«Эра мучеников», или Почему император Диоклетиан проиграл войну с христианами

18 декабря 2012


В 20122013 учебном году петербургский историк  и богослов Юрий Рубан  читает новый авторский лекционный курс

 «КАК ЖИЛИ ДРЕВНИЕ ХРИСТИАНЕ»

Предлагаемый курс посвящён рассмотрению важнейших сторон социальной и внутренней жизни древнего христианства преимущественно эпохи Вселенских соборов, когда в основном сформировался догматический и литургический церковный строй. Были прочитаны: лекция 1. «Церковь и мир в первом столетии» (21 октября) и лекция 2. «Христиане не отличаются от прочих людей...» (Церковь и мир во втором столетии) (18 ноября). 

Лекция 3. «Эра мучеников», или Почему император Диоклетиан проиграл войну

с христианами (Церковь и мир к началу IV в.)  (23 декабря 2012 г., в 15:00) 

«День смерти Марка Аврелия (17 марта 180 г.), может быть назван предельной гранью, когда была предрешена гибель античной цивилизации», – справедливо пишет Эрнест Ренан. Вопреки пафосному финалу фильма Ридли Скотта «Гладиатор», после убийства недостойного сына и преемника Марка Аврелия Коммода (192 г., причем, не на арене) Римская империя не возродилась в былой республиканской форме. Напротив, наступил век глубочайшего кризиса, век деспотичных «солдат-императоров». А вот христиане, давно пронизавшие все слои римского общества, вздохнули свободно: Коммод, делавший всё наперекор отцу, прекратил гонения. Дальше – больше. Император Александр Север (222235) установил в своем личном пантеоне – вместе со статуями античных богов и героев – изваяния Христа и Авраама. Он же вместе со своей матерью и друзьями слушал в Антиохии лекции знаменитого христианского богослова Оригена Александрийского, нарочито приглашаемого для этого во дворец... Но с 29 августа 284 года, со вступления на престол Диоклетиана, началась «новая эра» (в буквальном смысле слова) эра Диоклетиана, просуществовавшая несколько столетий (у коптов она удерживается до сих пор!). Христиане назвали её «эрой мучеников», потому что этот выдающийся император, осуществивший стабилизацию имперского порядка и спасший государство от развала, «почему-то» решил раз и навсегда физически уничтожить христианство через истребление всех его носителей. (Подобное тотальное гонение повторилось лишь в XX веке в отношении Русской Православной Церкви.) При этом Диоклетиан не был идеологическим фанатиком (как наши большевики), но лишь мудрым политиком-прагматиком (пример современным «государственникам»!). Чем же ему не угодили добропорядочные граждане, всегда жившие по принципу «нет власти не от Бога», и такие выдающиеся полководцы, как св. Георгий Победоносец, сражавшиеся вместе с ним против варваров за сохранение общей Отчизны?  

В будущем году мы празднуем юбилей всем известного «Миланского эдикта» (313 г.), часто ошибочно называемого «торжеством Христианства». На самом деле указ о веротерпимости императора Константина Великого (306–337)  был не «эдиктом», а «рескриптом» повторением «толерантного» эдикта его соправителя... Кто же был этот человек, убеждённый язычник, впервые даровавший христианам гражданскую и религиозную свободу? Каков его буквальный текст? С каким нравственным и интеллектуальным «багажом» пришло Христианство к началу IV столетия? Постараемся ответить на эти и другие, обязательные для интеллигентного христианина, вопросы.

Сопровождающий лекцию художественный ряд на проекционном экране позволит нам до известной степени почувствовать обстановку, в которой происходили эти события. В Ваше распоряжение будут предоставлены методические материалы с текстами основных источников данной лекции, которые Вы сможете спокойно перечитать дома.