Акция "Малые Герои - 2023"

24 мая 2023

9 Мая - День Победы в Великой Отечественной войне, общенародный, самый наш важный и трогательный праздник. И на самом деле - он со слезами на глазах. Потому что, хотя и празднуем победу, но война - это еще и трагедия народа.

Для нас, прихожан Скорбященского храма, сестер Свято-Георгиевского сестричества, участников мотоклуба "OST" MC и просто неравнодушных горожан - праздник вновь ознаменовался нашей традиционной поездкой, которую мы называем "Малые герои войны".

Ведомые настоятелем храма иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость протоиереем Вячеславом Хариновым, мы вновь проехали по тем малоизвестным  местам победы в нашем регионе, где, кроме нас, не побывает никто. С благодарностью совершили память по тем погибшим, кого мы почитаем как невыявленных святых.

Это простые обычные люди, судьбы и подвиги которых скрывались за сухой безликой строкой: "невосполнимые воинские потери".

Перед первой нашей остановкой в д. Пухолово, мы проехали 1й и 5й Рабочие поселки. Сейчас на их месте уже ничего не осталось, но мы помним, что 1й Рабочий поселок - это одно из мест встречи Ленинградского и Волховского фронтов.

Новоладожский мост. Он построен на месте прорыва Блокады. Именно там 136я дивизия под командованием тогда еще полковника Симоняка ступила на лед чуть раньше, чем надо было. Но таким образом они и немцев застали врасплох и отвоевали тот плацдарм, с которого началось наше наступление.

Проезжая Синявинские высоты, наблюдали проявления истинной народной мемориализации: везде стояли машины, на которых приехали люди. Не на обязательное официальное мероприятие, а добровольно приехали, по велению собственной благодарной памяти. И наша проезжавшая колонна являлась такой же участницей  этих проявлений народной памяти.

ПУХОЛОВО

Во время войны д. Пухолово была большим населенным пунктом, и в нем находилась крупная продовольственная база немцев. Было там и отделение гестапо. На обочине дороги, рядом с жилыми домами расположился очень небольшой, скромный погост с крестами. Он не является официальным мемориалом. Это кладбище нигде в государственных органах не паспортизировано. Оно сохранилось благодаря только лишь стараниям и памяти неравнодушных людей: добровольцев из числа прихожан, сестер Свято-Георгиевского сестричества и членов мотосообщества. На самом деле подобные мемориалы могут существовать у каждой деревни в округе. Люди не знают, не подозревают даже о том, что на околицах таких населенных пунктов есть могилы военного времени.

Такой вот погост в Пухолово свидетельствует о войне ничуть не меньше, чем какие-то серьезные или даже засекреченные военные документы.

Это могилы людей, умерших от голода на оккупированной фашистами нашей земле. Отец Вячеслав рассказывает о таких важных фактах, про которые обязательно следует знать и помнить каждому гражданину нашей страны, и каждому жителю нашего города.

Дело в том, что сам голод и смерть от голода нашего населения были запланированы в Германии самым тщательным и хладнокровным, можно сказать, научным, образом. Учтя свой печальный опыт 1й мировой войны, немцы позаботились о том, как и где они найдут ресурсы во вновь развязанной войне.

Собираясь захватывать нашу страну, они, согласно своей теории расового превосходства, рассчитали, что потребуется всего лишь уничтожение 20-30 миллионов "недолюдей", проживающих на восточных территориях.

В основу их экономических расчетов лег план Герберта Бакке, этнического немца, родившегося и выросшего на территории Российской империи в Грузии. После революции он уехал в Германию, там получил образование и вступил в национал-социалистическую партию. Русских он ненавидел и относился к ним в полном соответствии с теорией расового превосходства "истинных арийцев". Вот именно он детально и обыденно рассчитал смерть  "недолюдей", обитавших на Востоке.

Оккупанты отбирали не просто излишки, они забирали ВСЕ продовольствие, абсолютно не считаясь с нуждами местного населения. Людям запрещалось не только себе оставлять какие-то запасы, но и собирать свой урожай. Запрещались и карались смертью любые перемещения между деревнями. Именно поэтому  умерших от голода вынужденно хоронили не на кладбище, а на околице, рядом с домами. Есть фото известного плаката: " русский должен умереть, чтобы немец победил".

Отец Вячеслав еще застал в живых некоторых жителей, реальных свидетелей этой ситуации. Они рассказали о том, что очень много людей умерло тогда от голода. Немцы кормили только тех и ровно столько, кто им нужен был, чтобы работать.

В конце войны, после нашей победы, Герберту Бакке так страшно было попасть в руки советского правосудия, что он сам повесился в своей тюремной камере.

Общее фото у погоста в д. Пухолово.

 

ПЕТРОВО

В местечке Петрово у могилы Малышевой Анны, расстрелянной немцами за связь с партизанами, отец Вячеслав рассказал нам о партизанском движении в Ленинградской области. В 1941 году партизанские отряды формировались в Ленинграде из спортсменов, студентов института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта и засылались диверсионными группами на оккупированную территорию области. К окончанию оккупации, к 1944 году, их уже было порядка 30 бригад, общей численностью в 35000 человек. Действовали они весьма эффективно, но и сложности при этом испытывали колоссальные. Потому что Центр не всегда вовремя мог обеспечить их продовольствием и боеприпасами, а местному населению они были незнакомы и потому им не доверяли.

