«ЧЕЛОВЕК ЦЕРКВИ»

30 апреля 2014

В это же воскресенье мы празднуем День Ангела приснопамятного митропо­лита Ленинградского и Новгородского Никодима (в миру Борис Георгиевич Ротов). Этот Великий Архиерей, о котором многие ничего не знают, до сих пор, по немощам нашим, не причислен к лику святых. Между тем его подвиг в служении Православной Церкви в один из сложнейших периодов её истории может быть сопоставлен лишь с заслугами перед Вселенским Христианством святого Василия Великого, жившего в IV веке.

 Будущий Великий Святитель родился 15 октября 1929 года в обычной советской семье, окончил среднюю школу и два года проучился на факультете естествоведения Рязанского педагогического института. Но Бог уготовал ему иной путь, и юный студент принял тайный монашеский постриг, символически означенный новым именем. Это произошло 19 августа 1947 года, в праздник Преображения Господня. С 20 ноября 1949 года иеромонах Никодим проходил служение в сельских храмах Ярославской епархии, а с 1952 года – в кафедральном Феодоровском соборе Ярославля. В 1955 году он закончил Ленинградскую духовную академию, а с 1956 по 1958 гг. находился в Святой земле, сначала в качестве члена, а затем начальника Русской Духовной миссии в Иерусалиме. В 1959 году архимандрит Никодим становится заместителем председателя Отдела Внешних церковных связей, а в 1960 – его председателем, и возводится в сан епископа Подольского. В 1960–63 гг. он возглавлял Издательский отдел Московского Патриархата и, в противовес запретам, сумел наладить выпуск первого в советское время научного церковного журнала «Богословские труды» (он так и оставался единственным до эпохи «Перестройки»). С октября 1963 года и до конца жизни – в течение пятнадцати лет – возглавляет Ленинградскую митрополию. Одновременно с 1974 года – Патриарший Экзарх Западной Европы.

Митрополит Никодим был доктором богословия (1975 г.), оставив после себя пятитомный машинописный сборник сочинений (из которого опубликовано не все). Ему приходилось совмещать ряд ответственных должностей, становиться организатором многих международных форумов и конференций. Без преувеличения, его знал весь мир, причем, не только христианский. В то же время он оставался простым и приветливым человеком, духовным наставником студентов богословских школ, и знал в лицо практически каждого семинариста, который понимал, что может обратиться к Никодиму Великому с любым житейским вопросом. В последние годы митрополит еще и профессорствовал – читал в Духовной академии лекции по истории Русской Церкви. Ноша была почти непосильна, и, приводивший в ужас своим «непослушанием» врачей, митрополит Никодим умер за месяц до своего сорокадевятилетия. Это произошло в богоспасаемом граде Риме 5 сентября 1978 года во время беседы с папой Иоанном-Павлом I, новоизбранным наместником кафедры апостола Петра.

Жизнь Великого иерарха была посвящена борьбе за сохранение Русской Церкви при жесточайших хрущевских гонениях, направленных на полную ликвидацию религии в период официально декларированного двадцатилетнего «построения коммунистического общества» (тогда это не было шуткой). Он определил эту во многом трагическую и, к сожалению, непонятную большинству современных людей и даже молодых историков «стратегию выживания» (в буквальном смысле слова). В 1961 году Русская Церковь вступила во всемирный Совет Церквей, президентом которого митрополит Никодим был избран в 1975 году.

Благодаря расширению международных экуменических (в переводе с греческого – «вселенских») связей и созданию иностранного факультета Владыка сумел предотвратить неминуемое закрытие Ленинградских Духовных академии и семинарии. В ситуации обновления Римо-Католической Церкви после Второго Ватиканского собора (1962–65 гг.) он много сделал для улучшения взаимоотношений Москвы и Ватикана и, несмотря на протесты врачей (к тому времени перенес уже 5 инфарктов!), считал необходимым лично приветствовать новоизбранного папу Иоанна-Павла I.

С особым вниманием и уважением митрополит Никодим отно­сился к нашему старообрядчеству, хранящему ценные древнерусские традиции, уничтожавшиеся во время необдуманных реформ патриарха Никона, приведших к трагическому расколу. В 1971 г. со старообрядцев были сняты анафемы, наложенные ещё в XVII веке.

Все эти шаги были обусловлены не церковно-политической конъюнктурой, но заботой о будущем Церкви, и определялись уни­кальным даром покойного святителя, остро переживавшего ненор­мальность разделений и вражды между христианами различных Церквей и течений, а также между представителями других религий.

В результате деятельности митрополита Никодима и «питомцев его гнезда» (один из которых, по промыслу Божию, стал нашим Патриархом!) Русская Церковь смогла выйти из изоляции внешней и, отчасти, изоляции внутренней. Но последнее, как показал опыт нашей церковной жизни в условиях духовной свободы, – самое трудное. Это хорошо понятно всем интеллигентным петербуржцам вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. Ведь Город Святого Петра, символически основанный в день «смешения языков» (праздник Пятидесятницы), изначально – город европейский и «вселенский», открытый всем народам, религиям и культурам. Здесь нет места плебейской нетерпимости к «другим». К этому призывает нас долг памяти Великого Архиерея, мечтавшего видеть православных христиан людьми духовно благородными – добрыми, образованными, открытыми и терпимыми.

Литература: Человек Церкви. К 20-летию со дня кончины и 70-летию со дня рождения Высокопреосвященнейшего митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, Патриаршего Экзарха Западной Европы (1929—1978) / Под ред. митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Изд. 2-е. М., 1999; Православное свидетель­ство: К 25-летию со дня кончины митрополита Никодима (Ротова) // Церковь и время. Научно-богословский и церковно-общественный журнал / Гл. ред. митр. Смоленский и Калининградский Кирилл. М., 2003. № 3 (24); «В память вечную…» Материалы Минского научно-богословского семинара, посвященного памяти Высокопреосвящ. Никодима (Ротова), митрополита Ленинградского и Новгородского. Минск, 2006; Каłużny Tadeusz, ks. Sekret Nikodema. Kraków, 1999 (докторская диссертация); Рубан Ю. «Великий Архиерей» и его время. К 80-летию со дня рождения митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) // Вода живая: Санкт-Петербургский церковный вестник. 2009. №10 (117).

Юрий РУБАН,

 кандидат исторических наук, кандидат богословия