Мученик Александр Мюнхенский

 Мученик Александр Мюнхенский

_____________________________________________________________________________________________

 

ОДНО ОСОБЕННО ВЛАГАЮ В ПАМЯТЬ ВАШЕГО СЕРДЦА: НЕ ЗАБЫВАЙТЕ БОГА!!!

Александр Шморель – участник группы сопротивления «Белая Роза». 

«Милая Нелли! 
Раньше, чем мы все думали, мне было суждено бросить земную жизнь. Мы с Ваней и другими ребятами работали против немецкого правительства, нас поймали и приговорили к смерти. Пишу из тюрьмы. Часто, часто я вспоминаю Гжатск! И почему я тогда не остался в России?! Но все это воля Божья. В загробной, вечной жизни мы опять встретимся! 
Прощай, милая Нелли! И помолись за меня! Твой Саша. Всё за Россию!!!»

 

Эти строки знакомой русской девушке пишет накануне казни Александр Шморель - участник антифашистской группы сопротивления «Белая Роза». Но письмо не найдёт своего адресата: Гжатск уже был занят советскими войсками, и письмо из Германии отправлять туда стало бессмысленно.


 

 

Александр родился в Оренбурге. Отец Гуго Шморель был немецкого происхождения и служил врачом, а мать Наталья Петровна умерла от тифа, когда мальчику еще не было двух лет.

Сына крестят как православного. В 1921 году семья переезжает в Мюнхен, вместе с русской няней Феодосией Лапшиной. Дети растут в двуязычной среде, приобщаясь к художественной, музыкальной культуре, изучают литературу. Всю жизнь потом Александр Шморель будет осознавать себя православным: родители заботились о том, чтобы ему правильно преподавался Закон Божий приезжавшим в Мюнхен священником. В доме Шморелей часто бывают эмигранты, родители тесно дружат с семьёй Леонида Пастернака.


Александр Шморель глубоко воспринимает русскую литературу, жадно черпая в ней духовность, которой так не хватало молодому человеку. Он зачитывается Достоевским, а «Братья Карамазовы» становятся одной из самых любимых книг. Даже письма свои он подписывает «Алёша», переделывая на русский манер немецкое «Алекс».

«Никакая страна не сможет мне заменить Россию, никакой человек – русского человека, – пишет он. – Я люблю в России степи и простор, леса и горы, над которыми не властен человек. Люблю русских, всё русское, чего никогда не отнять». И сейчас он в баварской природе ищет, казалось бы, русскую; любитель лошадей, он мечтает о скачке верхом по русским просторам; восторженно смотрит на звездное небо, видя в нём отражение божественной красоты; любить и творить – так он понимает предназначение человека.

 

С тяжелым сердцем в 1938 году Александр Шморель вступает в армию, желая поскорее разобраться с военной службой: он переживает, что придётся приносить военную присягу Гитлеру и воевать против России. Но его спасением становится медицинское образование, дающее возможность во время войны не убивать, а спасать людей. И с ближайшим другом Христофором Пробстом они решают поступать на медицинский факультет Гамбургского университета. Последние месяцы армии они учатся в школе санитаров.

 

Но уже 1 сентября 1939 года с нападения Германии на Польшу начинается Вторая мировая война. После возвращения в Мюнхен Александр Шморель продолжает свое медицинское образование. Он посещает храм и здесь видит русских эмигрантов: тех, кого теперь высылали из Франции. Его поражает тихая молитвенность этих людей – детей и взрослых, – их покорность Богу, способность любить, верить, страдать. Душа молодого человека всеми силами противилась пустой обывательской жизни, она стремилась христиански осмыслить всё происходящее. Он увлеченно занимается рисованием и скульптурой. Вместе с тем, глубокая внутренняя жизнь его остается малозаметной окружающим: после казни родственникам выдадут молитвослов, который Александр носил при себе.

 

Известие о нападении Гитлера на Советский Союз застает Александра в походе в Альпах: для него это было нападение на Россию. В это время вокруг Александра Шмореля складывается круг единомышленников. Ещё в 1933 году в семье возникали неодобрительные отзывы в адрес власти. Сейчас молодые люди, выступающие против национал-социалистического режима, искренне и горячо любившие свою страну, объединяются в группу под названием «Белая Роза». Это было уже действенное сопротивление: покупается техника, печатаются листовки с призывами. Их находят в телефонных будках, подъездах домов и даже на прилавках магазинов. Послания рассылаются тысячам адресатов. «Человек, конечно, свободен, – возвещалось в одной из них, – но без истинного Бога он беззащитен перед злом, он – как корабль без руля, отданный на волю волн, как грудной младенец без матери, как облако, тающее в небе. Есть ли, спрошу я тебя, ведь ты христианин, есть ли в этой борьбе за сохранение твоих высших ценностей нерешительность, игра в интриги, не складывается ли принятие решения в надежде, что оружие в твою защиту поднимет кто-либо другой? Мы должны нападать на зло там, где оно сильнее всего, а сильнее всего оно во власти Гитлера». Безрассудная смелость молодых людей не может не удивить: печатали листовки на машинке, одолженной у знакомого (госслужащего) всего два человека: Александр и Ханс Шолль, отправляли их по почте в конвертах без обратного адреса, сами разносили по домам.

