Елизавета Федоровна: трагедия немки, принявшей Православие

14 октября 2011









Сброшенная "латышскими стрелками" в шахту под Алапаевском, Великая княгиня еще несколько дней жила и молилась»

Елизавета Федоровна Романова (Елизавета Александра Луиза Алиса)
(1864-1918), Великая княгиня. Дочь великого герцога
Гессен-Дармштадтского Людвига IV, сестра императрицы Александры
Федоровны, двоюродная племянница и супруга (с 1884 г.) великого князя
Сергея Александровича. В 1891 году Елизавета Федоровна принимает
Православие и становится известна своей благотворительной деятельностью.

В изданиях конца 90-х годов XIX века в разделах по
благотворительности имя Елизаветы Федоровны встречается почти так же
часто, как и протоиерея И.И.Сергиева - известного как отец Иоанн
Кронштадтский. Практически все сферы социального служения были охвачены
ее покровительством. Интересно, что в течение своей жизни Елизавета
Федоровна занимала более 150 должностей. Она являлась - Почетной
председательницей Дома воспитания сирот убитых воинов и Московского
городского училища, председательницей Елисаветинской женской гимназии,
почетным членом общества слепых, Московского отделения Императорского
Русского музыкального общества, общества спасания на водах,
попечительницей Военного лазарета на Сивцевом Вражке, комитета о военных
госпиталях, комитета передвижных храмов и госпиталей Москвы и -
председательницей Палестинского общества.

Что касается Палестинского общества: император Александр III вместе
со своими братьями приобрел участок земли в Гефсимании и построил на нем
храм в память о своей матери, немке по происхождению, царице Марии
Александровны. Храм был освящен в честь ее покровительницы Марии
Магдалины. На торжества по случаю освящения император отправил своего
брата Великого князя Сергея Александровича с супругой Елизаветой.
Потрясенная красотой и необыкновенной атмосферой этих мест, княгиня
произносит ставшее пророческим пожелание - "как бы я хотела быть
похороненной здесь".

После гибели мужа в феврале 1905 года Великая княгиня Елизавета
Федоровна решила уйти "от мирской суеты". Тогда она основывает
Марфо-Мариинскую обитель. Основа жизни обители отражена в ее названии.
Марфа и Мария - евангельские сестры, принявшие Христа у себя в доме.
Марфа заботилась об услужении Господу. Мария же села у ног Иисуса и
слушала слово Его. В принятом в Церкви чтении этого отрывка к нему
прибавляются стихи из следующей главы, где Иисус говорит - "Блаженны
слышащие слово Божие и соблюдающие его". Марфа и Мария - в христианском
понимании - образ труда и молитвы.

Первые сестры появились в начале 1909 года. Тогда их было всего
шесть, но к тому времени, когда Матушку Елизавету отправили в ссылку,
она по пути на Урал прислала каждой сестре по записочке. Всего - 105
записок. Сестрами обители могли быть православные христианки, девицы или
вдовы, в возрасте от 20 до 40 лет, однако сотрудницами обители при
желании становились женщины любого семейного положения и не обязательно
православные.

С началом Февральской революции в обитель начали наведываться
агрессивно настроенные группы, которые угрожали Великой княгине, требуя
выдать оружие. Именно тогда забеспокоилась о судьбе Елизаветы Федоровны
Германия, а кайзер Вильгельм, некогда предлагавший ей руку, уговаривал
матушку уехать из России. Более того, одним из условий Брестского мира
была обозначена возможность для Великой княгини свободно покинуть
Россию. Что она отказалась сделать.

Сразу после Пасхи 1918 года чекисты увезли Великую матушку из
обители и отправили вместе с сестрами Екатериной Янышевой и Варварой
Яковлевой (келейницей Княгини Елизаветы) сначала в Пермь, а затем в
Алапаевск. Сестрам было предложено сохранить жизнь, если они оставят
свою настоятельницу. Елизавета Федоровна уговорила Екатерину уехать,
чтобы передать в обитель известия об их положении и письма сестрам, а
Варвара осталась. Поскольку конвоировать Елизавету Федоровну московские
солдаты отказались, ее перепоручили известным своей жестокостью
"латышским стрелкам".

19 июля 1918 года, через день после убийства царской семьи,
Елизавета Федоровна вместе со своей келейницей Варварой и еще шестью
алапаевскими узниками - членами дома Романовых - была живой сброшена в
старую шахту под Алапаевском. При падении они получили страшные увечья.
Когда тела были извлечены из шахты комиссией Колчака, было обнаружено,
что жертвы жили после падения еще несколько дней, умирая от голода и
ран. Великая княгиня и в тех условиях продолжала свое служение - рана
князя Иоанна, упавшего на уступ шахты возле нее, была перевязана частью
ее апостольника (платок, покрывающий голову и плечи монахини). По
свидетельству очевидцев, еще около двух суток из шахты раздавался голос
Великой княгини, которая молилась не только за своих ближних, но и за
своих убийц, несколько палачей после казни сошли с ума.

Останки алапаевских жертв были вывезены отступающей Белой Армией в
Пекин, затем два гроба - Елизаветы и Варвары - отправлены через Египет в
Иерусалим. В 1921 году они, как того и хотела Елизавета Федоровна, были
захоронены в крипте под церковью св. Марии Магдалины в Гефсимании. В
1981 году они были признаны новыми российскими мученицами Русской
Православной Церковью Заграницей.

В 1992 году Русской Православной Церковью Московского Патриархата
Великая княгиня Елизавета и инокиня Варвара причислены к лику святых
новомученников Российских. После прославления мощи преподобномучениц
были торжественно перенесены непосредственно в храм.

Мария Свешникова

26 июля 2004