АПОСТОЛ СОМНЕНИЯ
6/19 октября
Память апостола Фомы
Недавно православный календарь напомнил нам историю Иоанна Богослова – "апостола верности", апостола любви и верности, а 19 октября (6-го по старому стилю) там значится память его коллеги, одного из Двенадцати апостолов, человека на первый взгляд противоположного. Это всем известный Фома ("Близнец"), которого можно назвать "апостолом сомнения". Но и это качество необходимо, и Фоме принадлежит значительная роль в христианской истории.
Он одним из первых стал апостолом ("посланником") Иисуса Христа, был Ему предан, но, обладая критическим сознанием, отказался верить рассказам апостолов о Его воскресении. (Фомы не было среди других десяти апостолов во время явления им воскресшего Учителя.) "Пока не увижу на Его руках ран от гвоздей и не вложу в эти раны палец – не поверю"! – упрямо твердил он своим товарищам (Евангелие от Иоанна, 20 гл.). Отсюда нарицательное имя – "Фома неверующий" (т. е. "неверный"!). Явившийся через неделю Христос предложил ему осязать свои раны с укоризненными словами: "Ты поверил, потому что увидел Меня, блаженны не видевшие и уверовавшие". Календарь нарочито посвящает этому событию следующее воскресенье после Пасхи ("Фомина неделя").
Житийная традиция с лихвой компенсирует этот непохвальный эпизод его биографии символической подробностью прославления усопшей Богоматери. Апостолы, собравшиеся в Иерусалим для Её погребения со всех концов Римской экумены, должны были на третий день вновь раскрыть гробницу для запоздавшего Фомы, проповедовавшего в далекой Индии. Ранее усомнившийся в воскресении Христа, он теперь сам возвестил о воскрешении Его Матери: желая поклониться телу Марии, он нашел в пещере одни погребальные пелены.
Мистическая традиция древних гностиков (греч. гносис – "знание"), обыгрывая образ Фомы как "близнеца" Иисуса Христа и единственного из апостолов, будто бы удостоившегося откровения о "тайном смысле" Его учения, воплотилась в апокрифических памятниках "Евангелие от Фомы", "Книга Фомы Атлета", "Деяния Фомы" (существуют русские переводы). По преданию, он проповедовал в Палестине, Эфиопии, Месопотамии, Парфии и даже крестил евангельских волхвов (магов). Затем он отправился к индийскому царю Гондоферу, крестил его и обратил в христианство многих жителей этой сказочной страны. За это верховный языческий жрец в ярости пронзил Фому мечом. Христиане Индии называют себя "христианами апостола Фомы" и указывают место его погребения на Малабарском побережье Индийского океана.
Ю. Рубан