«БУНША I»
В основу спектакля легла пьеса Михаила Булгакова «Иван Васильевич»
больше известная зрителю по фильму Леонида Гайдая «Иван Васильевич
меняет профессию». Но, написанная в 1935 году, пьеса до сих пор не
избалована вниманием театральной сцены. В наши дни это единственная
оригинальная интерпретация, решенная как постановка молодого, но уже
известного петербургского режиссера Якина.
«Бунша I» в постановке театра «Актерский хор» впервые появился
на сцене «Лествицы» 3 мая 2009 года и был радостно принят зрителем.
Публику поразили, и даже слегка шокировали, не только тонкий
булгаковский юмор, заложенный в пьесе, но и бережно добавленные
литературные вставки, написанные специально для этого спектакля актером
Михаилом Белокуровым в соавторстве с журналистом Александром Уматули.
Путешествие во времени и пространстве, спровоцированное
режиссером Якиным и положенное в основу спектакля, несмотря на свою
легкость, светлость и стремительность, оставляет в зрителе ощущение
реальности путешествия в другой духовный мир - здесь во мнении сошелся
весь молодой зритель культурного Центра.
А ведь еще древнеримская философия утверждала, что будто бы при
общении с человеком душа проходит сквозь невидимую стену и вторгается в
другое пространство. Так вот и режиссер Якин, от амбициозного желания
покорить в скором будущем своим талантом Москву, фамильярно влезает в
мир Булгаковских героев. Вместе с инженером Тимофеевым он, при помощи
потешной машины времени, производит успешную временно-пространственную
телепортацию легендарного Бунши в царскую палату. А его оригинальное
прочтение пьесы «Иван Васильевич» вызывает из далекого прошлого в
«Лествицу» самого Петра I.
Тонко чувствующий зритель «Лествицы» без особого труда заметил,
что за внешней стремительностью и кажущейся несерьезностью
происходящего, словно за тонкой блесткой фантика, таится глубокий
подтекст-предостережение. Догадался, что спектакль обращает внимание на
хрупкость духовных отношений. Предлагает бережно подходить к чужой душе,
дабы не нарушить порядок ее мира. Ненавязчиво рекомендует проявлять
уважение, чтобы не разозлить ее бесцеремонно-пафосным вторжением, рискуя
получить ответный «щелчок по носу» и не оказаться в пустоте - буквально
подвешенным в воздухе.
Постановка этого спектакля не прошла незамеченной и для
коллектива театра «Актерский хор», заставив задуматься о собственных
отношениях с окружающим миром. Незаметно привела к выводу, что духовное
путешествие в другой мир требует чувства благородства и такта, которые
не зависят ни от времени, ни от пространства, в которых живет человек. И
актеры с нескрываемой радостью обличают зачастую снобические, доходящие
даже до победоносного хамства замашки своих слегка нахальных, но добрых
в глубине души героев.
Выделяется «Бунша I» и сильным ансамблем актерских индивидуальностей, давно полюбившимся публике «Лествицы».
В спектакле заняты актеры - Михаил Белокуров, Станислав Демченко,
Наталия Кичигина, Светлана Кравцова, Алексей Попов, Александр Пуят, Олег
Сальников, Константин Черноухов.
Постановка - Наталии Губенко.
О ТЕАТРЕ
Коллектив театра собран осенью 2005 г. режиссером Н. Губенко (в
его состав вошли актеры театра «Мимигранты» и петербургской антрепризы),
для постановки спектакля «Бег» по пьесе М.Булгакова. В это же время
коллектив обратился за консультацией к настоятелю храма иконы Божией
Матери «Всех Скорбящих Радость» протоиерею Вячеславу Харинову по поводу
толкования мест, касающихся Священного писания.
С осени 2005 по октябрь 2006 гг. театр пережил трудный период,
репетируя где придется – это издательский дом «Натали», университет
физической культуры им. Лесгафта, фойе театра «Мимигранты», потом
частные квартиры… Коллектив держался только тем, что делал одно общее
дело. Но… время шло - нервы сдавали. И вот когда уже коллектив начал
терять веру в благоприятный исход постановки масштабного спектакля о
крестном пути интеллигенции, связавшей свою судьбу с белогвардейской
армией, он неожиданно получает поддержку протоиерея Вячеслава Харинова.
Предоставив скитающимся актерам для регулярных репетиций помещение
культурно-просветительского Центра «ЛЕСТВИЦА», отец Вячеслав сохранил
коллектив, а, помогая мудрыми и меткими подсказками, внушил желание к
дальнейшей творческой работе. Премьера спектакля «Бег» состоялась 4
февраля 2007 г. Именно с этим моментом и связывают рождение театра
«Актерский хор».
Театр «Актерский хор» отличает стиль свободолюбивого отношения с
пьесой при точном чувстве руки автора. Его коллектив идет по пути
чистого и непредвзятого, но всегда бережного отношения к
драматургическому материалу. Добивается неожиданно-точных трактовок
посредством сохранения глубоких психологических мотиваций.