УКРОТИТЕЛЬ ЗЛА

УКРОТИТЕЛЬ ЗЛА

Память великомученика Георгия Победоносца (303)

23 апреля / 6 мая

Сегодня в православном календаре – день памяти великомученика Георгия. Этот римский воин-христианин символизирует победу над злом, воплощённым в образе отвратительного дракона. Он пронзает его высоко занесенным копьем – потому и зовётся Победоносцем.

Согласно преданию, Георгий был полководцем императора Диоклетиана и мученически окончил жизнь в 303 г., отказавшись отречься от веры во Христа. Сочетание христианской святости и военной доблести (включая защиту дамы, обреченной на съедение змею) делает Георгия образцом рыцаря. Крестоносцам он являлся при осаде Иерусалима (в 1099 г.) в белом плаще с красным крестом, а король Ричард Львиное Сердце считал его своим особым покровителем.

На Руси почитание Георгия Победоносца начинается с принятия христианства. В 988 г. великий князь Ярослав получил при крещении имя Георгий, а в 1030 г. заложил недалеко от Новгорода знаменитый Георгиевский (Юрьев) монастырь, – вероятно, древнейшую русскую монашескую обитель, возрождаемую в настоящее время. Простой народ почтительно величает святого Георгия Егорием Храбрым и делает его героем многочисленных наивных легенд; а в одном «духовном стихе» он выступает даже «устроителем земли Русской».

Особое значение в нашей истории имеет воинская функция святого Георгия. Со времен Ярослава его изображают на печатях и монетах, а при Дмитрии Донском (1359–89) он становится покровителем Москвы, – отсюда появление св. Георгия на русском государственном гербе. При царе Федоре Иоанновиче (1584–98) монету с изображением Георгия давали воинам за храбрость для ношения на шапке, а при императрице Екатерине II учреждается Орден Святого Георгия (1769). Знакомый нам Георгиевский крест существует с 1913 года. Особую роль он играл как солдатская награда, причем вручался он только за подвиг, поэтому для офицера было честью получить солдатского «Георгия». Вспомним строки поэта-рыцаря Николая Гумилева, также мученически закончившего свою жизнь:

«Знал он муки голода и жажды,

Сон тревожный, бесконечный путь,

Но Святой Георгий тронул дважды

Пулею нетронутую грудь».

Знаменательно, что имя этого «патрона военных» переводится как «Земле­делец»! Это значит, что война, даже справедливая, – состояние вынужденное и ненормальное, в которое нас ввергают всё ещё многочисленные последователи Каина. Это хорошо понимал автор уникальной фрески в Георгиевской Церкви Старой Ладоги: он отказался от привычного изображения святого Георгия убийцей, пусть даже змея! Спасённая им царица Александра ведёт кроткого дракона, словно котёнка, на белом пояске. Бог нашел сотворенный Им мир «весьма хорошим», и с возникающим в нём злом можно бороться по-разному: либо по ветхой заповеди «око за око», либо, подражая евангельскому Христу, Который боролся и победил мировое Зло (куда страшнее дракона!) совсем иным способом. «Ладожские» Георгий и Александра так и сделали.

У каждого из нас – свои данные Богом таланты; но все мы призваны быть «земледельцами» – то есть возделывателями нашей маленькой и хрупкой планеты по имени Земля. И от наших ума, воли и совести зависит, чтобы «драконов» на ней становилось всё меньше и меньше.

Юрий Иванович Рубан
кандидат исторических наук, кандидат богословия, доцент СПбГУ