ПРОРОК ДАНИИЛ И ЕГО ДРУЗЬЯ

28 декабря 2015

 

17/30 декабря

Память
пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (VI в. до Р. Х.)


За неделю до праздника Рождества Христова
Православная Церковь чествует память ветхозаветного пророка Даниила и трех его
друзей и помощников (отроков)
[1].
Это связано с ярко мессианской направлен­ностью Книги пророка Даниила, героями
которой они являются. Вспомним исторический контекст событий.

Из Библейской истории мы знаем, что в трагическом
587 году до н. э. прекратило свое существование Иудейское царство, бывшее
вассалом
Вавилонии, но, на свою погибель, втянутое Египтом в антивавилонскую коалицию.
(О неминуемой катастрофе предупреждал последних недаль­новидных иудейских царей
пророк Иеремия, за что был брошен в темницу и едва не погиб.) Второй царь
нововавилонской (халдейской[2])
династии Навуходоносор II (605–562 до н. э.), которого устрашенные народы Пе­реднего
Востока называли «Бичом Божиим», захватил мятежный Иеру­са­лим, сжег Храм
Соломона, вывез в качестве трофеев священные храмовые сосуды и богослужебные
принадлежности и депортировал в Месопота­мию почти весь еврейский народ. По
иудейскому преданию, среди плен­ников находились и знатные юноши Даниил,
Анания, Азария и Мисаил.

Навуходоносор II, охотно использовавший таланты
покоренных народов, приблизил их ко двору, распорядился воспитать в роскоши и
обучить "халдейской премудрости". Но при этом они хранили заповеди
своей веры: отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни. За благочестие
Господь даровал им особую мудрость, а святому Даниилу – для вразумления
язычников – дар прозорливости и истолкования снов. Он превзошел в
астрологической премудрости всех придворных звездочетов и магов (волхвов) и
стал особо приближенным к царю.

Однажды Навуходоносор увидел странный сон, поразив­ший
его, но, проснувшись, – тотчас же забыл виденное. Придворные мудрецы и гада­тели
оказались бессильны ему помочь. Тогда пророк Даниил прославил перед всеми силу
истинного Бога, открывшего ему не только содержание сна, но и его пророческое
значение. Он возвестил о сменяющих друг друга мировых империях, символически
изображенных в виде фанта­стических зверей[3],
пожирающих друг друга, и величии последнего вечного Мессианского Царства,
возглавляемого Сыном Человеческим.

Это
имя станет основным самообозначением Иисуса Христа.

«Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и
воссел Ветхий днями[4]; одеяние на Нём было бело,
как снег, и волосы главы Его – как чистая волна;
престол Его – как пламя огня. <…> Огненная река
выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли
пред Ним. Судьи сели, и раскрылись книги. <…> Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как
бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена
и языки служили Ему; владычество Его –
владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан
7:9–10, 13–14).

После истолкования этого сна Даниил будто бы был
возведен царем в сан губернатора Вавилона.

Вскоре царь Навуходоносор повелел воздвигнуть своё
изображение – огромную статую, которой надлежало воздавать божеские почести.

За
от­каз сделать это друзья Даниила – Анания, Азария и Мисаил – были вверг­нуты в
страшную пылающую печь. При этом пламя поднималось над печью на 49 локтей,
опаляя стоящих рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося
молитву Господу и воспевая Его (см. Книга пророка Даниила 3:26 – 90; эта
"Песнь трех отроков" вошла в православное богослу­жение). Явившийся
ангел Господень охладил пламя, и отроки остались невредимы. Увидев это,
пораженный царь повелел им выйти, а сам обратился к Богу истинному.

При царе Валтасаре[5]
святой Даниил истолковал таинствен­ную надпись ("Мене, Такел, Фарес"),
появившуюся на стене дворца во время кощунственного и беспечного пира, когда в качестве кубков для вина использовали золотые сосуды из Храма Соломона. Надпись предвещала скорое падение возгордившегося и превысившего свои полномочия (данные ему истинным Богом!) Вавилонского царства. (Отсюда понятие "пир во время чумы".)

