«Эра мучеников», или Почему император Диоклетиан проиграл войну с христианами
В 2012–2013 учебном году петербургский историк и богослов Юрий Рубан читает новый авторский лекционный курс
«КАК ЖИЛИ ДРЕВНИЕ ХРИСТИАНЕ»
Предлагаемый курс посвящён рассмотрению важнейших сторон социальной и внутренней жизни древнего христианства преимущественно эпохи Вселенских соборов, когда в основном сформировался догматический и литургический церковный строй. Были прочитаны: лекция 1. «Церковь и мир в первом столетии» (21 октября) и лекция 2. «Христиане не отличаются от прочих людей...» (Церковь и мир во втором столетии) (18 ноября).
Лекция 3. «Эра мучеников», или Почему император Диоклетиан проиграл войну
с христианами (Церковь и мир к началу IV в.) (23 декабря 2012 г., в 15:00)
«День смерти Марка Аврелия (17 марта 180 г.), может быть назван предельной гранью, когда была предрешена гибель античной цивилизации», – справедливо пишет Эрнест Ренан. Вопреки пафосному финалу фильма Ридли Скотта «Гладиатор», после убийства недостойного сына и преемника Марка Аврелия Коммода (192 г., причем, не на арене) Римская империя не возродилась в былой республиканской форме. Напротив, наступил век глубочайшего кризиса, век деспотичных «солдат-императоров». А вот христиане, давно пронизавшие все слои римского общества, вздохнули свободно: Коммод, делавший всё наперекор отцу, прекратил гонения. Дальше – больше. Император Александр Север (222–235) установил в своем личном пантеоне – вместе со статуями античных богов и героев – изваяния Христа и Авраама. Он же вместе со своей матерью и друзьями слушал в Антиохии лекции знаменитого христианского богослова Оригена Александрийского, нарочито приглашаемого для этого во дворец... Но с 29 августа 284 года, со вступления на престол Диоклетиана, началась «новая эра» (в буквальном смысле слова) – эра Диоклетиана, просуществовавшая несколько столетий (у коптов она удерживается до сих пор!). Христиане назвали её «эрой мучеников», потому что этот выдающийся император, осуществивший стабилизацию имперского порядка и спасший государство от развала, «почему-то» решил раз и навсегда физически уничтожить христианство через истребление всех его носителей. (Подобное тотальное гонение повторилось лишь в XX веке в отношении Русской Православной Церкви.) При этом Диоклетиан не был идеологическим фанатиком (как наши большевики), но лишь мудрым политиком-прагматиком (пример современным «государственникам»!). Чем же ему не угодили добропорядочные граждане, всегда жившие по принципу «нет власти не от Бога», и такие выдающиеся полководцы, как св. Георгий Победоносец, сражавшиеся вместе с ним против варваров за сохранение общей Отчизны?
В будущем году мы празднуем юбилей всем известного «Миланского эдикта» (313 г.), часто ошибочно называемого «торжеством Христианства». На самом деле указ о веротерпимости императора Константина Великого (306–337) был не «эдиктом», а «рескриптом» – повторением «толерантного» эдикта его соправителя... Кто же был этот человек, убеждённый язычник, впервые даровавший христианам гражданскую и религиозную свободу? Каков его буквальный текст? С каким нравственным и интеллектуальным «багажом» пришло Христианство к началу IV столетия? Постараемся ответить на эти и другие, обязательные для интеллигентного христианина, вопросы.
Сопровождающий лекцию художественный ряд на проекционном экране позволит нам до известной степени почувствовать обстановку, в которой происходили эти события. В Ваше распоряжение будут предоставлены методические материалы с текстами основных источников данной лекции, которые Вы сможете спокойно перечитать дома.