ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

04 июня 2012

ПЯТИДЕСЯТНИЦА

3 июня в 2012 году

ИЗ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА

Тропарь, гл. 8:

Благословен Ты, Христе Боже наш, простых рыбаков сделавший премудрыми.

Ты ниспослал им Святого Духа и через них уловил Вселенную.

Человеколюбец, слава Тебе!

Кондак, глас 8:

Когда сошел Всевышний и смешал языки  [в Вавилонском столпотворении],

то этим Он разделил народы.

Когда же Он раздал огненные языки [в день Пятидесятницы], то всех призвал к единству[1].

И мы единогласно славим Всесвятого Духа.

Апостольское чтение на Литургии

Книга Деяний Апостольских 2:111

1Когда же исполнился день Пятидесятницы[2], все они собрались на том же месте[3]. 2И внезапно с неба раздался шум, как будто несся бурный ветер, и этот шум наполнил весь дом, где они сидели. 3И явились им как бы огненные языки, которые, разделившись, опустились на каждого из них. 4И они все исполнились Духа Святого, и начали вещать на иных языках – так, как давал им изрекать Дух.

5В Иерусалиме же находились иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. 6Когда же случился этот шум, собралось много народа, и все недоумевали, почему то, что те вещали, каждый слышал на своем собственном языке. 7И вне себя от удивления они говорили: «Посмотрите, все эти, которые вещают, – разве они не галилеяне? 8Почему же каждый из нас слышит свой родной язык? 9Парфяне, и мидяне, и эламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Азии, 10Фригии и Памфилии, Египта и окрестностей Кирены в Ливии, и прибывшие сюда римляне, – 11иудеи и прозелиты, – критяне и аравитяне, – все мы слышим, что они нашими языками вещают о великих делах Божиих!»

(Русский перевод архимандрита Ианнуария)

Евангельское чтение на Литургии

Евангелие от Иоанна 7:37–52; 8:12

В последний великий день праздника[4] стал Иисус и возгласил, го­во­ря: «Если кто жаждет, пусть приходит ко Мне и пьет. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из утробы потекут реки воды живой!» Это сказал Он о Духе, Которого готовились получить поверившие в Него. Ибо еще не было [на них Святого] Духа, потому что Иисус еще не был прославлен.

Некоторые из народа, услышав эти слова, говорили: «Он точно пророк»; другие же говорили: «Это – Мессия (Христос)». А другие возражали: «Разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того селения, откуда был Давид?» Итак, случился из-за Него раздор в толпе. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.

Итак, служители возвратились к первосвященникам и фари­се­ям, и те им сказали: «Почему вы не привели Его?» Служители ответили: «Ни­когда еще человек не говорил так, как говорит Этот Человек». Фарисеи сказали им: «Неужели и вы обмануты? Разве кто-то из начальников или из фарисеев поверил в Него? Но этот народ невежда в Законе, проклят он!»

Говорит им Никодим, приходивший к Нему (Иисусу) раньше ночью, будучи одним из них: «Разве Закон наш судит человека, не выслушав его прежде и не узнав, что он делает?» На это сказали ему: «И ты не из Галилеи ли? Исследуй и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк».

Опять говорил Иисус к народу и сказал им: «Я – свет миру; кто после­дует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни!»

 

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЦЕРКВИ

Названия праздника

Двойное название этого двунадесятого праздника указывает на его дохри­сти­анские истоки (как и в случае с праздником Пасхи). Рождение собственно христи­анского праздника Святой Троицы произошло, как считают историки, в конце мая 30 г. н. э. и совпало с ветхозаветным празд­ником Пятидесятницы; поэтому наш календарь сохраняет оба термина. Само же название «Пятидесятница» (греч. Пэн­тэкостэ) имеет формально хронологическое происхождение и не выражает существа чествуемого события, но означает лишь то, что праздник совершается через пятьдесят дней после Пасхи (как у евреев, так и у христиан).

Еврейская Пятидесятница

В Древнем Израиле это был первоначально земледельческий праздник Жатвы, день радости и благодарения, когда в жертву Богу приносились «начатки» собран­но­го к концу мая первого урожая. Затем он стал отмечать и памятную годовщину дре­в­него («ветхого») Синайского Союза-Завета, заключенного Богом с Моисеем и всем израильским народом приблизительно через пятьдесят дней после исхода (выхода) из Египта, драматические события которого и стали основой еврейской Пасхи. Это произошло, по мнению большинства ученых, во второй половине XIII в. до н. э. Так Пятидесятница стала Днем рождения Ветхозаветной Церкви. Теперь постараемся понять – как родилась Церковь Нового Завета, Церковь Христова. Обратимся к текстам.

