ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА
Богослужения каждого большого праздника включают в себя индивидуальные (то есть относящиеся только к нему) песнопения и чтения, среди которых выделяются фрагменты из Апостола и Евангелия (а также тропарь и кондак). Эти библейские отрывки (греч. перикопы, слав. зачала) соотносятся с темой праздника непосредственно, если он основан на каком-либо событии новозаветной истории (то есть истории, отражённой в книгах Нового Завета, христианского раздела Библии), или же опосредствованно, через богословскую символику, если в его основе – событие позднейшего времени. Христианская «Троица» основана на событии, лежащем за рамками евангельского повествования, поэтому исторический источник здесь – фрагмент Книги Деяний Апостольских, «второго тома» двуединого повествования евангелиста Луки. И нам интересно: чем же руководствовались древние богословы, выбирая для евангельского литургийного чтения на Троицу именно этот фрагмент (смотрите его ниже). Поразмышлять над этим тем более полезно, что в распоряжение читателя предоставляются материалы, позволяющие заинтересованному христианину проникнуть в тайну праздника, ставшего водоразделом ветхозаветной и новозаветной Церковной истории.
Апостольское чтение
1Когда же исполнился день Пятидесятницы, все они собрались на том же месте. 2И внезапно с неба раздался шум, как будто нёсся бурный ветер, и этот шум наполнил весь дом, где они сидели. 3И явились им как бы огненные языки, которые, разделившись, опустились на каждого из них. 4И они все исполнились Духа Святого, и начали вещать на иных языках – так, как давал им изрекать Дух.
5В Иерусалиме же находились иудеи, люди благоговейные, из всякого народа под небом. 6Когда же случился этот шум, собралось много народа, и все недоумевали: почему то, что те вещали, каждый слышал на своем собственном языке. 7И вне себя от удивления они говорили: «Посмотрите! Все эти, которые вещают, – разве они не галилеяне? 8Почему же каждый из нас слышит свой родной язык? 9Парфяне, и мидяне, и эламитяне, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 10Фригии и Памфилии, Египта и окрестностей Кирены в Ливии, и прибывшие сюда римляне, – 11иудеи и прозелиты, – критяне и аравитяне, – все мы слышим, что они нашими языками вещают о великих делах Божиих!» (Книга Деяний Апостольских 2:1–11).
(Русский перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева))
Евангельское чтение
В последний – великий день – Праздника стал Иисус и возгласил, говоря: «Если кто жаждет, пусть приходит ко Мне и пьёт. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из утробы потекут реки воды живой!» Это сказал Он о Духе, Которого готовились получить поверившие в Него. Ибо ещё не было [на них Святого] Духа, потому что Иисус ещё не был прославлен.
Некоторые из народа, услышав эти слова, говорили: «Он точно пророк»; другие же говорили: «Это – Мессия (Христос)». А другие возражали: «Разве из Галилеи Христос придёт? Не сказано ли в Писании, что Христос придёт от семени Давидова и из Вифлеема, из того селения, откуда был Давид?» Итак, случился из-за Него раздор в толпе. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.
Итак, служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и те им сказали: «Почему вы не привели Его?» Служители ответили: «Никогда ещё человек не говорил так, как говорит Этот Человек». Фарисеи сказали им: «Неужели и вы обмануты? Разве кто-то из начальников или из фарисеев поверил в Него? Но этот народ – невежда в Законе, проклят он!»
Говорит им Никодим, приходивший к Нему (Иисусу) раньше ночью, будучи одним из них: «Разве Закон наш судит человека, не выслушав его прежде и не узнав, что он делает?» На это сказали ему: «И ты не из Галилеи ли? Исследуй и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк».
Опять говорил Иисус к народу и сказал им: «Я – свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни!» (Евангелие от Иоанна 7:37–52; 8:12).
Как видим, апостольское чтение повествует нам о знаменательном событии, произошедшем в Иерусалиме, – там, где Господь в последний раз говорил с ними в день Своего Вознесения. Евангельское же чтение начинается с проповеди Христа в осенний праздник Кущей (Палаток, или Шатров), установленный в память о сорокалетней жизни израильтян в палатках во время странствий по Синайской пустыне. С наибольшей торжественностью праздновался последний день праздника, называемый «Великим». В этот день переносили воду из Силоамской купели во Храм, где священники поливали ею большой алтарь (жертвенник), служивший для всесожжений. Он стоял в храмовом «дворе священников» перед зданием Святилища. Этот обряд дает Спасителю повод метафорически говорить о «воде вечной жизни» – дарах Святого Духа, которые заменят вскоре ветхозаветные обряды очищения.
Тропарь праздника
Благословен Ты, Христе Боже наш,
простых рыбаков соделавший премудрыми.
Ты ниспослал им Святого Духа
и через них уловил Вселенную.
Человеколюбец, слава Тебе!
Кондак праздника
Когда сошел Всевышний и смешал языки
[в Вавилонском столпотворении],
то этим Он разделил народы.
Когда же Он раздал огненные языки
[в день Пятидесятницы],
то этим Он всех призвал к единству.
И мы единогласно славим Всесвятого Духа.