В марте 1944 года Ленинград благодарно встречал своих партизан, они торжественно прошли парадным маршем по Московскому проспекту.

О том, сколько трудностей и тяжкого горя испытали жители, остававшиеся на оккупированной территории, можно прочесть в книге Изольды Анатольевны Ивановой "За блокадным кольцом".

 

УЛЬЯНА ФИНАГИНА

Наша акция завершилась прибытием на сельский приход Успенского храма в д. Лезье. Можно сказать, что в этом месте история явственно проступает во времени, присутствует "здесь и сейчас". Очень живо и ощутимо прошлое здесь переплетается с настоящим.

Рядом с дорогой, у места, где раньше был старый мост, недалеко от храма, стоит Поклонный крест. Каждый год 9 Мая мы обязательно приезжаем к нему для совершения памяти. Это то самое место, где осенью 1941 года была показательно, при всех, специально согнанных на судилище жителей, привязана к березе и расстреляна местная селянка Ульяна Финагина.

Она провинилась тем, что нарушила строжайший фашистский приказ. Но в то же время Ульяна исполнила все то, что предписывает 25я глава Евангелия от Матфея. Поздним октябрьским вечером к ней в дом постучался некий человек в обносках красноармейской формы и попросил пристанища, еду и одежду. Вероятно, Ульяна знала приказ немцев о том, что передвижение между населенными пунктами запрещено и что обо всех незнакомых пришельцах следует немедленно доносить в комендатуру. И тем не менее она приняла бездомного, накормила голодного и дала одежду раздетому. А это был предатель, коллаборационист, родом из Воронова, села рядом с д. Лезье. Утром уже он пришел к немцам и хладнокровно донес на Ульяну, мать четверых детей. Девятимесячная ее дочь через несколько дней после расстрела Ульяны умерла от голода.

Отец Вячеслав выяснил, что на  счету этого предателя оказалось не меньше десятка подобных "услуг", но его имя пока нельзя узнать, сведения содержатся в закрытом архиве. Однако известно, что в 1945 году предателя вычислил СМЕРШ, и он был расстрелян.

Это было еще только начало, в Лезье стояли даже не части СС, а вермахта, и никто еще не ожидал такого. Но это преступление всколыхнуло всю деревню и показало, кто есть кто в этой войне.

Ульяна Финагина для нас - местная святая. Реальное подтверждение тому, что если действительно человек совершил дело милосердия Христа ради, то душа его спасена. Над ней совершили судилище человеческое, но мы свидетели тому, каков совершился здесь суд Божий.

Проблема предательства, коллаборационизма во время войны - это была очень серьезная проблема. О ней тоже стоит помнить. Феномен окруженцев состоял в том, что эти люди, которых окружили и подавили своим напором, агрессией, огневой мощью фашисты, уже не могли и не хотели дальше воевать. Вот из них и набирались провокаторы. То есть нам пришлось победить не просто растерянность и деморализованность окруженцев, мы победили собственных Иуд, которых тогда было достаточно много.

Если подойти ко входу в Успенский храм, то с паперти мы увидим перед собой ровное зеленое поле. Это бывший аэродром. Сначала - советский, а когда сюда пришли немцы, то и они базировали здесь свою истребительскую авиацию. Перед  приходом немцев аэродром спешно передислоцировали, наши летчики улетели.

Но здесь остался технический персонал. Заправщики, механики, слесари, рота охраны, повара, делопроизводители. Взяв в руки мосинские винтовки, 50-й батальон аэродромного обеспечения очень достойно держал оборону, встречая немцев. Наступала 20-я дивизия вермахта. Они были безукоризненные профессионалы, имели у себя и части мотопехоты, пока не столкнулись с нашими защитниками на Невском плацдарме.

В документах указано, что бой длился 9 часов. Для 28 августа 1941 года это было невероятно. Примечателен и тот факт, что в этот день христиане празднуют событие Успения Божией Матери, и для храма, рядом с которым шел бой - это был день престольного праздника.

Когда бой закончился, то тех, кто не погиб, немцы заперли, пленных, в храме, а потом этапировали в концлагеря Германии. Отец Вячеслав, разыскивая участников боя, выяснил, что вот они предателями не стали. Чудовищные условия фашистского концлагерного плена не только не сломили их, но они и бежать оттуда пытались.

Про бой 50-го БАО забыли, его "замолчали"  на долгие послевоенные годы сухой безликой строкой "невосполнимые воинские потери"...

Не особенно большое поле земли и руины старого храма, а когда отец Вячеслав стал ими заниматься, то вскрылся целый пласт истории, обнаружились судьбы людей и их подвиг...Они, эти испарившиеся из послевоенной памяти защитники, нами поминаются. Сестры Свято-Георгиевского сестричества заботливо расположили на стене храма, за Голгофой со Христом, списки имен, о них пишется книга...

Благодарим за фотографии Игоря Макарова

Текст сестры Свято-Георгиевского Сестричества Виктории Моревой