Что произошло в Иерусалиме?

После Вознесения Господа с горы Елеонской апостолы вернулись в Иерусалим. Прошло десять дней, и наступил праздник Пятидесятницы. Ученики и Богоматерь, как и повелел им Иисус Христос, – пишет евангелист Лука в своем продолжении Евангелия, – «были единодушно вместе. И вдруг раздался с неба шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и опустились по одному на каждого из них. И наполнились все Духа Святаго, и начали говорить на других языках» (Деян 2:1-4).

Иерусалим же был переполнен паломниками, съехавшимися со всех концов Римской империи. Они услышали этот неожиданный шум, подобный шуму бури и надвигающейся грозы, пришли в смятение и поспешили к дому апостолов. Их изумлению не было конца, когда они увидели простых галилеян, вдохновенно вещавших на разных языках. Более того, для каждого из них проповедь апостолов звучала на его родном языке! Чтобы подчеркнуть это чудо многоязычия, апостол Лука нарочито приводит длинный список народов со всех концов Римской империи, включая и отдаленные окраины (смотрите выше текст Апостольского чтения на Литургии).

Мессианское Царство или Церковь Христова?

Настало время исполнения древних пророчеств, – обращается к собравшимся апостол Петр, – Мессианское Царство уже основано, а Иисус из Назарета, распятый «руками беззаконных», воскрес. Именно Он, отвергнутый ослепленной националистическим безумием толпой, и есть обетованный Мессия, – цель и смысл всей ветхозаветной истории ожидания. Дух Божий, излившийся в мир, просветит разум каждого, желающего стать «гражданином» Его Царства. Для этого нужно лишь покаяться и принять крещение «во имя Иисуса Христа», получив при этом «дар Святого Духа» (2:38).

Это Мессианское Царство, смысл которого стал понятен самим апосто­лам лишь в эти минуты, отныне пребывает в мире в образе Церкви Христовой. Само же слово «Церковь» (по гречески – Экклесиа) означает «Собрание», а чу­до понимания апостольской проповеди является знамением ее вселенского призвания, так как слушатели происходят из всей Вселенной (Ойкумены, или Экумены), как называли тогда Римскую империю. Трагическое разделение народов, происшедшее некогда у Вавилонской башни, приходит к концу: Бог «всех призвал к единству», – как поется в кондаке праздника. Прочтем его еще раз (слова в квадратных скобках даны для пояснения).

«Когда сошел Всевышний и смешал языки

[в Вавилонском столпотворении],

то этим Он разделил народы.

Когда же Он раздал огненные языки [в день Пятидесятницы],

то всех призвал к единству;

и мы единогласно славим Всесвятого Духа».

«Когда люди солидарны в дерзновенном зле, они теряют дар коммуникации, дар взаимного понимания. Но этот дар восстанавливается ради истины. Языки символического, духовного огня над головами апостолов означают, что языковые и этнические барьеры прорваны: Истина идет к человеку не как к "эллину", "иудею" или "скифу", но именно как к человеку» (Рашковский Е. «С высоты Востока...», с. 60).

Сила проповеди апостола Петра была ни с чем не сравнима: около трех тысяч человек приняли крещение в день Пятидесятницы. Так родилась Новозаветная Церковь.

Окончательное прозрение апостолов

Что же произошло с учениками Христа? Историки не могут дать на это ответа. Бесспорным является лишь то, что в этот день они наконец стали истинными апостолами («посланниками»). В страхе бежавшие из Гефсимании, а в день Вознесения надеявшиеся на воссоздание земного Израильского царства, они обращаются теперь ко всему миру. Мир будет преследовать их, сажать в тюрьмы, бросать на арены Колизея в лапы диких зверей, – но окажется бессильным перед таинственным Даром, полученным в Пятидесятницу.

Пройдет три века, и горделивые римские императоры, имено­ва­вшиеся «спасителями отечества» и причис­лявшиеся Сенатом к «сонму богов», признают себя скромными подданными Царства Галилейского Учителя.

