«...Я желал быть полезным своему Отечеству...»

«...Я желал быть полезным своему Отечеству...»

 

Александр Федорович родился 9(21) марта 1825 года в Роченсальме (ныне Котка, Финляндия) в семье потомственного моряка, адмирала русского флота.  В 1836 году Александр поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге, где директором был Иван Федорович Крузенштерн, собравший в учреждении преподавателей-ученых самого высокого уровня. Офицерам преподавалась  начертательная геометрия, теория кораблестроения и корабельная архитектура.  Можайский окончил корпус не только как судоводитель, но и как проектировщик кораблей.

В период службы на Балтийском море, в 1850-1852 годах, Можайскому доводилось плавать на разных парусных военных судах.

В 1853-1854 годах лейтенант Можайский на 52-пушечном фрегате "Диана"  прошел из Кронштадта до Копенгагена, через пролив Ла-Манш на Канарские острова, далее Гавайские острова и прибыл в Японию. Пока моряки были вынуждены  находиться в Японии Можайский делал зарисовки, проявляя не только  талант художника, но и этнографа изучающего культуру и быт другого народа.

 

Случившееся сильное землетресение  и шторм разрушили  русский корабль, который старались спасти до последнего. В журнале имя Можайского названо как имя офицера, последним сошедшего с фрегата "Диана", пытавшегося заделать отверстия, чтобы сохранить плавучесть судна. Личный состав  по чертежам и под руководством Можайского, совместными усилиями русских и японцев построил шхуну "Хеда", на которой часть команды вернулась на Родину. До сих пор в Японии помнят русского офицера, благодаря которому японцы получили представление о создании больших европейских судов. Сам Можайский в 1855 году перешел на американском торговом судне в Петропавловск-Камчатский, а оттуда в Амурский лиман. Через Сибирь он вернулся в Кронштадт, завершив, таким образом, кругосветное путешествие.

По возвращении был награжден орденом Св. Станислава II степени, а так же бронзовой медалью на Андреевской ленте «В память войны 1853-1856 гг.»

В 1857 году А.Ф. Можайский получает назначение в экспедицию русской военной миссии в Хиву и Бухару, служит в хивинской экспедиции под руководством А.И. Бутакова и в марте 1859 года после успешного возвращения миссии награждается орденом Св. Владимира IV степени. Известный русский путешественник и географ П. П. Семенов-Тян-Шанский сказал, что экспедиция 1858 года "весьма много способствовала расширению круга наших познаний об Арало-Каспийской низменности". Значительно расширились представления русских людей и о великой среднеазиатской реке Аму-Дарье, благодаря вкладу, внесенному в эти знания моряком, участником экспедиции - Александром Можайским.

 Приехав в гости к своим друзьям, морякам-вологжанам, он встречает 18-летнюю Любовь Дмитриевну и делает ей предложение.  В наши дни в поселке Можайское под Вологдой действует Дом-музей знаменитого изобретателя первого в мире самолета, где сохранился  среди прочих реликвий (книги, четки) - молитвенник приходского священника с надписью: «Самой исполнительной верующей Любови Дмитриевне Кузьминой».

  

 Во второй половине 60-х годов была задумана Первая Всероссийская этнографическая выставка в Москве и Александр Федорович принял в ее подготовке активное участие, предоставляя материалы из своих собраний. В его отчете говорится о желании пробуждения чувства национальной гордости: "В последнее время мы замечаем живой интерес, который начинает проявляться у нас ко всему, касающемуся России, это новое явление, обнаружившееся в нашей публике, налагает на ученые общества и учреждения обязанность помогать этому интересу и стараться, чтобы он из простой любознательности перешел в серьезное изучение и стал необходимостью каждого образованного русского...Все время пребывания славянских гостей в России было рядом торжественных праздников, которыми было положено прочное основание будущего научного и литературного единства".

После закрытия Первой Всероссийской этнографической выставки ее экспонаты  явились основой для нового Дашковского этнографического музея; в последствии его  фонды были переданы Этнографическому музею в Ленинграде.

В 1865 году Любовь Дмитриевна  внезапно умерла, оставив двух сыновей. Александр Федорович больше не женился; все свои душевные силы и весь талант отдал главному делу своей жизни – созданию первого в мире летательного аппарата, прообраза самолета.

Можайскому приходилось одному выполнять работу многих ученых, инженеров и даже рабочих. И Александр Федорович блестяще справился с этим поистине титаническим трудом, свершив беспримерный научно-технический подвиг.