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЦЕРКВИ
Названия праздника
Двойное название этого двунадесятого «подвижного» праздника Пасхального цикла указывает на его дохристианские истоки (как и в случае с Пасхой). Рождение собственно христианского праздника Святой Троицы произошло в день еврейской Пятидесятницы (вероятно, в мае 30 года), и это не было случайностью. Поэтому наш календарь сохраняет оба термина. Само же название «Пятидесятница» (греч. Пэнтэкостэ) имеет формальный характер и не выражает существа чествуемого события, но означает лишь то, что праздник совершается через пятьдесят дней после Пасхи (как у евреев, так и у христиан).
Еврейская Пятидесятница
В Древнем Израиле это был первоначально земледельческий праздник Жатвы, день радости и благодарения, когда в жертву Богу приносились «начатки» собранного к концу мая первого урожая. Затем он стал отмечать и памятную годовщину древнего («ветхого») Синайского Союза-Завета, заключённого Богом с Моисеем и всем израильским народом приблизительно через пятьдесят дней после исхода (бегства) из Египта, драматические события которого и стали основой еврейской Пасхи. Это произошло, по мнению большинства ученых, во второй половине XIII века до н. э. Так Пятидесятница стала Днем рождения Ветхозаветной Церкви. Теперь постараемся понять – как родилась Церковь Нового Завета, Церковь Христова. Обратимся к текстам.
Что произошло в Иерусалиме?
После Вознесения Господа с горы Елеонской апостолы вернулись в Иерусалим. Прошло десять дней, и наступил праздник Пятидесятницы. Ученики и Богоматерь, как и повелел им Иисус Христос, – пишет евангелист Лука в своем продолжении Евангелия, – «собрались на том же месте. И внезапно с неба раздался шум, как будто нёсся бурный ветер, и этот шум наполнил весь дом, где они сидели. И явились им как бы огненные языки, которые, разделившись, опустились на каждого из них. И они все исполнились Духа Святого, и начали вещать на иных языках – так, как давал им изрекать Дух» (Деян. 2:1–4).
Иерусалим же был переполнен паломниками, съехавшимися со всех концов Римской империи на этот второй по значимости (после Пасхи) праздник. Они услышали этот неожиданный шум, подобный шуму бури и надвигающейся грозы, пришли в смятение и поспешили к дому апостолов. Их изумлению не было конца, когда они увидели простых галилеян, вдохновенно вещавших на разных языках. Более того, для каждого из них проповедь апостолов звучала на его родном языке! Чтобы подчеркнуть это чудо многоязычия (глоссолалии), апостол Лука нарочито приводит длинный список народов со всех концов Римской империи, включая и отдалённые окраины (смотрите выше текст Апостольского чтения).
Мессианское Царство или Церковь Христова?
Настало время исполнения древних пророчеств, – обращается к собравшимся апостол Пётр, – Мессианское Царство уже основано, а Иисус из Назарета, распятый «руками беззаконных», воскрес. Именно Он, отвергнутый ослепленной националистическим безумием толпой, и есть обетованный Мессия, – цель и смысл всей ветхозаветной истории ожидания. Дух Божий, излившийся в мир, просветит разум каждого, желающего стать «гражданином» Его Царства. Для этого нужно лишь покаяться и принять крещение «во имя Иисуса Христа», получив при этом «дар Святого Духа» (Деян. 2:38).
Это Мессианское Царство, смысл которого стал понятен самим апостолам лишь в эти минуты, отныне пребывает в мире в образе Церкви Христовой. Само же слово «Церковь» (по-гречески – Экклесиа) означает «Собрание», а чудо понимания апостольской проповеди является знамением её вселенского призвания, так как слушатели происходят из всей Вселенной (Ойкумены, или Экумены), как называли тогда Римскую империю. Трагическое разделение народов, происшедшее некогда у Вавилонской башни, приходит к концу: Бог «всех призвал к единству», – как поётся в кондаке праздника (смотрите выше).
«Когда люди солидарны в дерзновенном зле, они теряют дар коммуникации, дар взаимного понимания. Но этот дар восстанавливается ради истины. Языки символического, духовного огня над головами апостолов означают, что языковые и этнические барьеры прорваны: Истина идет к человеку не как к "эллину", "иудею" или "скифу", но именно как к человеку» (Рашковский Е. «С высоты Востока...» Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993, с. 60).
Сила проповеди апостола Петра была ни с чем не сравнима: около трех тысяч человек приняли крещение в тот далёкий день Пятидесятницы. Так родилась Новозаветная Церковь.
Окончательное прозрение апостолов
Что же произошло с учениками Христа? Богословы спорят об этом давно, но, думается, никогда не смогут дать однозначного ответа. Бесспорно лишь то, что в этот день они наконец стали истинными апостолами («посланниками»). В страхе бежавшие из Гефсимании, а в день Вознесения надеявшиеся на воссоздание земного Израильского царства, они обращаются теперь ко всему миру. Мир будет преследовать их, сажать в тюрьмы, бросать на арены Колизея в лапы диких зверей, – но окажется бессильным перед таинственным Даром, полученным в Пятидесятницу.
Пройдет три века, и горделивые римские императоры, именовавшиеся «Спасителями» и «Отцами отечества», а после смерти причислявшиеся Сенатом к «сонму богов», признают себя скромными подданными Царства Галилейского Учителя.
Лит.: Топоров В. Н. Пространство культуры и встречи в нем // Восток – Запад: Исследования. Переводы. Публикации. Вып. 4. М., 1989;
Ю. Рубан кандидат богословия, кандидат исторических наук.
материал был опубликован в подмосковной газете "Приход" (город Электроугли).
фото В. Нифонтова