Христианская Пятидесятница: событие и праздник

Почти две тысячи лет тому назад, в день еврейской Пятидесятницы, мир воспринял тайну Триединого Бога: Ветхий Завет знал Единого Бога, положившего основание Ветхозаветной Церкви; Сын, воплотившись на земле, создал Церковь Нового Завета; Дух Святой открыл ее историческое время и действует в ней «до скончания века». Поэтому праздник ее рождения именуется Днем Святой Троицы.

Богословское учение о взаимоотношении Лиц Святой Троицы было окончательно сформулировано еще в IV веке, в период ожесточенных тринитарных споров, вызванных лжеучением Ария Александрийского, и закреплено в Никео-Цареградском Символе веры. Но далеко не всем известно, что первые храмы во имя Святой Троицы появились в христианском мире гораздо позднее, не ранее XII в., причем, сначала на Западе (этот вопрос требует специальных изысканий). Вскоре, в 1335 г., скромный инок Сергий построил первую на Руси деревянную Троицкую церковь посреди глухого Радонежского бора, ставшую основой будущей Троице-Сергиевой Лавры, – центра духовной жизни России.

Празднику Пятидесятницы предшествует Троицкая родительская суббота – день поминовения усопших. В самый день праздника, после Литургии, совершается Вечерня, на которой читаются три молитвы, обращенные к Триединому Богу. В это время, впервые после Пасхи, все становятся на колени.

Ко Дню Троицы храмы и дома у нас украшаются деревьями, травой и цветами. Обычай связан с историческим воспоминанием обрядов ветхоза­ветной Пятидесятницы, – принесением Богу зеленеющих начатков жатвы, а также с русской народной традицией проводов весны и встречи лета.

Первый понедельник после Пятидесятницы именуется Днем Святого Духа. Он является как бы продолжением праздника Святой Троицы и посвящен особому чествованию Ее Третьего Лица. С этого же дня начинается первая седмица по Пятидесятнице; она именуется «сплошной», потому что пост в среду и пятницу отменяется. А с понедельника второй седмицы начинается Петров пост.

Явление Трех Странников патриарху Аврааму у дуба Мамрийского (близ Хеврона), изобража­емых обычно в виде ангелов, понимается христианскими богословами как прикровенное явление в ветхозаветном мире Святой Троицы. Этот знаменательный эпизод библейской истории, имевший место почти четыре тысячелетия тому назад, породил замечательный иконографический тип «Тро­ицы ветхозаветной», вершиной которого стала икона «Троица» кисти преподобного Андрея Рублева.

Юрий Рубан 


[1] Здесь говорится о рождении Мессианского Царства, пребывающего в мире в образе Церкви Христовой (слова в квадратных скобках даны для пояснения). Само же слово «Церковь» (по-гречески – Экклесиа) означает «Собрание», а чу­до понимания апостольской проповеди является знамением ее вселенского призвания, так как слушатели происходят из всей Вселенной (Ойкумены, или Экумены), как называли тогда Римскую империю. Трагическое разделение народов, происшедшее некогда у Вавилонской башни, приходит к концу: Бог «всех призвал к единству». Смотрите в приложении словарную статью «Вавилонская башня».

[2] Название «Пятидесятница» (греч. Пэн­тэкостэ) имеет формально хронологическое происхождение и не выражает существа чествуемого события (смотрите далее в проповеди о. Ианнуария), но означает лишь то, что праздник совершается через пятьдесят дней после Пасхи (как у евреев, так и у христиан). Рождение собственно христи­анского праздника Святой Троицы произошло в день еврейской Пятидесятницы; поэтому наш календарь сохраняет оба термина.

[3] То есть там же в Иерусалиме, где Господь в последний раз говорил с ними в день Своего Вознесения. Смотрите розданный Вам материал праздника Вознесения Господня.

[4] Речь идет о празднике Кущей (Палаток, Шатров), установленном в память о сорокалетней жизни в палатках во время странствий по Синайской пустыне. С наибольшей торжественностью праздновался последний день праздника, называемый Великим. В этот день переносили воду из Силоамской купели во Храм, где священники поливали ею большой алтарь (жертвенник), служивший для всесожжений. Он стоял в храмовом «дворе священников» перед Святилищем. Этот священный обряд дает Спасителю повод метафорически говорить о «воде вечной жизни» – дарах Святого Духа, заменяющих ветхозаветные обряды очищения.