевать Рабочий посёлок №5.
Это место нам дорого тем, подчеркнул отец Вячеслав, что оно является самой южной точкой соединения Ленинградского и Волховского фронтов. Ею определилась максимальная ширина коридора, связавшего Ленинград с Большой землёй.


После войны Рабочий посёлок №5 не восстановили. Остались только поросшие лесом руины бывшего здания. В 1988 году Леноблисполком принял решение о присвоении этому месту статуса памятника местного значения. Мы возложили цветы у мемориала, созданного, как считается, рабочими Кировского завода «Ладога».

 

Памятник «Журавли»


Далее мы проследовали к памятнику «Журавли». Он тоже народный, так как не был спроектирован специально, по некоему официальному решению свыше. Его части: металлические «звёзды-журавли» были привезены к нам бойцами поискового отряда под руководством Майдана Кусаинова из Казахстана. Ребята его смонтировали, «сварили»  уже здесь, на месте, и установили. Каждый год они заботятся о нём, обновляют.

В Казахстане были сформированы 50 боевых соединений. Самая почётная, 310-я дивизия, приняла бой уже в первых числах блокады на подступах к Синявино, в результате чего понесла огромные потери. 312-я, и 316-я дивизии ушли на московское направление, а под Ленинградом действовали 314-я и 310-я. Почти полностью отстрелянные первоначальным составом в боях, дивизии закончили войну за границей, став орденоносными.

У этого памятника мы традиционно слушаем любимую нами песню «Журавли» на стихи Расула Гамзатова в исполнении Марка Бернеса.  Именно оно – самое проникновенное, на него отзывается сердце каждого из нас.

 

Пухолово


Была сделана остановка у знакового места – небольшого погоста совсем рядом с деревней Пухолово.  Здесь похоронены люди, умершие от голода во время войны. Такой погост, и не только у этой деревни, на самом деле является, как отметил отец Вячеслав, свидетельством общеевропейской катастрофы во Второй мировой войне. Чудовищен тот факт, что голод был запланированной экономической политикой фашистской Германии. То есть некая страна хладнокровно разрабатывает стратегию своего благосостояния, совершенно не смущаясь тем, что эта стратегия становится политическим инструментом для уничтожения других стран.
По словам отца Вячеслава: «…к 1942 – 1943 году вся  Европа работала на Германию, отдавая ей четверть всей своей продовольственной продукции».

Ещё отец Вячеслав рассказал нам об идейном вдохновителе этой стратегии - рейхсканцлере по обеспечению продовольствием Германии Герберте Эрнсте фон Бакке. Этот человек, будучи этническим немцем, родился и вырос на территории Российской империи, в Грузии. Блестяще образованный, уже в двадцатые годы XX века он примкнул к нацистам в Германии. Герберт Бакке патологически ненавидел Россию. Называл её страной предателей и доносчиков. А русских людей характеризовал как существа второго сорта, привыкших терпеть всяческие лишения и голод. Поэтому не стоит с ними церемониться, а можно подвергать их любым испытаниям, потому что они-де привыкли к такому обращению. По-хозяйски рассчитав ресурсы Советского Союза в пользу Германии, он определил, что надо всего лишь «убрать», то есть уничтожить его население в количестве 20 или 30 миллионов человек.
Захоронение располагается совсем рядом с деревней, так как фашисты запретили любые перемещения между деревнями. Весной были засеяны поля, но местным жителям категорически нельзя было воспользоваться урожаем. На все продукты имел полное право только немецкий солдат. Быстро умирали старики, больные, маленькие дети. Женщин расстреливали за то, что они осмеливались собирать остатки урожая для своих детей. Кладбище официально не паспортизировано. На нём установлены кресты над сформированными  могильными холмиками стараниями Свято-Георгиевского Сестричества и мотоклуба «OST» MC.