При персидском царе Дарии (522–486 до н. э.) Даниил, по наветам своих врагов, был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его. Сожалевший о скоропалительном приговоре Дарий так этому обрадовался, что даже повелел во всём своём царстве поклоняться Богу Даниилову, "потому что Он – Бог Живой и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно" (Дан 6:26).

По преданию, Даниил дожил до глубокой старости и скончался в Персии, где до сих пор показывают его могилу в Сузах. Согласно одному позднему – уже христианскому – свидетельству (св. Кирилла Александрийского, V в. н. э.), его друзья Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза.

Именем пророка Даниила надписывается книга Ветхого Завета, находящаяся в христианской Библии в разделе пророческих книг (в еврейской Библии – в третьем разделе, "Кетубим", или «Агиографы», среди назидательных писаний). Эта очень интересная и поздняя по происхождению книга (ок. 164 г. до н. э.) принадлежит не к пророческим писаниям, а к популярному в "межзаветные времена" жанру апокалип­сисов («откровений»). Ей подражают апокрифические апокалипсисы Варуха, Ездры, Еноха и другие, а также знаменитый памятник христианской апокалиптики, единственный из книг этого жанра, вошедший в канон Нового Завета после долгих колебаний, – Откровение Иоанна Богослова. (В отличие от всех других книг Нового Завета она не имеет в Православной Церкви богослужебного употребления).

История с огненной печью, в которую были ввержены друзья Даниила, – или так называемое "пещное действо" – в течение нескольких веков разыгрывалась всенародно в Москве за неделю до праздника Рождества Христова. Это было одно из первых театрализованных представлений в нашей стране.

Лит.: Иосиф Флавий. Иудейские древности X:10–11; Христианство: Энциклопедиче­ский словарь. М., 1993. Т. I, с. 461–462; Мень А., прот.Исагогика: Курс по изучению Священного Писания. Ветхий Завет. М., 2000, с. 501–530.

Ю. Рубан


[1] Славянский термин «отрок», часто используемый в нашей
церковной письменности для указания на взаимоотношения библейских персонажей, обычно
указывает не на возраст («отрочество», предшествующее «юности»), а на степень
близости или доверия. «Отрок» – это и человек, живущий в доме хозяина на
положении члена семьи, слуга, («секретарь»), 
оруженосец и вообще друг (младший по возрасту) и доверенное лицо.

[2] Халдеи – семитические племена, расселявшиеся в 1-й
половине I-го тысячелетия до н. э. на окраинах Вавилонии и ведшие с ассирийцами
борьбу за обладание Вавилоном. С 626 по 539 г. до н. э. в Вавилоне правила т. н.
Халдейская династия, второй царь которой, – Навуходоносор II – в 587 году
положил конец древнееврейской государственности. "Вавилонский плен"
продолжался до 538 г.,
когда произошла смена "мирового лидера": персидский царь Кир II
Великий (559–530 до н. э.) в 539 до н. э. захватил Вавилон и позволил евреям
вернуться на родину. – Смотрите ветхозаветную Книгу Ездры, любой курс по истории
Древнего Востока, а также: Дандамаева М.
М.
Когда халдеи стали прорицателями? // Вестник древней истории. 1998. № 2,
с. 32–50.

[3] Эти звери
(смотрите их описание в 7-й главе Книги пророка Даниила), по мнению
комментаторов, – символы Вавилона, Персии, Греции (империи Александра
Македонского) и Рима (или же – Вавилона, Персии, Мидии и Македонии).

[4] Слав. "Ветхий деньми"
– т. е. древний по счету дней, в значении 'вечный'. Здесь мы встречаемся с
одним из символических имен Бога, основанным именно на этом видении. Отсюда –
образ Бога Отца в виде седобородого старца, получивший широкое распространение
в христианской живописи и иконописи. В догматическом отношении этот образ
абсолютно неканоничен, но мы к нему привыкли.

[5] Здесь – ошибка автора Книги Даниила. На самом деле
последним вавилонским царем был Набонид (556–539 до н. э.), а Валтасар –
губернатором столицы.