Бутово, «Русская голгофа»

14 октября 2011



С начала 90-х годов, когда открылась страшная история Бутовского
полигона, это место стало одним из наиболее почитаемых в православной
России.

Тысячи и десятки тысяч пострадавших за веру мучеников захоронены в
земле Бутова. Имена большинства их до сих пор не известны. Но это не
меняет отношения Церкви к их мученическому подвигу: даже безымянные
подвижники, отдавшие свои жизни за Христа, почитаются так же, как и те,
чьи имена известны потомкам. Прославленным святым Церковь молится, прося
их помощи и укрепления в вере для своих верных чад, а неизвестных
поминает в заупокойной молитве:

«Еще молимся о упокоении приснопамятных рабов Божиих, за веру и
правду в годы лихолетий и гонений на Церковь Христову страшныя страдания
и истязания претерпевших и на месте сем жизни своя мученически
скончавших, архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян, ихже имена
Ты Сам, Господи, веси (знаешь — Ред.), и о еже проститися им всякому
прегрешению, вольному же и невольному…»

В 1996 году на месте бывшего полигона был построен деревянный храм
во имя Новомучеников и исповедников Российских. Тогда же было решено
возводить каменную церковь. Закладка каменного храма состоялась в
прошлом году. В освящении закладного камня принял участие предстоятель
Русской Православной Церкви за границей митрополит Лавр.

Сегодняшнее богослужение было особенно торжественным и радостным,
потому что после Литургии состоялось освящение и водружение креста на
главный купол почти завершенного храма.

Место гибели святых мучеников издревле почитается в Церкви. Во
времена первых веков христианства захоронения мучеников служили святыми
престолами, на которых совершались Божественные литургии. Знаменитые
римские катакомбы, место захоронений сотен и тысяч мучеников, на
протяжении столетий являлись центром христианского мира наравне со
Святой землей и Иерусалимом.

До XX века Русская Церковь почти не знала примеров мучений:
традиционными видами подвижничества на Руси были тихое созерцательное
монашество или самоотверженное служение на благо Отечеству русских
благоверных князей, святость праведников в миру или юродство Христа ради
любимых народом «блаженных».

Начало двадцатого столетия принесло в Россию тяжелые потрясения,
которые коснулись в том числе и духовных основ жизни общества.
Отступление от веры «просвещенной» интеллигенции, разгульная жизнь
офицерства, поверхностная, «внешняя» вера простого народа, — так или
иначе, все это не могло не сказаться на судьбе страны.

И когда к власти пришли сознательные, «идейные» безбожники,
противостоять этому антихристианскому девятому валу, казалось бы, уже
почти некому — настолько свободными и широкими были в начале прошлого
века религиозные взгляды общества. Однако промыслом Божьим именно в
такой ситуации проявили свою веру многие тысячи православных христиан:
претерпевая страшные лишения, страдания и муки из-за верности
Православию, они (вполне возможно, даже для себя самих неожиданно)
обрели в душах такую стойкость и мужество, такую непоколебимую
уверенность в правоте их веры, каких не смогли разрушить ни угрозы
мучений и смерти, ни сама смерть.

О значении подвига новомучеников для Русской Церкви уже немало
сказано и написано. Представляется, что пример их жизни и их
мученической смерти дорог и ценен для нас еще и потому, что в
историческом смысле все они, святые страдальцы за веру, почти что наши
современники.

Примеры раннехристианских подвижников, в том числе и мучеников,
все-таки далеки от нас во времени; трудно порой бывает «примерить» на
себя жизненные обстоятельства, в которых находились христиане Римской
империи. А жизнеописания новомучеников — это наша вчерашняя, новейшая
история.

«Основание Церкви — кровь мучеников», гласит предание. Кровь тысяч
бутовских страдальцев, «страшныя страдания и истязания претерпевших и на
месте сем жизни своя мученически скончавших», должна стать крепким
основанием возрождающейся после десятилетий гонений Церкви. Задумаемся
также и о том, что, кроме тысяч мучеников и исповедников, было не меньше
мучителей и гонителей за веру…

Бутово, «Русская Голгофа» — место, на котором Русская Церковь
молится «о мире всего мира», о том, чтобы история России больше не знала
богоборчества, чтобы слова пасхального приветствия, с которыми
обращаемся мы друг ко другу в эти светлые и радостные дни, стали лучшей и
единственной эпитафией на месте вечного упокоения тысяч пострадавших за
веру: Христос воскресе! Воистину воскресе!