Память святителя Спиридона Тримифунтского († ок. 348 г.)

24 декабря 2012

25 (12 по ст. ст.) декабря

 

Этот весьма почита­емый в греческом и русском Право­славии святой родился во второй половине III века на острове Кипр. Долгие годы он был простым пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и стран­ников. За это Господь воз­на­гра­дил его даром чудо­тво­рения: он ис­це­лял неиз­ле­чимо больных и изго­нял бесов. После смерти жены, в царство­ва­ние императора Кон­стан­тина Великого (306–337), Спиридон был избран епископом города Трими­фунта, и в 325 году принимал участие в деяни­ях I Вселенского Собора.

Скончался святитель Спиридон около 348 года во время молитвы и погребен в Тримифунте в храме Святых Апостолов. Последние его слова были о любви к Богу и ближ­ним. В середине VII века мощи святителя перенесены в Констан­тинополь, а в 1453 году – на остров Керкира в Ионическом море (греческое название этого острова – Корфу). Здесь, в одноимен­ном городе Керкира (главный город острова) и поныне сохраня­ются святые мощи святителя Спиридона в храме его имени (правая рука святителя почивает в Риме). Пять раз в году на острове совершается торжественное празднование его памяти.

На Руси почитание святителя Спиридона известно издрев­ле. Народ, отмечавший значимые календарные вехи по церков­ному календарю (других еще не было), называл близкий ко дню памяти св. Спиридона день «Зимнего солнцеворота», или «поворота солнца на лето», «Спиридоновым поворотом». В XX–XXI столетии день его памяти по Юлианскому календарю (12 декабря) приходится на 25 декабря по Григорианскому календарю, то есть на астрономически точный день Зимнего солнцеворота. (Но в XXII в., из-за отставания «языческого» Юлианского календаря от истинного астрономического време­ни, дата сместится на 26 декабря, в XXIII в. – на 27 декабря и так – по всем дням годового цикла; впрочем, как и все празд­ники, всё ещё отмечаемые у нас по календарю Юлия Цезаря.)

Особым почитанием святитель Спиридон пользовался в Великом Новгороде и Москве, где в 1633 году воздвигли храм его имени. В другой столичной церкви, Воскресения Словущего (1629), находятся две чтимые иконы святителя Спиридона с частицей его святых мощей.

О жизни святителя Спиридона сохранились ценные свиде­тель­ства византийских историков второй половины IV–V веков – Сократа Схоластика, Созомена и Руфина, близких к нему по вре­мени и общавшихся с его учениками и младшими современника­ми. Древнейшее житие святителя Спиридона написал ямбичес­кими стихами его ученик – святитель Трифиллий, епископоп Левкуссии Кипрской († ок. 370). Его классическое житие было написано в X  веке выдающимся византийским агиографом (то есть «описателем святых») Симеоном Метафрастом.

В заключение этой краткой справки приводим свидетельства о святом Спиридоне первых двух вышеупомя­нутых историков. Второй фрагмент особенно важен для понимания истинного смысла поста, который многие считают лишь «переменой рациона», забывая, что деление пищи на «чистую» (кошерную) и «нечистую» – это понятия ветхозаветные, обязательные только для иудея по вере (обрезанного). «Услышьте и уразумейте! Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что исходит из уст, – это оскверняет человека», – (Матфей 15:10–11). Слова Христа обращены не только к искушавшим Его фарисеям, но и к их (вольным или невольным) последователям среди христиан.

Ю. Рубан

Приложение

1. Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. I, гл. 12. «О кипрском епископе Спиридоне»:

«Теперь о Спиридоне. Этот пастырь обладал такой свято­стью, что удостоился пасти и людей. Получив епископство над одним из городов Кипра, по имени Тримифунт, он в епископском сане, по великому смирению, не переставал пасти и овец. О нём сохранилось много рассказов, но, чтобы не удалиться от предпо­ложенного предмета, я припомню один или два. Однажды в полночь воры вошли потихоньку в овчарню и старались похитить овец. Но Бог, хранящий пастыря, сохранил и овец его, – воры невидимою силою очутились привязанными к овчарне. Между тем настало утро, и пастырь пошел к стаду; когда же увидел он, что у хищников руки связаны назад, тотчас узнал, что случилось, и, помолившись, развязал их и долго усовещивал, внушая им доставить себе пропитание законными трудами, а не брать чужого беззаконно. Потом, подарив им овна и отпуская их, ласково сказал: "Пусть же не напрасно бодрствовали вы". Это – одно из чудес Спиридона, а другое было таково. Была у него дочь девица, наследовавшая набожность своего отца, по имени Ирина. Кто-то знакомый отдал ей для хранения драгоценное украшение, но она, признав безопаснейшим хранилищем землю, спрятала взятую вещь в земле и вскоре потом умерла. Через некоторое время пришел тот, кто отдал свою вещь и, не нашедши уже девицы, приступил к отцу – частью с обвинением, частью с просьбою. Старец, который утрату хозяина украшения почитал собственным несчастьем, пошел на мо­гилу дочери и молил Бога, чтобы Он прежде времени показал обето­ванное воскресение. Надежда его не обманула: девица тотчас яви­лась отцу живою и, означив место, где спрятала украшение, опять скрылась. Такие-то мужи сияли в Церквах во времена царя Констан­тина. Это я и сам слышал от многих жителей Кипра, и читал в латинском сочинении одного пресвитера Руфина».

2. Созомен. Церковная история:

«Надобно знать и то, как он принимал странников», – писал близкий к монашеским кругам Созомен, приводя в своей «Церковной истории» удивительный пример из жизни святителя. – Однажды, по наступлении Великого Поста, в его дом постучался странник. Видя, что путник очень утомлен, святой Спиридон сказал дочери: "Обмой ноги этому человеку, да предложи ему поесть". Но, ввиду поста, не было сделано нужных запасов, ибо святитель «вкушал пищу только в определенный день, а в прочие оставался без пищи». Поэтому дочь ответила, что в доме нет ни хлеба, ни муки. Тогда святой Спиридон, извинившись перед гостем, приказал дочери поджарить бывшее в запасе соленое свиное мясо и, усадив за стол странника, принялся за трапезу, убеждая того человека подражать себе. Когда же последний, называя себя христианином, отказался, – святой Спиридон прибавил: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие говорит: "Для чистого – всё чисто" (Послание ап. Павла к Титу 1:15)».

Это свидетельство о человеколюбивом поступке истинного христианина, каким был святой Спиридон, не нуждается в комментариях. Можно лишь задаться вопросом: многие ли из наших так называемых «усердных постников» поступили бы так же как он, не убоявшись «оскоромиться» и «порушить» свои гастрономические «заслуги» пред Богом?


 

[1] Святителями называют святых-иерархов, то есть священнослу­жителей, имевших высший церковный сан – архиерейский. Внутри этой высшей в православии степени священства они подразделяются – по административному принципу – на епископов, архиепископов, митрополитов и, наконец, патриархов (первых среди равных).