ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Тропарь праздника
Ты вознёсся во славе, Христе, Боже наш, обрадовав учеников обещанием Святого Духа,
после того как Твоё благословение утвердило их в вере, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира.
Кондак праздника
Совершив устроение нашего спасения и соединив земное с небесным, Ты вознёсся на небо во славе, Христе, Боже наш, отнюдь не оставляя любящих Тебя, но пребывая неразлучно с ними и возглашая: «Я – с вами, и никто не одолеет вас!»
Апостольское чтение на Литургии
Книга Деяний Апостольских 1:1–12. – Зачало 1
[Вознесение в сороковой день. Последние наставления апостолам]
1 В первой книге, Феофил, я рассказал обо всём, что делал Иисус и чему Он учил с самого начала 2 до того дня, когда Он был вознесен, дав прежде повеления апостолам, которых Он избрал Духом Святым, 3 которым и предстал после Своих страданий живым, доказывая это многократно, в течение сорока дней являясь им и говоря с ними о Царствии Божием.
4 И собравшись с ними за трапезой, Он повелел им не отлучаться из Иерусалима, но ждать того, что было обещано Отцом: «Об этом вы уже слышали от Меня: 5 Иоанн крестил водой, а вы через несколько дней будете крещены Духом Святым».
6 Тогда собравшиеся стали спрашивать Его, говоря: «Господи, неужели пришло время, когда Ты вернёшь Израилю царство?». 7 Он же сказал им: «Не вам знать времена или сроки, которые Отец установил Своею властью! 8 Но вы примете силу Святого Духа, Который сойдёт на вас, и будете Моими свидетелями и в Иерусалиме, и во всей Иудее, и в Самарии, и до самого края земли»[1].
9 Сказав это, – когда они смотрели, – Он был поднят, и облако скрыло (букв. подхватило!) Его от их глаз. 10 И, когда они напряжённо вглядывались в небо, во время Его восхождения, около них оказались два мужа в белой одежде 11 и сказали: «Мужи галилейские! Что вы стоите и всматриваетесь в небо? Этот Иисус, взятый от вас наверх, в небо, придёт (вернётся) таким же образом, как вы увидели Его восходящим на небо».
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон (Оливковая роща), которая находится близ Иерусалима, на расстоянии субботнего пути[2].
Евангельское чтение на Литургии
Евангелие от Луки 24:36–53. – Зачало 114
[Явление Воскресшего ученикам и Вознесение в День Господень]
[В то время Иисус, воскреснув из мертвых,] стал посреди учеников Своих и говорит: «Мир вам!» А они, страшась и ужасаясь, подумали, что видят призрак. И сказал Он им: «Зачем вы смущены, и отчего сомнения поднимаются в сердцах ваших? Посмотрите на Мои руки и на Мои ноги; это Я Сам. Дотроньтесь до Меня и уразумейте, что у призрака нет плоти и костей, какие видите у Меня!» И с этими словами Он показал им руки и ноги.
Когда же они от избытка радости не могли поверить и дивились, Он сказал им: «Есть ли у вас здесь что съестное?» И они подали Ему кусок печёной рыбы [и сотового меда]. И Он, взяв её, съел на глазах у них. И сказал Он им: «Вот о чём были Мои слова, которые Я говорил вам, пока ещё был с вами – что надлежит исполниться всему, написанному обо Мне в Законе Моисея, в Книгах Пророков и в Псалмах.
Тогда Он сделал ум их способным к уразумению Писаний. И сказал им: «Так написано было, что Мессия (Христос) примет страдания и на третий день восстанет из мёртвых; и во имя Его будет возвещено покаяние ради прощения грехов по всем народам, начиная от Иерусалима. Вы – всему этому свидетели. И вот, Я ниспосылаю на вас обетованное (обещанное) Отцом Моим[3]. А вы оставайтесь в этом городе [Иерусалиме], пока не будете облечены вышнею силою».
И вывел Он их за город, до самой Вифании, и благословил их, воздевая руки. И вот, когда Он их благословлял, отделился Он от них и стал возноситься на небо. И они, поклонившись перед Ним до земли, в великой радости возвратились в Иерусалим. И постоянно пребывали в [Иерусалимском] Храме, восхваляя и благословляя Бога. [Аминь.]
Расставание без прощания
Вознесение Господне принадлежит к двунадесятым праздникам подвижного годового цикла и празднуется в четверг шестой недели (седмицы), в сороковой день от Пасхи. Само его название[4] выражает одно из важнейших событий новозаветной истории, – окончательное завершение Иисусом Христом времени Своей земной жизни и возвращение в Божественную сферу бытия («на небо»).
