Память мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ок. 137 г.)

28 сентября 2012

Верим,
надеемся, любим…

Сентябрь богат календар­ными событиями, а послед­ний
день – 30 сентября по новому стилю! – достойное его заверше­ние. Он
известен всем благодаря памяти четы­рех рим­лянок, имена которых носят миллионы
пред­стави­тель­ниц луч­шей половины человечества во всем мире. Исто­рия этих
христи­анских мучениц – вдовы Софии и трех ее дочерей: двенадца­ти­лет­ней
Веры, десяти­летней Надежды и девятилетней Любови – относится ко времени
императора Адриана (117-138 гг.).

Преследование христиан, счи­тавшихся "врагами
народа", или "диссидентами" (это изна­чально религиозный
термин!), только лишь за отказ воздавать почести мифологическим богам, в
которых серьезно мало кто верил, было делом рутинным, и судебные акты в боль­шинстве
случаев не сохранились. Церковные писатели фикси­ровали дошедшие до них краткие
сведения, часто обраставшие фантастическими подроб­ностями, из которых
слагались позднее "Жития святых".

Заподозренные в принадлежности к христианству, римляне должны были
доказать свою лояльность в присутствии судебных властей. Для этого требовалось
лишь бросить несколько зерен ладана на алтарь обожествлявшегося императора и
отречься от Христа, хотя бы чисто "внешне", на словах. Никто не
покушался на внутреннюю веру человека, и индифферентные римляне, считавшие этот
акт простой гражданской формальностью (как обязательное присутствие у нас
раньше на партсобрании), не могли понять причин отказа, за которым следовали
увещевания, пытки и смерть.

Одними из таких "неразумных упрямиц" и были наши святые. Предание
рассказывает об их бесстрашном исповедании Иисуса Христа перед самим
императором и последующих страшных мучениях, которым были подвергнуты только
девочки. Их укла­дывали на раскаленную железную решетку, поливали кипящей
смолой и били палками, привязав к усеянному шипами колесу. Мучители знали, что
сохранявшая внешнее спокойствие и ободрявшая своих дочерей мать испытывала еще
более невыносимые страдания. Нако­нец мученицы, плоть которых буквально
распадалась, были обезглавлены.

Палачи даже отпустили Софию на свободу, позволив ей взять для погребения
тела дочерей. Проведя в скорби три дня у их могилы, она скончалась. Это
произошло ок.137 г. Мощи святых мучениц сохрани­лись, и в 777 году папа Римский
Адриан I передал их в Страс­бург (Эльзас), где они покоятся в каменной гробнице
церкви аббатства Эшо.

Имена святых глубоко символичны: Вера, Надежда и Любовь – это
наименование трех основных богословских добродетелей христианст­ва, которым
покровительствует София, что значит "Мудрость". Они возводят человека
из плена природной необходимости в царство нрав­ственной и интеллектуальной
свободы и приоткрывают ему завесу вечности.
В этом – главное отличие человека от "братьев его меньших".

"Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и
языки умолкнут, и знание упразднится. ...Теперь мы видим как бы сквозь тусклое
стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу...  Теперь же пребывают эти три: вера, надежда,
любовь; но большая из них – любовь", – пишет апостол Павел в своем
знаменитом "Гимне любви" (Первое Послание к Коринфянам, 13 гл.).
Пользуясь возможностью, хочу поздравить с днем Ангела всех, чьи знаменательные
имена заставляют нас вспомнить о его высшем предназначении и придают силы в
борьбе с житейскими невзгодами.

Лит.: Извольский С. Жизнь и страдания св. мучениц Веры,
Надежды, Любви и матери их Софии. Рассказ в стихах. М., 1867; Денисов Л.
(сост.).
Жизнь и страдания св. мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их
Софии. Приложение: христианские добродетели вера, надежда, любовь по учению св.
отцов Церкви. М., 1914; Дьяченко Г., прот. Уроки и примеры христианской
веры, надежды и любви (опыт катехизической хрестоматии). М., 1903.

Ю. Рубан