Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице » Новости » Соборы Вологодских, Новгородских, Белорусских, Псковских и Санкт-Петербургских святых

Соборы Вологодских, Новгородских, Белорусских, Псковских и Санкт-Петербургских святых

Неделя 3-я по Пятидесятнице

24 июня в 2012 году

 Апостольское чтение

Послание ап. Павла к Римлянам 5:1–10

[Оправдание кровью Христа]

[Братья,] оправдавшись верой, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верой и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и гордимся в надежде на славу Божию. И не только этим, но гордимся и скорбями, зная, что скорбь вырабатывает терпение, а терпение – опытность, а опытность – надежду. Надежда же не стыдит, потому что в сердцах наших – любовь Божия, излившаяся на нас через Духа Святого, данного нам.

Ведь к тому же Христос, когда мы еще были немощны, в установленное время умер за нечестивых. А едва ли кто-нибудь умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы ещё были грешниками. Поэтому, оправданные теперь Его кровью, мы тем более будем через Него спасены от гнева [Божия]. Ведь если, будучи врагами, мы примирились с Богом через смерть Его Сына, – то тем более, примирённые, будем мы спасены в Его жизни.


Евангельское чтение

Евангелие от Матфея 6:22–33

[Свобода от житейских забот миф «мечтателя» Христа?]

[Сказал Господь:] Светильник тела – око (глаз). Итак, если око твое будет чисто (просто) – то и всё твое тело будет светлым; но если око твое будет злым, – то всё твое тело будет темным (мрачным). А если «свет», который в тебе, – это тьма, то сколь же велика сама тьма!

Никто не может служить двум господам: ведь или первого отвергнет, а другого возлюбит; или первому будет предан, а для второго нерадив. Вы не можете служить [одновременно] и Богу, и мамоне (богатству).

И потому Я говорю вам: не тревожьтесь о жизни вашей, что вам есть и пить; ни о теле вашем, во что вам одеться. Не больше ли жизнь, чем пища, и тело, чем одежда? Посмотрите на птиц небесных, что не сеют, и не жнут, и не собирают [запасов] в закромах; и всё же Отец ваш Небесный питает их. А вы не намного ли ценнее их? Да и кто из вас хлопотами сможет увеличить срок жизни своей хоть на один локоть?

И об одежде зачем беспокоитесь? Посмотрите, как растут полевые лилии: не трудятся и не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как любая из них. Если же полевую траву, которая сегодня растет, а завтра будет брошена в печь, Бог так наряжает, – насколько же более вас, маловеры! Итак, не тревожьтесь, говоря: «что нам есть?», или: «что нам пить?», или: «во что нам одеться?» Такие хлопоты занимают язычников, но Отец ваш Небесный знает, что вам всё это нужно. Прежде всего заботьтесь о Царствии Божием и о правде (праведности) Его, а это всё будет дано вам в придачу.

  

Митрополит Антоний Сурожский

"Не заботьтесь..."

(Проповедь на Евангельское чтение)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

При чтении слов Спасителя о возможности жизни простой и беззаботной, – когда душой мы не печемся о пище и питье, а телом – об одежде, – в нас начинают бороться два противоречивых чувства.

С одной стороны, кажется, что – да! Как всё было бы легко и просто, и почему бы так не жить? Почему не сбросить с себя ответственность, почему не сбросить с себя озабоченность, которая нас постоянно мучит, и жить легко и свободно!? А с другой стороны, другое чувство: да это же невозможно! И вот перед нами встаёт вопрос: неужели сказанное Христом невозможно? Разве то, что Он нам заповедует, не является путём жизни? Как же преодолеть эту раздвоенность нашей души?

Мне кажется, это будет возможно, когда мы обратим внимание на те строгие условия, которые ставит перед нами эта свобода. Если мы хотим жить так, как нам говорит Христос, – то есть заботиться о Царстве Божием и о правде его, в надежде, что всё прочее приложится, – то нам надо совершенно изменить всё своё отношение к жизни и перестать жить так, как мы живем.

Правда Царства Божия заключается в том, чтобы любить Бога всем своим сердцем, всей мыслью и всеми силами, и любить ближнего своего, как самого себя. Эта правда требует от нас, чтобы в нашей жизни не оставалось ничего, что нельзя было бы назвать любовью к Богу и любовью к ближнему. Это значит, что все наши мысли, все наши силы, всё сердце должны быть отданы не самим, но другому – Богу и ближнему. Это значит, что всё, что у меня есть, всё, чем я себя утешаю и радую, – принадлежит Богу и моему ближнему. Это значит, что всё, чем я пользуюсь сверх необходимости, я отнимаю у Бога и у моего ближнего...

Если так думать о том, как мы живем в действительности, то кто же устоит перед судом Божьего Царства, Царства жертвенной, крестной, радостной, спасительной любви? Всё, что у меня есть, принадлежит не мне; всё, чем я пользуюсь сверх нужды, – я у кого-то отнял и украл; всё, что я не отдаю свободной волей, любовью своей, – я изымаю, отрываю от чуда Божьего Царства любви... Если так настроиться, то легко станет жить верой в Бога и милосердием к ближнему; потому что это значило бы жить в духовной нищете и в телесной нестяжа­тельности, остающейся для нас не только неосуществимой, но даже непостижимой.

Вот что стоит за "легкими" словами Христа: "Забудьте всё – о вас позаботится Отец". За этим стоит: Заботьтесь только о том, что является Божией заботой, крестной заботой нашего Живого Бога, распятого на Голгофе. И тогда вы войдете в то Царство, где вам уже ничего не будет нужно, потому что всё вам даст Господь. Аминь.

4 июля 1976 г.

P. S. Дорогой Прихожанин! Разумеется, Вам приходилось сталкиваться с болезненной реакцией людей на то, что, становясь христианами, они должны превращаться в «рабов Божиих». Человека, воспитанного на советских лозунгах типа «Мы – не рабы; рабы – не мы!» – не может не шокировать этот термин. Действительно, ведь Христос пришел нас спасти и освободить, а не поработить! Да и Сам Он на Тайной вечере всем нам завещал: «Я уже не называю вас рабами..., но вас Я назвал друзьями» (Евангелие от Иоанна 15:15)! И эти слова приводит не кто-нибудь, а любимый ученик Господа! Так почему же верующего в храме не называют «друг Божий», а упорно – «раб Божий»? Кто выдумал этот, на первый взгляд, явно противоре­чащий словам Спасителя и «унижающий человеческое достоинство» термин? Ведь в рабов (без кавычек, в прямом смысле) превращают обманутых людей лидеры тоталитарных сект! Но мы, православные христиане, подчиняемся словам Христа, а не преступных шарлатанов!

Действительно, на уровне «здравого смысла», здесь – неустранимое противоречие. Попробуем разрешить его на воскресной Литургии через неделю, 1 июля.

Ю. Р.