Первые мечты подняться в воздух появились еще в 1856 году, когда моряк наблюдал за полетами птиц, а в конце 60-х годов Можайский вплотную занялся теорией и практикой полета. Идея была продумана к 1873 году, а первые опыты он проводил со змеем собственной конструкции летом 1876 в семейном имении Котельниково; в том же году им была  продемонстрирована в столице модель самолета.

Комиссия под председательством Дмитрия Ивановича Менделеева при рассматривании проекта Александра Федоровича в январе 1877 года признала: «...господин Можайский в основание своего проекта принял положения, признаваемые ныне за наиболее верные и способные повести к благоприятным конечным результатам...», но военное ведомство руководимое Германом Паукером предоставило недостаточно средств на сооружение летательного аппарата.

Не желая отказаться от воплощения в жизнь своей заветной мечты, он продал или заложил все, что имело ценность (даже наручные часы, обручальные кольца, столовые ложки и форменный сюртук!). К лету 1881 года были готовы все части и приборы его самолета и сконструированные им паровые двигатели, «поражающие своею силою и легкостью». Оставалось собрать аэроплан и испытать его в воздухе, но денег у Можайского больше не было.

Необходимые для работ средства были пожертвованы графом И.И. Воронцовым-Дашковым и прославленным героем русско-турецкой войны 1877-1878 годов и среднеазиатских походов генералом  М.Д. Скобелевым.

  

В 1882 году начали сооружение самолета.

Можайский побывал в Америке и в Англии, откуда привез разные приборы и материалы для постройки самолета. Части его изготавливали на Балтийском заводе, директор которого И.Кази поддерживал идею Можайского.

Летом 1882 года (по-видимому, 20 июля) «Жар-Птица» поднялась в воздух.

Это был первый в мире полет человека на аэроплане. Но самолет, пролетев несколько сот метров, потерпел аварию, наткнувшись на высокий столб. Из воспоминания старожила города Красное Село Петра Васильевича Наумова:

«Пришел мой отец с работы и говорит, что вблизи лагерей, недалеко от Красного Села, шумит какая-то чудная машина. И вот я с группой мальчишек бегом бросился к военному полю. Там мы увидели множество собравшихся людей. Здесь были военные и гражданские. Чудная машина с большими крыльями, похожая на птицу, стояла на деревянном настиле. Вокруг нее суетились люди в морской одежде. Все ждали, что сейчас что-то произойдет необычайное. Диковинная птица с огромными крыльями вдруг сильно зашумела, завертелись какие-то впереди нее кресты, и она сдвинулась с места, побежала по деревянному настилу, а затем оторвалась от земли и поднялась в воздух.»

 Есть сведения, что 24 июля 1882 года царь или назначенные им лица осмотрели самолет; через 2 дня Можайского уволили в отставку с производством в генерал-майоры, а немного спустя он получает свое последнее звание контр-адмирала.

31 января 1883 года Можайский демонстрировал опыты с воздушным винтом членам Воздухоплавательного отдела Русского технического общества.

20 июня Можайский обратился за материальной поддержкой к военному министру П.С. Ванновскому; переписка длилась до 1885 года. Тем временем изобретатель совершенствовал конструкцию.

Летом 1885 года Можайский пытался провести летные испытания. При разбеге самолет накренился и поломал крыло.

Можайский продолжил работу над самолетом. Осенью 1886 года он заказал более мощные двигатели, второй из которых был готов только после смерти А.Ф. Можайского.

Скончался Александр Федорович в 65 лет в ночь на 20 марта (1 апреля) 1890 года, похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.

Сыновья предложили продать военному ведомству самолет за 200 тыс. рублей, но безуспешно. Судьба аппарата и архива изобретателя неизвестны, а паровые машины сгорели при пожаре на складе Балтийского завода.

Можайский как изобретатель самолета, способного подняться в воздух при соответствующих двигателях, обогнал других по меньшей мере на пять лет. Он действовал во многом методом проб и ошибок, ибо труды теоретиков Н.Е.Жуковского, С.А.Чаплыгина и других родоначальников аэродинамики появились значительно позже.

Его именем названа  Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского в Санкт-Петербурге.

Именем А. Ф. Можайского названа формула— Уравнение существования летательного аппарата.

Памятник А. Ф. Можайскому установлен в Красном Селе.

 


 

Источники:

https://ru.wikipedia.org/

 http://akt-vrn.ru/sayt/index.php/2011-09-24-07-19-09/konstruktory-samoljotov/308-afmozhajskij

http://www.gramotey.com/?open_file=1269040157

Крылов В.Я. «Александр Федорович Можайский»