Троицкая Родительская Суббота

Троицкая  Родительская Суббота

Перевод некоторых богослужебных текстов:

Стихи на «Аллилуйя».

1. Блажен тот, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих.

2. Память о нём в род и род.

3. Души их [усопших] во благих [обителях] водворятся.

 Тропарь. О, Единственный Создатель, с глубочайшей мудростью все челове­колюбиво устраивающий! Упокой, Господи, душу раба Твоего (рабы, рабов), возложившего надежду на Тебя, Творца и Промыслителя и Бога нашего. Слава и ныне: В Тебе мы име­ем покров и пристанище и молитвенницу благоугодную Богу, Которо­го Ты, Богородица Девственная, родила для спасения верующих.

Кондак, гл. 8. Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего там, где нет ни болезней, ни печалей, ни душевных страданий, но жизнь бесконечная.

Икос, гл. 8. (Только) Ты Сам – Единственный Бессмерт­ный, Творец и Создатель человека; мы же, смертные, из земли  созданы и в ту же зем­лю возвратимся; как Ты, Создавший меня, повелел, сказав мне: «Ты – земля и в землю возвратишься». Туда и мы, смертные, пойдем, с над­гро­б­ными рыданиями, возглашая песнь: «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя!»

Заупокойные Апостольские чтения

Первое послание ап. Павла к Коринфянам 15:47–57

[Как воскреснут мёртвые?]

Первый человек – из земли, из праха (персти, букв. глины); второй Человек – [Господь] с неба. Каков тот, кто из праха, таковы и те, кто из праха; и каков Небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ Небесного.

Но то скажу вам, братья, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.

Говорю вам тайну: не все мы умрем, но будем все изменены, вдруг, во мгновение ока, при последней трубе. Ведь протрубит она – и мертвые будут воздвигнуты нетленными, а мы будем изменены. Ведь надо, чтобы это тленное [естество] облеклось в нетление, и это смертное [естество] облеклось в бессмертие.

Когда же это тленное [естество] облечется в нетление и это смертное [естество] облечётся в бессмертие, тогда сбудется написанное слово: поглощена смерть победою (Ис 25:8).

Смерть! Где твое жало? Ад! где твоя победа? (Осия 13:14)

Жало же смерти – грех; а сила греха – Закон (Рим 4:15).

Благодарение же Богу, дарующему нам победу через Господа нашего Иисуса Христа!

Первое Послание ап. Павла к Фессалоникийцам 4:13–17

[О воскресении мертвых]

Братья, мы не хотим, чтобы вы не знали об усопших (или: об усыпающих), чтобы вы не печалились, как и прочие, не имеющие надежды. Ведь если мы верим, что Иисус умер и воскрес, то таким же образом и усопших – через Иисуса – Бог приведет [вместе] с Ним.

Это ведь мы говорим вам словом Господним[1], что мы, живущие, оста­ющиеся до пришествия Господня, отнюдь не опередим усопших; потому что Сам Господь при призывном кличе (букв. в приказании), при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и сначала воскре­снут мёртвые во Христе; затем мы, остающиеся живые, вместе с ними будем подняты (букв. будем схвачены) в облаках на встречу Господа в воздух; и так всегда с Господом будем.

Заупокойные Евангельские чтения

Евангелие от Иоанна 6:3539

[Иисус Христос Хлеб Жизни]

Иисус же сказал им: «Я – хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.

Но Я сказал вам, что [хотя] вы и увидели Меня – не веруете.

Всё, что дает Мне Отец, – ко Мне придет; и приходящего ко
Мне не изгоню вон; потому что Я сошел с неба не для того, чтобы творить Мою волю, но волю пославшего Меня [Отца].

А воля пославшего Меня [Отца] – в том, чтобы из всего, данного Им мне, Я не потерял ничего, но восстановил (воскресил) бы всё то в последний день».

Евангелие от Иоанна 5:24–30

[Об участи усопших]

[Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям]: «Аминь (истинно), аминь (истинно) говорю вам: Слушающий Моё слово и верящий Пославшему Меня имеет жизнь вечную, и в суд не приходит, но он перешел от смерти в жизнь.

Аминь (истинно), аминь (истинно) говорю вам, что приходит час, и теперь уже настал, когда мёртвые будут слышать голос Сына Божия – и услышавшие будут жить. Ведь как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так дал Он и Сыну иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть творить суд, потому что Он – Сын Человеческий.

Не удивляйтесь этому, потому что приходит час, в который все, находящиеся в гробницах, будут слышать Его голос, и выйдут: делавшие доброе – в воскресение жизни, а делавшие дурное – в воскресение суда (греч. эн анастасин крисеос[2]).

