«ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ДЕРЗАЙТЕ!»

«ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ДЕРЗАЙТЕ!»

Вселенская родительская (мясопустная) суббота – один из основных поминальных дней православного календаря.

Вообще же каждая суббота – особый день для христиан. К субботе, по библейскому повествованию, завершилось творение мира, и она стала "днём покоя", – поэтому мы называем этот – последний день недели (подчёркиваю – последний!) несколько изменённым еврейским словом шаббат). Но в этот же день уснувший плотью Христос завершил воссоздание этого обветшавшего – то есть ветхозаветного – мира и, сойдя во ад, возвестил начало новой жизни. Помните тропарь из Пасхальных Часов? "Во гробе плотски (плотью), во аде же с душею, яко Бог, в раи (раю) же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный".

Поэтому в каждую субботу совершается поминовение усопших, – не покинувших нас навсегда, но терпеливо ждущих последнего дня всеобщего Воскресения. Среди этих дней выделяются особые ежегодные – "родительские субботы", названные так потому, что каждый христианин молится прежде всего за своих родителей.

 

Почему выбрана именно эта суббота?

Перед Неделей о Страшном суде Святая Церковь молится об усопших, чтобы и они вместе с нами стали одесную (по правую сторону) от Судии. Особенно же молится о тех, кто, как говорит триодное назидательное чтение (Синаксарь), были похищены внезапной смертью на чужбине, в море и непроходимых горах, на утесах, в пропастях; погибли от мора и голода, на войне, в пожарах, от стужи, а также о бедных и немощных и всех тех, которые «узаконенных псалмов и песней памяти не получиша (не получили)». Кроме того, сегодняшним молением об усопших Церковь напоминает нам о неизбежной для всех нас кончине и предстоящем суровом испытании – Страшном Суде.

Богослужебные тексты подробно раскрывают нам «богословие смерти и воскресения». «Особенно выразительна четвёртая хвалитная стихира в субботу мясопустную. Она начинается пасхальным восклицанием Христос воскресе! Как знаменательно это радостное восклицание задолго до Пасхи в первый раз услышать именно в день поминовения усопших! Это – как обоснование самой молитвы нашей об усопших. И вместе – это радостное благовестие поминаемым, с которым Святая Церковь спешит (такова её любовь!) обратиться к усопшим раньше, чем к живым: Христос воскресе… Дерзайте вси мертвии. <…> Ввиду предстоящего воспоминания Страшного Суда, Церковь хочет несколько ослабить страх этого грозного Дня, хочет приободрить усопших, а вместе и живых. Христос воскресе… Дерзайте!»{*}

Вероятно, далеко не все обратили внимание на это «несвоевременное» пасхальное приветствие в минорном богослужебном тексте мясопустной субботы. Тем более интересно поразмышлять над этим тонким наблюдением известного православного богослова в канун Недели о Страшном Суде, которого мы так боимся (?).

Вполне логично, что за этим предпоследним перед постом воскресеньем следует череда особых «полупостных» дней (седмица сырная), знаменующих постепенный переход от обыденной жизни к великопостным покаянным «подвигам». Что же нам предлагает Церковь, и как мы отвечаем на её призыв? Об этом – в следующей статье.  

 Примечание

{*} Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский. О поминовении усопших по уставу Православной Церкви. СПб., 1999. С. 38.

Ю. Рубан

 

Заупокойное Апостольское чтение

(Первое Послание ап. Павла к Фессалоникийцам 4:13–17. – Зачало 270)

[О воскресении мертвых]

     Братья, мы не хотим, чтобы вы не знали об усыпающих (вариант: усопших), чтобы вы не печалились, как и прочие, не имеющие надежды. Ведь если мы верим, что Иисус умер и воскрес, то таким же образом и усопших – через Иисуса – Бог приведёт (вместе) с Ним.

Это ведь мы говорим вам словом Господним{1}, что мы, живущие, остающиеся до пришествия Господня, отнюдь не опередим усопших; потому что Сам Господь при призывном кличе (букв. в приказании), при гласе архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и сначала воскреснут мёртвые во Христе; затем мы, остающиеся живые, вместе с ними будем подняты{2} в облаках на встречу Господа в воздух; и так всегда с Господом будем.

 

Заупокойное Евангельское чтение

 (Евангелие от Иоанна 5:24–30. – Зачало 16)

[Об участи усопших]

[Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям:] «Аминь (истинно), аминь (истинно) говорю вам: Слушающий Мое слово и верящий Пославшему Меня имеет жизнь вечную, и в суд не приходит{3}, но он перешёл из смерти в жизнь.

Аминь (истинно), аминь (истинно) говорю вам, что приходит час, и теперь уже настал, когда мертвые будут слышать голос Сына Божия – и услышавшие будут жить. Ведь как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так дал Он и Сыну иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть творить суд, потому что Он – Сын Человеческий.

Не удивляйтесь этому, потому что приходит час, в который все, находящиеся в гробницах, будут слышать Его голос, и выйдут: делавшие доброе – в воскресение жизни, а делавшие дурное – в воскресение суда (греч. эн анастасин крисеос) .

Я ничего не могу делать Сам от Себя: как слышу – так и сужу, и суд Мой справедлив; потому что не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня (Отца)».

 

Примечания

{1} «Словом Господним» в Древней Церкви называли изречения церковных пророков. Наиболее важные запоминались и в процессе формирования Предания становились миссионерскими или литургическими формулами (прим. архим. Ианнуария). 

{2} Букв. «будем схвачены», греч. харпагесомэтха, страдат. причастие от гл. харпадзо – «хватать», «похищать», «уводить». (Отсюда же происходит и название мифических птиц «гарпии».)

{3} Греч. «…эйс крисин ук эрхетай». «Суд» по-гречески – «крисис»; слово вошло и в русский язык (кризис). Христос говорит о последнем, эсхатологическом, Суде, времени которого никто не знает и не может предполагать. В состоянии кризиса жили все ветхозаветные люди до Христа, и только Христос смог преодолеть его последствия, главное из которых – смерть. Он совершил второе творение мира, приведя его в состояние первоначальной гармонии (рая), и мы живём в Его Царстве (Церкви) вместе с Ним. Поэтому теперь лишь от нас зависит, каким будет тот последний «Страшный Кризис (Суд)».