Святой родник Лезье

Святой родник Лезье

Источник, который бьёт из земли у самого подножья Божьей горы в Сологубовке (Лезье), почитается уже не одну сотню лет. Он – следствие выхода на поверхность полноводной подводной реки, которая течёт издалека.
Рельеф местности, где проходит русло этой реки, повышается к месту её истока. И там, на вершинах холмов подземная река питается водами лесных озер, расположенных высоко относительно уровня моря… А подземная река, в свою очередь, питает реку Мгу, и выход её на поверхность - как раз под храмом Успения Божьей Матери в селе Лезье.
Раньше храмы всегда устанавливали в особых, в плане гидрологии, местах. Наш Успенский храм, расположен на островке между трёх подземных водных рукавов. И самым полноводным является как раз тот, который проходит мимо северного предела храма, отчего последний, надо сказать, даже страдает…
Во все времена к родникам и ключам у наших предков было особое отношение. Неслучайно и храмы строили «у источников вод». Вода в них всегда казалась вкуснее, чем в других местах, да и люди часто отмечали целебность их вод. Имело большое значение и то, что родники эти казались неиссякаемыми.
Об источнике в селе Лезье рассказывает благочинный Кировского благочиния, протоиерей Вячеслав Харинов: «На Богоявление здесь всегда много людей, которые приезжают из города, из окрестных деревень на освящение воды – это известное, почитаемое место. Помню, когда я приехал сюда впервые, храм стоял в развалинах, и травы было вокруг по грудь – и чертополоха, и крапивы, и репейника. Мне встретился тогда один из селян. Он тогда важно мне так сказал – «А вот у нас тут родник из-под храма бежит – он у нас святой….» Я спросил его – «Что ж от храма-то ничего не осталось?» «Ну да, - с сожалением сказал он, - храм разрушили… А вода вот святая осталась». Наш родник таков, что люди берут из него воду практически без перерыва.


И несколько лет назад разгорелись серьёзные споры вокруг правообладания этим источником – кое-кого привлекла мысль о его коммерческом использовании. Эта ситуация дошла до того, что была подготовлена и разлита по бутылкам контрольная партия в несколько тысяч бутылок, не для продажи, естественно. Под газацией вода Святого источника оказалась очень вкусной, с не характерной для вод нашей местности «кислинкой».
Выяснилось, что минеральный состав воды в источнике удивительно сбалансирован. Исследования, которые мы дважды проводили, показали чистоту воды и очень ровную линейку минеральных веществ. Дело в том, что вода, проходя с глубины через многочисленные слои различных почв, не только очищается от всевозможных загрязнений, но и минерализуется. Наши питерские воды часто страдают избытком или недостатком каких-либо минеральных веществ, а вот в этой воде всего достаточно, есть даже довольно редкие ионы серебра. Поэтому вода эта долго стоит, не цветёт и, разумеется, очень полезна для здоровья.
В целом вода железистая, и какой-то осадок в виде солей может выпадать, но в незначительном количестве. Вода приятна на вкус и хороша для приготовления чая и пищи... Всё это и создало ситуацию соперничества вокруг родника. Но, опуская все подробности, Господь не благословил… И сейчас этот церковный источник доступен всем, любой человек, пришедший сюда за водой, может набрать её сколько нужно.
Мы родник, конечно же, благоустроили, привели в порядок. И, разумеется, всегда следим за ним, но просим такого же внимания и серьёзного отношения к нему и от всех тех, кто приезжает за водой.
Отзывы о воде у всех восторженные, но после отъезда посетителей мы часто видим оставленный мусор, пустые бутылки. Бывает, совершаются и вовсе недопустимые вещи – возле источника видели, как люди моют машины… Естественно, если мы такое обнаружим – будем пресекать, вплоть до вызова полиции. Это же Святой источник, священное место, место нашей памяти.
Мы можем вспомнить всех, кто пользовался водами Святого родника: строителей славного Успенского храма, семью ктитораи строителя храма купца первой гильдии Георгия Павлова, прихожан десяти деревень, которые приходили сюда молиться и тоже, разумеется, набирали воду из родника. Эта вода 150 лет использовалась для нужд храма – ею он «омывался», на воде из родника совершали Литургию – надо сказать, что и сейчас она используется для святых таинств. Нужно вспомнить относительно недавнее время – годы Великой Отечественной войны, когда наши лётчики, которые тут дислоцировались, брали воду для себя и для своих боевых машин. Мы можем вспомнить 50-й батальон аэродромного обеспечения, который принял здесь бой 28 августа 1941 года, защищая аэродром у стен храма... Те солдаты, которые остались в живых, были заперты в храме и, разумеется, томились там и мечтали о воде, которая текла у подножья горы…
А позже в храме был лазарет, в котором умирали солдаты и без воды этой невозможен был уход. И даже когда тут был открыт клуб, в более позднее, послевоенное время, наверняка те, кто в него приходил, тоже пользовались водой из этого родника… Поэтому и наше отношение к воде должно быть особенным.
Пришло время привести источник в долженствующий порядок, потому что мы призваны не только потреблять то, что дано Богом, но и соработничать ему. В наших планах полное благоустройство территории вокруг источника. Мы собираемся укрепить, улучшить мостки, расчистить русло, выложить дорожки, установить красивую часовню над источником для совершения Святых таинств.
Кроме того, мы хотим устроить купель с просторными раздевалками для мужчин и женщин, желающих совершать омовение. Думаю, это найдёт свой благодарный отклик у людей, которые будут сюда приезжать и прибавит почитания и уважения к Святому источнику. Мы, конечно, рассчитываем на поддержку наших прихожан и всех, кто пожелает принять участие в благоустройстве родника.
Возможно, у кого-то есть свои соображения насчёт того, как должна выглядеть территория вокруг него. Ну а кто-то сумеет помочь храму в закупке необходимых строительных материалов, оплате труда строителям и в прочих расходах. Думаю, с Божьей помощью и общими усилиями мы сумеем привести территорию возле источника в надлежащее состояние.