Согласно повествованию евангелиста Луки (Деяния 1:1–12), Вознесение Господа произошло через сорок дней после Воскресения, в окрестностях Иерусалима, к востоку от города, на склоне Оливковой (Масличной) горы. Современные историки датируют его серединой мая 30 года I века. В чём же его смысл и значение для последующих судеб христианской истории?
После страшных испытаний и отчаяния пасхальных дней светлая радость наполнила сердца апостолов. О будущем они едва ли задумывались, – сейчас для них главным было то, что «Господь жив», что Он Воскрес. Да и могли ли они, в основном простые рыбаки, предполагать, что предназначены для всемирной проповеди, для покорения гордой своими легионами и своей культурой Римской империи безвестному Учителю из Галилеи? После Пасхи они разошлись по домам и вернулись к привычным занятиям. Апостолы не знали, что земной путь Мессии уже завершён. Если Он медлит, значит на то есть причины. Разумеется, они ждали изменений в этом несправедливом мире, ждали наступления Нового Царства. Но какого Царства?
Между тем, Воскресший Христос не раз являл Себя ученикам, утверждая их веру в реальность победы над смертью, в то, что основанное Им на земле Царство Божие (Церковь) не погибнет, но будет пребывать «до скончания века»; а они станут его первыми провозвестниками по «всей Вселенной» (Римской империи). Во время одного из таких явлений на берегу Тивериадского озера Господь простил апостолу Петру малодушное от Него отречение, вновь подтвердив его главенство среди апостолов. (Тем самым Он указал на будущее главенство в христианском мире престола апостола Петра, которому он вручил символические «ключи Царства Небесного».)
Наконец, во время прощальной трапезы Он повелел им не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного Богом Отцом дара. В чем будет состоять этот дар? В восстановлении славной монархии царя Давида (X в. до Р. Х.)?
Обратим внимание на то, что даже в эти часы и минуты, – последние минуты пребывания со Христом, – апостолы далеки от понимания истинного характера основанного Им Царства! Они ещё питают те лжемессианские, национально-политические иллюзии, которые двумя месяцами ранее исторгали из уст народа восторженные приветствия въезжающему в Иерусалим Царю Иудейскому: «Осанна!» и «благословен Грядущий!», – вскоре сменившиеся такими же искренними воплями обманувшейся в своих ожиданиях толпы: «Распни, распни Его!»
«Не ваше дело знать времена или сроки…», – звучит суровый ответ Учителя. Этим даром, поясняет Он, станет сошествие Святого Духа. А Сам Он возносится: период ученичества закончился, теперь им предстоит возрастить Царство, росток которого уже показался из земли.
Апостолы не ощутили себя покинутыми и одинокими. Они поняли, что отныне Господь будет жить с ними вечно, и уже никто не в силах их разлучить. Он победил косность и глупость мира, и теперь Ему не страшны ни отречение и предательство заблуждающихся учеников, ни ненависть неблагодарной черни, ни суд Пилата, ни Голгофа... Пройдёт ещё несколько дней, и они примут удивительный дар, который распахнёт перед ними не только двери бедной иерусалимской горницы, но и двери всего мира.
Праздник Вознесения всё же окутан легкой грустью: окончилось Первое Пришествие, мы расстаемся с Пасхой. В то же время Вознесение – радостный праздник Божественного вездеприсутствия в новом мире, навсегда преображённом высшей реальностью Воскресения.
Православная иконография Вознесения исходит из эсхатологического смысла слов ангелов: Христос возносится таким, каким некогда вернётся «во славе» вершить Страшный суд. Присутствие апостолов, объединившихся вокруг Девы Марии (стоящей в центре группы с воздетыми руками), символизирует провожающую Христа на Небеса и ожидающую Его Второго пришествия Церковь.
[1] Первые восемь стихов этого чтения переведены архим. Ианнуарием (Ивлиевым).
[2] Согласно законническим предписаниям, длина пути, который разрешалось пройти пешком в день субботний, не должна была превышать двух тысяч шагов.
[3] Т. е. обещанный дар Святого Духа (это произойдет в праздник Пятидесятницы), который поможет им свидетельствовать о Воскресшем Христе перед всем миром.
[4] Греческое название {An%lhyiV буквально означает «Взятие на небо», «Вознесение»; в латинской традиции – Ascensio, «Восшествие».