АПОСТОЛ ЛЮБВИ И БОГОСЛОВИЯ
_______________________________________________________________________
Сегодня, 9 октября (26 сентября по старому стилю), в православном календаре значится день памяти (преставление) апостола и евангелиста Иоанна[1] Богослова. Сын палестинского рыбака Зеведе́я, промышлявшего на Тивериадском озере, юный Иоанн стал учеником Иоанна Крестителя, а затем одним из двенадцати апостолов Иисуса Христа и одним из трех ближайших Его учеников (вместе с братом Иаковом Старшим и Петром). Более того, Иоанн – "ученик, которого любил Иисус", а потому – единственный и самый близкий Ему человек. И это неудивительно.
Евангелия повествуют, что апостолы, сочтя дело своего Учителя проигранным, в страхе разбежались из ночного Гефсиманского сада и даже не почтили последних минут Его земной жизни у Голгофы. Из них один лишь Иоанн пребывал у подножия Креста, не заботясь опасениями собственной безопасности. "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх. <...> Боящийся несовершенен в любви", – напишет он позднее (Первое Послание Иоанна 4:18) Умирающий на кресте Христос усыновил Иоанна Своей Матери Деве Марии. "И с той поры ученик взял Её к себе", читаем в его Евангелии (Ин. 19:27).
Апостол Иоанн был свидетелем преображения Господа, во время Тайной вечери "возлежал на груди Иисуса" (то есть справа от Него; отсюда понятие "наперсник") и одним из первых услышал весть о Воскресении. О его последующей жизни достоверных сведений мало. Вместе с апостолом Петром он проповедовал в пределах Палестины и, согласно преданию, жил вместе со своей названной Матерью в Иерусалиме, а затем в Ефесе (на западном побережье Малой Азии, ныне Турция). Он умер здесь своей смертью глубоким старцем в начале II века, и этим знаменательно отличен от всех других апостолов, принявших насильственную смерть от гонителей. Предполагаемая гробница Иоанна в Ефесе до настоящего времени привлекает к себе паломников.
Кроме четвертого Евангелия, христианская традиция приписывает Иоанну три Соборных ("окружны́х") послания и Книгу Откровение (греч. Апокалипсис), которая набрасывает обобщенные мистико-символические картины завершения земной истории. Согласно одному из преданий, она была написана на полупустынном острове Патмос в Эгейском море, во время царствования императора Домициана (81–96), куда схваченный Иоанн был отправлен в ссылку. Здесь автор получил таинственное откровение о непрекращающейся в течение многих веков борьбе сил добра и зла, которая закончится сокрушительным поражением антихриста и его клевретов, преображением неба и земли и торжеством Агнца. Книга является излюбленным источником как внецерковных лжемистических умствований (нелепых астрологических выкладок "конца света"), так и арсеналом великолепных драматических сюжетов для многих прославленных художников и поэтов. Православная Церковь именует Иоанна "таи́нником" (у греков это слово, "мист", ещё в дохристианские времена означало духовного избранника, посвященного в мистерию).
Конец жизни Иоанна Богослова окружён таинственными легендами. Относящиеся к нему слова Христа "Я хочу, чтобы он пребывал, пока приду" (Ин. 21:22) давали повод предполагать, что Иоанн не умер, но чудесно сохранён для грядущего мученического подвига во времена антихриста. Представление о живущем в глубоком затворе до "последних времён" Иоанне Богослове использовано в "Трёх разговорах" Владимира Соловьёва. Здесь Иоанн является в образе православного епископа "старца Иоанна", чтобы обличить антихриста-императора и воссоздать заповеданное Христом вселенское единство Его Церкви вместе с папой Петром II и лютеранским профессором Паули (образы первоверховных апостолов Петра и Павла).
Византийская иконография чаще всего изображает Иоанна погруженным в мистическое созерцание старцем с огромным лбом. Апокрифические "Деяния Иоанна Богослова" придают ему ученика Прохора, записывающего откровения под его диктовку. О последних – самых страшных и невыносимых – тайнах ангел велит Иоанну умолчать. Отсюда характерный иконографический жест – приложенный к губам старца палец, как на русской иконе XVI в. "Иоанн Богослов в молчании". Символом апостола Иоанна как евангелиста является орёл.
В православной традиции Иоанн – один из трёх писателей, именуемых "Богословами" (кроме него – св. Григорий Богослов, IV в., и св. Симеон Новый Богослов, X–XI в.). Поэтому он по преимуществу является покровителем изучающих христианские богословские науки. Святому Иоанну Богослову посвящён храм в Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии, и сегодня здесь – престольный праздник и актовый день. Поздравляю своих коллег и всех причастных к возвышеннейшей науке – "священной теологии", как называют её наши учителя-греки.
Лит.: Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М., 2001, с. 417–464; Ианнуарий (Ивлиев), архим. «И увидел я новое небо и новую землю». Комментарий к Апокалипсису. М.: изд-во ББИ, 2015.
[1] Имя Иоанн, евр. Йоханан, значит – "Яхве милостив", или "милость Божия".