РЕКВИЗИТЫ ДЛЯ ПОЖЕРТВОВАНИЙ

НАИМЕНОВАНИЕ:

Православная местная религиозная организация Приход храма Успения Божией Матери д. Лезье Тихвинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ:

ИНН 4706013231, КПП 470601001,

Расчетный счет № 40703810733060007469

ФИЛИАЛ № 7806 ВТБ 24 (ПАО) г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

БИК 044030811

к/с № 30101810300000000811

Назначение платежа:

Добровольное пожертвование на осуществление уставной деятельности. НДС не облагается.

Карта Сбербанка 639002559021716533

Расчетный счет 40817810255860680357

Адрес:

Россия, 187301, Ленинградская обл., Кировский район, д. Лезье, д. 1А

Тел. +7(812) 273-54-69, факс.+7(812) 272-13-74

КАК ДОБРАТЬСЯ

Дорога по Мурманскому шоссе:
Выезд из города по Мурманскому шоссе, сразу после того как пересечете р.Нева, поворот направо в г.Кировск (указатель есть); проезжаете сквозь Кировск прямо, по главной (вдоль р.Нева), после площади с памятником Кирову (площадь будет слева) второй поворот налево - нужно повернуть налево, ехать мимо гаражей до Т-образного перекрестка и повернуть направо (направление на пос. Мга).

Далее все время прямо, по главной, до д. Пухолово (она будет сразу после моста через ЖД; во Мгу не сворачивать), в Пухолово поворот налево, проезжаете деревню, далее прямо и до поворота направо в Сологубовку (Будет указатель).
Сологубовка = Лезье. Ехать прямо до храма (храм стоит справа на горе, после р. Мга), мимо не проедете.

