Бутово, «Русская голгофа»

Бутово, «Русская голгофа»



С начала 90-х годов, когда открылась страшная история Бутовского полигона, это место стало одним из наиболее почитаемых в православной России.

Тысячи и десятки тысяч пострадавших за веру мучеников захоронены в земле Бутова. Имена большинства их до сих пор не известны. Но это не меняет отношения Церкви к их мученическому подвигу: даже безымянные подвижники, отдавшие свои жизни за Христа, почитаются так же, как и те, чьи имена известны потомкам. Прославленным святым Церковь молится, прося их помощи и укрепления в вере для своих верных чад, а неизвестных поминает в заупокойной молитве:

«Еще молимся о упокоении приснопамятных рабов Божиих, за веру и правду в годы лихолетий и гонений на Церковь Христову страшныя страдания и истязания претерпевших и на месте сем жизни своя мученически скончавших, архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян, ихже имена Ты Сам, Господи, веси (знаешь — Ред.), и о еже проститися им всякому прегрешению, вольному же и невольному…»

В 1996 году на месте бывшего полигона был построен деревянный храм во имя Новомучеников и исповедников Российских. Тогда же было решено возводить каменную церковь. Закладка каменного храма состоялась в прошлом году. В освящении закладного камня принял участие предстоятель Русской Православной Церкви за границей митрополит Лавр.

Сегодняшнее богослужение было особенно торжественным и радостным, потому что после Литургии состоялось освящение и водружение креста на главный купол почти завершенного храма.

Место гибели святых мучеников издревле почитается в Церкви. Во времена первых веков христианства захоронения мучеников служили святыми престолами, на которых совершались Божественные литургии. Знаменитые римские катакомбы, место захоронений сотен и тысяч мучеников, на протяжении столетий являлись центром христианского мира наравне со Святой землей и Иерусалимом.

До XX века Русская Церковь почти не знала примеров мучений: традиционными видами подвижничества на Руси были тихое созерцательное монашество или самоотверженное служение на благо Отечеству русских благоверных князей, святость праведников в миру или юродство Христа ради любимых народом «блаженных».

Начало двадцатого столетия принесло в Россию тяжелые потрясения, которые коснулись в том числе и духовных основ жизни общества. Отступление от веры «просвещенной» интеллигенции, разгульная жизнь офицерства, поверхностная, «внешняя» вера простого народа, — так или иначе, все это не могло не сказаться на судьбе страны.

И когда к власти пришли сознательные, «идейные» безбожники, противостоять этому антихристианскому девятому валу, казалось бы, уже почти некому — настолько свободными и широкими были в начале прошлого века религиозные взгляды общества. Однако промыслом Божьим именно в такой ситуации проявили свою веру многие тысячи православных христиан: претерпевая страшные лишения, страдания и муки из-за верности Православию, они (вполне возможно, даже для себя самих неожиданно) обрели в душах такую стойкость и мужество, такую непоколебимую уверенность в правоте их веры, каких не смогли разрушить ни угрозы мучений и смерти, ни сама смерть.

О значении подвига новомучеников для Русской Церкви уже немало сказано и написано. Представляется, что пример их жизни и их мученической смерти дорог и ценен для нас еще и потому, что в историческом смысле все они, святые страдальцы за веру, почти что наши современники.

Примеры раннехристианских подвижников, в том числе и мучеников, все-таки далеки от нас во времени; трудно порой бывает «примерить» на себя жизненные обстоятельства, в которых находились христиане Римской империи. А жизнеописания новомучеников — это наша вчерашняя, новейшая история.

«Основание Церкви — кровь мучеников», гласит предание. Кровь тысяч бутовских страдальцев, «страшныя страдания и истязания претерпевших и на месте сем жизни своя мученически скончавших», должна стать крепким основанием возрождающейся после десятилетий гонений Церкви. Задумаемся также и о том, что, кроме тысяч мучеников и исповедников, было не меньше мучителей и гонителей за веру…

Бутово, «Русская Голгофа» — место, на котором Русская Церковь молится «о мире всего мира», о том, чтобы история России больше не знала богоборчества, чтобы слова пасхального приветствия, с которыми обращаемся мы друг ко другу в эти светлые и радостные дни, стали лучшей и единственной эпитафией на месте вечного упокоения тысяч пострадавших за веру: Христос воскресе! Воистину воскресе!