Раз в святочный вечерок…

Раз в святочный вечерок…











Голос из хора

Сложно представить себе прихожанина, который не любил бы хорового пения. Верным кажется и обратное утверждение – человек, понимающий хоровое искусство, обязательно знаком и с литургической традицией. Да и не мало среди прихожан тех, кто пришел в храм, благодаря концертному залу.

Уже не первый год храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице ждет и прихожан, и ценителей этого искусства на фестивале хорового и клиросного пения «Святки».

16 января состоялся очередной вечер святочного цикла концертов, в программу которого были включены выступления: Ломоносовского академического хора имени В.В. Айдаровой, женского камерного хора «Орфетион», молодежного женского хора «Лира» Правобережного дома детского творчества, Хора прихожан церкви св. Иоанна Предтечи (Чесменской), Клиросного хора церкви Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове и Хора духовенства Санкт-Петербургской епархии.

Человек поющий и слушающий

Святочный концерт как святочный рассказ. Человек, поющий в это время – человек счастливый, да и слушающий тоже. В одной праздничной программе могут оказаться и профессионалы с академическим музыкальным образованием, и участники любительских коллективов, светские и клиросные хоры. Да и «нестрогость» выбора произведений тоже праздничная: в храме в этот вечер звучат литургическая классика, колядки, госпелы.

Хотелось бы думать, что для слушателя в этом нет противоречия, а разница репертуара и профессионализма, напротив, дает ощущение камерности домашнего «любительского» концерта и какую-то особую праздничную полифонию, радость тесного круга, а не снобизм избранного общества. А еще уверенность в том, что хоровая музыка – это не только искусство, но и часть частной жизни, творческая повседневность как для исполнителей, так и для слушателей хоровой музыки.

Святки, как репертуар

Мировой рождественский хоровой репертуар необозрим, но в эфире и на больших публичных концертах слишком часто звучат из года в год десять самых известных. Поэтому большинство участников постарались включить в программу те хоровые произведения, которые вероятнее всего будут новым для слушателей: 16 января в храме можно было услышать не только «Рождественские колядки» Римского-Корсакова или «Святую ночь» Губера, но и современную литургическую музыку. А это опять же позволяет говорить о культуре хорового пения как о живом процессе, а не театральной стилизации традиции.

В программах хора им. Айдаровой, и хора прихожан Чесменской церкви были сочинения Дмитрия Данилова и Александра Говорова, руководителей этих коллективов. А для клиросного Хора церкви Рождества современная литургическая музыка - основное направление деятельности. По благословению настоятеля, именно она составляет основу репертуара хора и более того, благодаря хору сочинения современных композиторов звучат и на Божественной Литургии в храме. А сами композиторы принимают постоянное участие в жизни хора. Так в выступлении «Скорбященском» храме принимал участие композитор Дмитрий Стефанович, произведения которого хор и исполнял.

Хор Владыки Никодима

Для тех, кто слышал хор духовенства Санкт-Петербургской Епархии впервые16 января, этот концерт стал особым. По словам настоятеля храма протоиерея Вячеслава Харинова, «священники поют, как никто другой не поет - с особой истовостью и вниманием к слову, особой благодатностью, которая не только передается духовно, но и физически ощущается». История самого хора не менее уникальна, чем его звучание.

Возрожденный сейчас после двадцатилетнего перерыва хор духовенства Санкт-Петербургской Епархии был создан молитвами и трудами митрополита Никодима Ротова в 1971 году. И тогда в семидесятые именно он стал одним из тех узких путей, который мог привести слушателя из советской реальности в храм. Какой резонанс был у хора Ленинградской епархии, можно судить, по словам отца Вячеслава: один из лучших хоров, который ему довелось услышать в Италии, назывался «Никодим». Сейчас певческий коллектив, созданный Владыкой, снова звучит на совершенно разных площадках города, и на большом благотворительном концерте в Смольном соборе вместе с Василием Герелло и Эдуардом Хилем, и святочным вечером в «Скорбященском» храме на Шпалерной.

Текст: Юлии Новичковой

Фото: Татьяны Ситниковой

Если мы Христовы, мы должны быть с Ним в любые времена

31.10.2017
Если мы Христовы, мы должны быть с Ним в любые времена

Накануне дня памяти жертв политических репрессий на Левашовском кладбище открылся памятный крест, посвященный членам православных братств, пострадавшим и убиенным в годы гонений. читать далее...

Огни Петербурга

16.10.2017
Огни Петербурга

о поездке 14 октября на место массовых расстрелов в 1920-30 гг. в Койранкангас (Ржевский полигон) читать далее...

О престольном празднике в Лезье

01.09.2017
О престольном празднике в Лезье

Праздник Успения Божией Матери для сестер Свято-Георгиевского Сестричества и прихожан навсегда связан с событиями Великой Отечественной войны, когда 28 августа 1941 года немцы захватили деревню. читать далее...

читать далее...