Историческая справка

История
Возведение каменной церкви в селе Лезье, на берегу реки Мги, было задумано в середине XIX века князем Борисом Николаевичем Юсуповым, владельцем имения Благовещенское.
Строительство началось в 1849 году по проекту известного петербургского архитектора Василия Моргана, а завершилось к 1952 году. Первоначально предполагалось посвятить храм Благовещению Пресвятой Богородицы, в последствии планы переменились, и новая, пятиглавая церковь была освещена в честь Успения Божией Матери.
Уже вскоре храм стал тесен, и в 1880 году настоятель церкви протоиерей Николай Лебедев и церковный староста Дмитрий Бычков начали расширение храма и постройку колокольни, к 1881 году перестроенный храм освятили.
После революции в 30-х годах Успенскую церковь закрыли, помещение использовали под клуб, склад. Последний настоятель храма иерей Александр Вишняков был расстрелян  14 декабря 1937 года вместе с другими членами церковных общин Ленинградской области.

Война

Во время Великой Отечественной войны село Лезье было захвачено немцами, неподалеку шли кровопролитные бои – на Невском пятачке, Синявинских высотах. В здании церкви в это время располагались немецкая почта и госпиталь. Вернее сам госпиталь был неподалеку. Но туда несли тех, кому еще можно было помочь. Остальные умирали на нарах в церковном подвале. В одном из приделов местной православной общине было разрешено совершать богослужения. В 1943 году немцы снесли купала храма, так как уж слишком хорошим ориентиром он служил для  дальнобойной советской артиллерии. После войны храм продолжал разрушаться.

Возрождение

История возрождения храма началась в 90-х годах. Под руководством о. Вячеслава Харинова были предприняты первые шаги к восстановлению: произведена консервация остатков стен, защитившая их от дальнейшего разрушения, возведена временная крыша. Полноценные реставрационные работы в то время было невозможно начать из-за недостаточности средств.
Ситуация изменилась благодаря принятому в декабре 1992 года российско-германскому Соглашению по взаимному уходу за воинскими захоронениями. Решением российских властей территория, прилегающая к Успенскому храму, была отведена под крупнейшее в мире воинское немецкое захоронение. С 1996 года здесь начались работы по его устройству.
Страсти вокруг создания захоронения кипели нешуточные. Некоторые недоумевали, как можно хоронить здесь останки врагов. С немецкой стороны предполагалось взорвать остатки церковных стен, чтобы проложить дорогу к кладбищу. Этому воспротивилась православная община, местные жители и власти, ветеранские и миротворческие общественные организации. Приход Успенской церкви выступил с предложением восстановить храм в знак примирения бывших противников в войне. Концепция архитектурно-паркового мемориального комплекса объединила в одно целое воинское немецкое захоронение, восстановленный Успенский храм, Парк Мира с аллеей скульптур, обустроенный храмовый родник.

Всем миром

Главным спонсором по реставрации храма стал Народный союз Германии по уходу за воинскими захоронениями. На объявление в западной прессе о сборе средств на восстановление русского храма откликнулись жители Европы и Америки.
Храм восстановлен
Восстановленный храм Успение Божией Матери был открыт после реставрации 20 сентября 2003 года. Один из его приделов посвящен святому великомученику Георгию, покровителю российского воинства. В этом приделе хранятся для церковного поминавения синодики с именами российских солдат, погибших и пропавших без вести. В крипте храма устроен музей, посвященный жертвам блокады Ленинграда. И похоже церковь стала гарантом мира на этой земле. Ни одного случая вандализма.
Работы по обустройству и благоукрашению храма продолжаются. На очереди – решение вопроса по отоплению помещения в зимний сезон. Пока службы и требы совершаются каждую субботу до наступления холодов.

Алтарь российской воинской славы

Один из алтарей этого великолепного храма в честь покровителя российского воинства св. Великомученика Георгия, станет алтарем российской воинской славы. Стены Георгиевского придела будут покрыты именами советских солдат, павших при обороне Ленинграда, а в самом алтаре будут храниться синодики с именами считавшихся погибшими без вести воинов для вечного церковного поминовения.
Иконостас в Успенской церкви тоже уникален. Его написал немец фронтовик, потерявший ногу под Сталинградом. Его имя Андрей Блок. За год до смерти художник попросил отца Вячеслава поместить эти иконы у себя в храме.  Он  написал – «Это мое покаяние и приношение всем жертвам войны».