Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Не одно столетие обращаются православные с молитвой к образу Божией
Матери «Всех скорбящих Радость», чудотворениями прославились эти иконы в
Москве, Петербурге, Тобольске, Твери, Киеве, Воронеже, Нижнем
Новгороде, Пскове и других городах России.
«О, Пресвятая
Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех Ангел и Архангел и всея
твари честнейши. Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих
заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние,
больных исцеление, грешных спасение. Христиан всех поможение и
заступление».
Сообразно словам молитвы изображается Пресвятая
Матерь Божия на иконах «Всех скорбящих Радость»: окруженная теми, кто
нуждается в ее помощи – нагими, обидимыми, алчущими. Ангелы, посылаемые
Владычицей для утоления страдания людского, указывают страждущим на
Богоматерь, как на единственную Помощницу в скорбях. Сама Богородица
предстает на иконах «Всех скорбящих Радость» во весь рост, или в
красно-синем одеянии и белом плате на голове, или в царских одеждах и
короне. На некоторых иконах Она держит на руках Предвечного Младенца.
История храмовой иконы
История
иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» храма на Шпалерной улице
берет начало в XVII веке. С 1643 г. икона находилась в Москве, в
Преображенской церкви на Ордынке. Она была написана на кипарисной доске,
на наложенном поверх нее загрунтованном холсте. Богоматерь предстает на
ней с Младенцем на левой руке, в окружении страждущих и ангелов. С
обеих сторон помещена надпись: «Тя, исплетшую мирови венец, песнословим!
Радуйся, Лествице небесная, по Ней же сниде Бог! Радуйся, неувядаемая
Розго!»
Прославление этой иконы началось в царствование Иоанна и
Петра Алексеевичей, с тех пор как в 1688 г. от нее совершилось чудесное
исцеление Евфимии, родной сестры патриарха Иоакима (1674-1690).
Чудо исцеления
Евфимия
жестоко страдала от раны в боку и уже ждала смерти, но не теряла
надежды на Божественную помощь. Однажды, после приобщения Святых Тайн,
она с великой верой стала взывать к Пресвятой Богородице: «Услыши меня,
Всемилостивая Владычица! Весь мир Тобой хвалится, и все приемлют
нескудныя милости Твои. Достойна я наказания по беззакониям моим, но
накажи меня не гневом Твоим. Призри на лютую немощь мою и помилуй меня».
После этой молитвы больная услышала голос: «Евфимия, отчего в страдании
твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?»
«Где же найти
мне такую Целительницу?» – отвечала изумленная Евфимия. И был ей ответ:
«Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый "Всех
скорбящих Радость". Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно
становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим
образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь
исцеление. Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в
прославление имени Моего».
Когда Евфимия оправилась от волнения,
произведенного чудесным явлением, и узнала от родственников, что
действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона Богоматери
«Всех скорбящих Радость», она призвала священника с иконой к себе в дом.
По совершении водосвятного молебна Евфимия совершенно исцелилась.
В
память совершившегося, в день исцеления, 24 октября (6 ноября по новому
стилю), установлено празднование иконы Божией Матери «Всех скорбящих
Радость».
Святыня молодого Петербурга
О дальнейшей
судьбе иконы автор XIX века пишет так: «Есть мнение, что первоначальный
образ Богоматери «Всех скорбящих Радость» перевезен был в Петербург
царевной Натальей Алексеевной и есть именно тот образ, который стоит в
Скорбященской церкви, на Шпалерной. Но, кажется, ближе к истине те,
которые утверждают, что первоначальный образ остался в Москве».
Как
бы то ни было, в 1711 году чудотворный образ Божией Матери «Всех
скорбящих Радость» или точный список с него царевна Наталья Алексеевна,
родная сестра императора Петра Великого, привезла в строящийся
Петербург. Во время войны с турками этот образ находился в рядах
русского войска. Когда царь возвратился в столицу, то в память
избавления своего от опасности при реке Прут он устроил во дворце сестры
на Шпалерной улице храм Воскресения Христова и поместил там икону.
Впоследствии, при царице Елизавете Петровне, на месте прежнего домового
храма воздвигли каменную церковь, ставшую приходской.
На
поклонение чудотворному образу Божией Матери «Всех скорбящих Радость» со
всех сторон стекались ищущие покрова Владычицы, двери храма были
открыты для богомольцев с раннего утра до позднего вечера. К иконе
прибегали и особы царского семейства – Екатерина I, Анна Иоанновна,
Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Мария Федоровна, другие члены
Царствующего Дома и Императорского Двора. Так, Екатерина Великая особо
почитала образ с тех пор, как по молитвенному заступлению Царицы
Небесной в Санкт-Петербурге прекратилась эпидемия оспы, угрожавшая жизни
наследника престола Павла Петровича.
В ХХ веке, в советское
время, чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» была
перенесена в Спасо-Преображенский Собор. А в храме на Шпалерной ныне
находится другая икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», датируемая
приблизительно серединой XVII века.
Прославление «Богородицы с грошиками»
Ровно
через 200 лет после исцеления Евфимии в Санкт-Петербурге прославилась
другая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» – так называемая
«Богородица с грошиками» из часовни у Стеклянного завода.
По
преданию, в давние времена в деревне Клочки, где после построили
Стеклянный завод, волны Невы вынесли на берег образ Богородицы «Всех
скорбящих Радость». На этом месте для образа выстроили часовню. 23 июля
1888 года разразилась страшная гроза, молния ударила в часовню, обожгла
внутренние стены и иконы, но не коснулась образа Богоматери. Икона
оказалась на полу от удара, но лик Богоматери, давно потемневший от
времени и копоти, просветлел и обновился. Двенадцать медных монет из
разбитой кружки для подаяний оказались навсегда прикрепленными в разных
местах к образу. Весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей
столице, почитание его росло день ото дня, и милость Божия прославила
икону дивными чудотворениями.
При подготовке текста
использованы материалы издания "Сказание о чудотворных иконах Богоматери
и Ея милостях роду человеческому", изд. Св.-Троицкого Ново-Голутвина
монастыря, 1993г.
Тропарь, глас 2
Всех скорбящих Радосте
и обидимых Заступнице, алчущих Питательнице, странных Утешение,
обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покрове и
Заступнице, Жезле старости, Мати Бога Вышняго, Ты еси Пречистая,
потщися, молимся, спастися рабом Твоим.
Кондак, глас 6
Не
имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице: Ты нам
помози: на Тебе надеемся, и Тобою хвалимся: Твои бо есмы раби, да не
постыдимся.
Величание
Достойно есть величати Тя, Богородице, честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим.
Молитва
Царице
моя преблагая, надеждо моя, Богородице, приятелище сирых и странных
предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою
беду, зриши мою скорбь: помози ми яко немощну, окорми мя яко странна.
Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи, разве
Тебе, ни иныя предстательницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши
мя и покрыеши во веки веков. Аминь.