 

Александр Шморель возвращается на Родину в рядах немецкой армии и служит на перевязочном пункте в районе Гжатска. Здесь он встречается со священником, общается с жителями города. «Кроме добра я здесь ничего не видел и не слышал», – пишет он родителям в письме исключительно по-русски. Он близко знакомится с Нелли, возникает мысль остаться в России, перейти линию фронта, к «своим», уйти к партизанам. Но после всех колебаний, он решает вернуться в Германию, чтобы продолжить борьбу с фашизмом изнутри. В беседах с близкими людьми он говорит о том, что изменение жизни людей к лучшему – вопрос не политический, а духовный. Гармония, любовь, всё наполняющая – вот для него высшая внутренняя цель человеческого сердца.

 

В октябре 1942 года он возвращается в Мюнхен, и деятельность «Белой Розы» начинается с новой силой. Позже на допросе Александр Шморель скажет: «То, что я делал, я делал не неосознанно, наоборот, я даже рассчитывал на то, что в случае расследования мне придется расстаться с жизнью».

Количество листовок переходит в сотни тысяч. Александр рассылает их из разных городов Австрии, Софи Шолль – из Аугсбурга. Для бдительной охраны националистического строя это не могло долго оставаться незамеченным (многие, получившие листовки, сами сдавали их), и опасный для группы момент настал: при неосторожном сбросе листовок с лестницы университета Ханс и Софи Шоль были арестованы. Их приговорили к смерти 22 февраля и казнили в тот же вечер. Александр Шморель собирается бежать, но из-за бомбардировки вынужденно остается в Мюнхене и, будучи преданным знакомой, узнавшей его в бомбоубежище, оказывается в тюрьме.

 

Протоколы допросов свидетельствуют о невероятной стойкости и вере мужественного человека: «Я по своему мышлению и чувствованию больше русский, чем немец», «Строгий приверженец Русской Православной Церкви» – бескомпромиссно свидетельствует он. Заключение, осознание близкой смерти раскрывает в душе двадцатипятилетнего молодого человека доселе неведанные глубины. «Что я доселе знал о вере, об истинной глубокой вере, об Истине, последней и единственной, о Боге? Очень мало. Теперь же я достиг того, что даже в моем нынешнем положении весел, спокоен и в благом расположении – будь что будет», – пишет он сестре. От другого осужденного он получает книги, и об их содержании можно судить по письмам родным: в них он цитирует святоотеческие тексты, размышляет о Всеблагом Божием Промысле и Его утешении: «Чем больше жизненная трагедия, тем сильнее должна быть вера, чем больше кажущаяся богооставленность, тем благонадежнее нам следует вручать свою душу в Божии отеческие руки».


В день казни Александр Шморель написал родителям: «Мои любимые отец и мать! Итак, все же не суждено иного, и по воле Божией мне следует сегодня завершить свою земную жизнь, чтобы войти в другую, которая никогда не кончится и в которой мы все опять встретимся. Эта встреча да будет Вашим утешением и Вашей надеждой. Для Вас этот удар, к сожалению, тяжелее, чем для меня, потому что я перехожу туда в сознании, что послужил глубокому своему убеждению и истине. По всему тому я встречаю близящийся час смерти со спокойной совестью. Вспомните миллионы молодых людей, оставляющих свою жизнь далеко на поле брани – их участь разделяю и я… Немного часов, и я буду в лучшей жизни, у своей матери, и я не забуду Вас, буду молить Бога о утешении и покое для Вас. И буду ждать Вас! Одно особенно влагаю в память Вашего сердца: Не забывайте Бога!!! Ваш Шурик...» Перед смертью Александра Шмореля посетил отец Александр (Ловчий) – будущий архиепископ Берлинский и Германский, исповедовал и причастил его. Свидетели последних минут жизни мученика говорили, что он от всего сердца простил знакомую, выдавшую его, и просил позаботиться, чтобы ей не причинили вреда после падения гитлеровского режима.

 

В день празднования собора святых апостолов, 13 июля 1943 года, Александр Шморель был казнен на гильотине в мюнхенской тюрьме «Штадельхайм» и похоронен рядом на мюнхенском кладбище. Сейчас недалеко от этого места возвышается Мюнхенский православный кафедральный собор святых новомученников и исповедников Российских. Но с этим дело, начатое Александром Шморелем и другими деятелями «Белой Розы», не заканчивается: экземпляр последней, шестой листовки попал окружным путем в Великобританию, где был выпущен полуторамиллионным тиражом и развеян союзной авиацией над немецкими городами в августе 1943 года. Заголовок листовки гласил: «Манифест мюнхенских студентов-антифашистов».


  

Именем Александра Шмореля позже назвали одну из улиц Мюнхена, а экспозиции, посвященные деятельности «Белой Розы», появились в музеях Мюнхенского университета и Музее истории Оренбурга. Александр Шморель 5 июля 2012 года был канонизирован в лике мучеников местночтимых святых Берлинско-Германской епархией Русской Православной Церкви Заграницей.

 

Источники:

https://drevo-info.ru/articles/26025.html

http://www.sobor.de/index.php?option=com_content&view=article&id=198%3Aueber-das-leben-und-den-einsatz-von-alexander-schmorell&catid=79%3Aalexander-schmorell-verherrlichung&Itemid=109&lang=ru

http://www.taday.ru/text/1461299.html

http://www.vokrugsveta.ru/article/224980/

http://www.bbc.com/russian/international/2013/02/130222_germany_ww2_resistance

http://www.gzhatsk.ru/rysskaya_dusha_beloi_rozy/rodina.html

 

Статью подготовила сестра Свято-Георгиевского сестричества Анна Мартынова