Я ничего не могу делать Сам от Себя: как слышу – так и сужу, и суд Мой справедлив; потому что не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня [Отца]».

     

 

 

о всех и за вся…

Наступила вторая (после Мясопустной) Вселенская родительская суббота[3]. В субботу Мясопустную, перед неделей о Страшном Суде, мы заранее ободрялись возгласом «Христос воскресе!». Теперь же, после многократных пасхальных восклицаний, когда мы забывали о своей земной судьбе, Церковь обращается к нам со словами: «конечный день вспомним, верные»! Нас призывают не быть беспечными, но помнить, что «страшен конец смертный и грозен суд Владыки!»

Но почему именно суббота избрана нарочитым поминальным днем? Да пото­му, что каждая суббота – особый день для христиан. К субботе, по библей­скому повест­во­ванию, за­вершилось творение мира, и она стала "днём покоя", – поэтому мы на­зываем этот – последний день недели (под­чёркиваю – последний!) несколько изме­ненным ев­рейским словом шаб­бат. Но в этот же день уснувший накануне плотью Христос завершил воссоз­дание этого "обвет­ша­в­шего" – ветхозаветного – мира и, сойдя во ад, возвестил начало новой жизни. Помните тропарь из Пасхальных Часов? "Во гробе плотски (плотью), во аде же с душею, яко Бог, в раи (раю) же с разбойни­ком, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный".

Поэтому в каждую субботу совершается поминовение усопших, – не покину­вших нас навсегда, но терпеливо ждущих последнего дня все­общего Воскресе­ния. Среди этих дней выделяются особые общецерков­ные ежегодные – "роди­тельские субботы", названные так потому, что каждый христианин молится прежде всего за своих родителей. Но не только за них. Во Вселенские субботы Церковь призывает нас на время отвлечься от естествен­ной, но несколько эгоистичной кровной любви и молиться «об упокоении всех рабов Бо­жиих преставившихся, всех преждепочивших православных христиан. Этим она напо­ми­нает нам, что кроме любимых наших сродников и друзей у нас есть ещё множество братий во Христе, которых мы, и не видев их, должны любить, о которых, даже и не зная их имен, мы должны молиться. Так устанавливает она и старается поддержать такой порядок, при котором молитва о каждом православ­ном христианине будет непрестанно возно­сить­ся даже и тогда, когда не останется в живых никого из лично знавших его, когда забудется на земле имя его, – молитва о нём будет непрестанно возноситься до скончания века»4.

Как писал ещё раньше другой наш святой учитель – епископ Феофан Затворник, «никто не поленится помянуть своих родителей; но поминать надо и всех православных христиан. Помни, что молитва об усопших и сильна общностью – тем, что идет от лица всей Церкви. Церковь дышит общею всех молитвою, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших, воюющих и торжествующих».

Действительно, нам, живущим на земле, перед празднованием Дня Рождения Церкви Христовой уместно обратиться со словами молитвы к тем, кто населяет Церковь Небесную. Это для нас существуют словно бы две Церкви – Земная и Небесная; для Бога же она – Одна и Едина, как едины и неразделимы и её насельники. Ведь мы хорошо знаем, что истинный Бог – «Бог не мёртвых, но живых, потому что у Него все живы» (Лк 20:38).

Юрий Рубан, канд. ист. н., канд. богословия

Использованы фотографии Владимира Нифонтова


[1] «Словом Господним» в Древней Церкви называли изречения церковных пророков. Наиболее важные запоминались и в процессе формирования Предания становились миссионерскими или литургическими формулами (прим. архим. Ианнуария).

[2] Хорошо знакомое нам греческое слово крисис переводится как «разделение», «различе­ние», «суждение», «суд», «решение», «приговор», «состязание», «спор», «выбор», «ис­ход», «окончание», «переломный момент», «кризис». Вопреки однозначно отрицательно­му бытовому значению, разумный человек всегда пребывает в состоянии крисиса – то есть в со­сто­янии духовного трезвения и суда над своими мыслями, желаниями и поступками. Так он готовится к тому, чтобы последний и окончательный Суд (=Кризис!) Божий не стал для него неожиданным и «страшным» в прямом смысле этого слова.

[3] Кроме этих двух официальных поминальных суббот, предусмотренных цер­ковным Уставом (Типиконом) и имеющих статус «Вселенских», Русская Пра­вославная Церковь имеет ещё два «особых поминальных дня»: Димитриевскую субботу и Ра­до­ницу. Подробнее о характере всех этих дней см.: Афанасий (Сахаров), еп. Ковров­ский. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1999, с. 37–42.



4Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский. О поминовении усопших … с. 40.