 Остановка в д. Лезье


Поездку завершили остановкой в д. Лезье у поклонного Креста на месте расстрела Ульяны Финагиной. …Поздним осенним вечером 1941 года в дом крестьянки, жительницы деревни, постучался человек, выдавший себя за беглого красноармейца. Он был голоден, устал, и одет в обноски красноармейской формы. Был приказ фашистов о том, что перемещения между деревнями запрещены, и обо всех чужих людях следует немедленно докладывать в комендатуру. В 25-й главе Евангелия от Матфея нам излагаются условия спасения души человека, оправдание его на Страшном Суде. Они говорят о том, что бездомного следует приютить, голодного накормить, нагого одеть, больному оказать помощь. Сказано, что если сделаем это для любого, даже самого простого и незнакомого человека, значит, сделаем и Самому Богу. Всё это исполнила Ульяна Финагина для того, кто, явно находясь в беде, попросил у неё приюта и тепла.
Утром следующего дня мнимый «красноармеец», оказавшийся провокатором, донёс на Ульяну немцам. Её, мать четверых детей, из которых самой младшей девочке было только ещё 9 месяцев, арестовали. 4 дня продержав взаперти, Ульяну, привязанную к берёзе, показательно расстреляли на виду у всех жителей деревни. Их специально согнали на старый мост рядом с местом расстрела присутствовать при этом судилище.
Эта женщина, которую мы поминали, не была совсем неизвестна в Лезье, но при этом отцу Вячеславу в течение пяти лет пришлось разыскивать все данные о ней.


Вот слова отца Вячеслава: «…маленький человек, когда вершит дела большие и серьёзные, когда он вершит то, что Господь ждёт него, тогда он становится великим. Наши человеческие суды несовершенны. Мы можем судить как угодно, и кого угодно, но обязательно будет и Божий Суд. Несомненно, частью Божьего Суда является то, что мы открыли эту женщину. Маленькую героиню этой деревни. Из таких малых героев состоит вся наша страна. Этот подвиг распределён на миллионы нашего народа. Об этом стоит помнить. Каждому война выдаёт какой-то кусочек испытаний. Для каждого находится то малое поле деятельности, где ты проявляешь своё Богоподобие или скотоподобие. Мерзость скотоподобия обнаружил этот предатель. На его счету оказался десяток подобных предательств, в 1945 году его поймал СМЕРШ и расстрелял. Но своё величие Богоподобия показала эта скромная крестьянская женщина. Божий Суд всё-таки вершится. И вся неправда, всё наносное, связанное с судом человеческим, рано или поздно вскрывается судом Божиим. Для нас всех очень важно то, что мы оказались свидетелями праведности Ульяны по суду Божию. Прошли годы, и десятилетия даже, но рано или поздно великое проявится и станет достоянием всех. Об этом стоит подумать. И понять, что в войне нет незначительных мелочей. И даже в маленьком эпизоде может скрываться глубокий смысл великого». Все вместе мы совершили молитвенное поминовение по Ульяне Финагиной: у поклонного Креста была отслужена панихида и возложены цветы.
 

В заключение нашего пробега в честь 75-летия Великой Победы отец Вячеслав сказал: «Сегодня мы прикоснулись к малым каким-то вещам. Но эти малые герои войны, которых мы поминаем, свидетельствуют нам об огромной, глобальной катастрофе, когда-либо пережитой человечеством. Будем помнить об ужасающей личине войны. Ничего доброго и хорошего о ней сказать нельзя. Война – это самая страшная форма непримиримости людей друг к другу. Нечеловеческие, крайне экстремальные, гнусные обстоятельства заставляют, казалось бы, жить всего лишь инстинктом и рефлексами. Но вдруг вопреки всему проявляются героизм, величие и Богоподобие, на которые в этих самых обстоятельствах оказывается способен человек. Таким образом война помогает открыть нам собственное Богоподобие, и увидеть Самого Бога, как участника всемирной истории, кто рано или поздно вызывает на Свой суд. Очень важно, что мы сегодня собрались по своей доброй воле. Это и есть та народная память, которая нужна. Если народ помнит, значит за этим есть какой-то момент священного. Святость подвига – неуничтожима. Она не подлежит какой-либо девальвации или порче, коррозии. Не случайно этот праздник совпадает с Пасхой. Для нас красные знамёна РККА – это пасхальные красные хоругви, с ними мы победили зло в его самой ужасной демонической форме. И сегодняшняя дата – это безусловная победа добра над злом, торжество Христа над смертью, а потому никто не будет забыт, и никто не будет потерян».

 

Этот день продолжился приятными моментами: принятием в ряды сестер Виктории Моревой и поздравлением ветеранов в деревнях Лезье и Сологубовка сестрами Свято-Георгиевского сестричества.

Статью подготовили Сестры Свято-Георгиевского сестричества Виктория Морева (текст) и Анна Афонина, Рушана Ибрагимова, Дария Гринина (фото)