ПАСХАЛЬНЫЙ ЦИКЛ 2017 года

ПАСХАЛЬНЫЙ ЦИКЛ 2017 года

Пытаясь уяснить структуру и логику православного календаря, определявшего ритм жизни наших предков на протяжении тысячелетия, мы обращаем внимание на то, что почти все воскресенья его годового цикла пронумерованы, а многие имеют особые заголовки, указывающие священно-исторические темы их богослужебных воспоминаний. В первую очередь это относится к Пасхальному циклу (или периоду), длящемуся большую часть первого полугодия (в среднем – с февраля по июнь).

Пасхальный цикл – это особый календарно-литургический период покаянных и праздничных дней, смысловым и хронологическим центром которых является День Светлого Христова Воскресения (Пасха). Его продолжительность – восемнадцать недель.

Покаянный период, предшествующий Пасхе, состоит из 1) трех подготовительных недель (седмиц) к Великому посту, 2) Святой Четыредесятницы, то есть Сорокадневного поста, завершающегося в пятницу шестой седмицы, накануне Лазаревой субботы, и 3) Страстной недели (Страстной седмицы). Четыредесятница и Страстная седмица и составляют собственно Великий пост в традиционном понимании. Его продолжительность – семь недель.

Праздничный период включает в себя: 1) День Пасхи и примыкающую к нему Светлую седмицу, 2) последующие шесть недель до Троицы (Пятидесятницы) и 3) одну неделю после Троицы (праздник «Всех святых»).

Богослужебные тексты пасхального периода содержатся в двухтомной книге – «Триоди Постной» и «Триоди Цветной» (у греков – «Триодион» и «Пентикостарион»). Отсюда его другое название – «Триодный цикл».

Праздничные и покаянные дни Пасхального цикла отстоят от дня Пасхи на строго определённое число дней, поэтому они фиксированы в календаре лишь по дням недели. (Вход Господень в Иерусалим – всегда в воскресенье, Вознесение – в четверг, а Радоница – во вторник.) Дата самого праздника Пасхи устанавливается при помощи "пасхалии" – совокупности календарно-астроно¬мических правил и поправок или заранее приготовленных, на основании расчётов, таблиц, которые также называются "пасхалией". Она перемещается в пределах 35 дней, именуемых "пасхальными пределами", от 22 марта – по 25 апреля по юлианскому календарю (= 4 апреля – 8 мая по григорианскому, но только для XX—XXI столетий!). В пределах 35 дней перемещаются и все «привязанные» к Пасхе дни. Поэтому праздники Пасхального цикла и называются "переходящими" (или "подвижными") праздниками. 
«Крайние» Пасхи случаются редко. Самая ранняя православная Пасха, 22 марта (4 апреля) была в 2010 году, такая же предыдущая – в 1915 году, до этого – в 1668 году; следующая будет в 2105 году. Самая поздняя Пасха, 25 апреля (8 мая) была последний раз в 1983 году, до этого – в 1736 году; следующая будет в 2078 году. Представим основные точки Пасхального периода в виде наглядной таблицы. Далее все даты, во избежание путаницы, – по григорианскому календарю, по которому мы реально живём. Славянский термин «неделя» (день, когда «не делают», не работают) означает преимущественно один день – воскресный; в церковном календаре это первый (а не последний!) день семидневного календарного цикла («недели» в обычном значении). За ним следуют «будние» дни (с понедельника по субботу), не совсем точно называемые «седмицей», и это нужно учитывать. (Подробнее смотрите в книге, описанной ниже в примечании.) 

Подготовительный период к Великому посту

(с 5 февраля; завершается Прощёным воскресеньем, 26 февраля)

Неделя о мытаре и фарисее (Лука 18:10–14). – 5 февраля. (Здесь и далее указываются евангельские чтения, лишь непосредственно связанные с темой праздничного или скорбного воспоминания.)

Седмица "сплошная" (нет поста в среду и пятницу). – 6–11 февраля.

Неделя о блудном (то есть о «заблудившемся») сыне (Лука 15:11–32). – 12 февраля. 

Вселенская родительская (мясопустная) суббота. – 18 февраля.

Неделя мясопустная (последний день вкушения мяса), иначе – Неделя о Страшном суде (Матфей 25:31–46). – 19 февраля.

Седмица сырная, "сплошная" (20–25 февраля).

Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье (Матфей 6:14–21). Заговенье на Великий пост. – 26 февраля.

 

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

1. Святая Четыредесятница (Сорокадневный пост)

 «Чистый понедельник», начало Великого поста. – 27 февраля.

В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (27 февраля – 2 марта) за вечерним богослужением читается "Великий (Покаянный) канон", произведение византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.)

В субботу (4 марта) – триодная память великомученика Феодора Тирона.

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. – 5 марта.

Неделя 2-я Великого поста. Память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского (Солунского) (†1359 г.) – 12 марта.

Неделя 3-я Вел. Поста. Крестопоклонная (Марк 8:34 – 9:1). – 19 марта.

Неделя 4-я Великого поста. Память преподобного Иоанна Лествичника (VI в.). – 26 марта.

«Мариино стояние» (чтение Великого канона преподобного Андрея Критского, полностью, с чтением жития преподобной Марии Египетской), – 30 марта (реально совершается накануне – 29 марта, в среду вечером).]

«Похвала Пресвятой Богородице», или «Суббота Акафиста». – 1 апреля. Это единственный (!) акафист («Взбранной Воеводе победительная…»), известный церковному Уставу; причём, его пение дозволяется Уставом также только один раз (!) в году – в эту субботу пятой седмицы Великого поста (реально поётся накануне, в пятницу вечером, в этом году – 31 марта).

Неделя 5-я Великого поста. Память преподобной Марии Египетской (VI в.). – 2 апреля.

Седмица 6-я Великого поста, иначе – «седмица ваий» (в переводе с греческого – «седмица пальмовых ветвей») (3 – 7 апреля).

 В пятницу седмицы ваий, 7 апреля в этом году, – окончание Святой Четыредесятницы, то есть Сорокадневного поста («душеполезную совершив Четыредесятницу…», – поётся за вечерним богослужением).

Лазарева суббота. Воспоминание воскрешения Иисусом Христом праведного Лазаря; заговор против Иисуса (Иоанн 11:1–45). – 8 апреля.

Неделя 6-я, Неделя ваий («пальмовых ветвей»), иначе – Неделя «цветоносная», или, в русской народной традиции, – Вербное воскресенье. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ (Иоанн 12:1–18). – 9 апреля.

2. Страстная седмица, или Неделя Страданий Господа

(10–15 апреля)

Великий Понедельник (10 апреля). Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за двадцать сребреников (Быт 37 гл.); проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима (Матфей 21:18–43; 24:3–35).

Великий Вторник (11 апреля). Притчи: о десяти девах и талантах; пророчество о Страшном суде (Матфей 24:36–26:2).]

Великая Среда (12 апреля). Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды (Матфей 26:6–16). 

Великий Четверг (13 апреля). Воспоминание Тайной Вечери (у всех евангелистов); установление Таинства Евхаристии («Благодарения»).

 Великая Пятница (14 апреля). Арест Господа, неправедный суд, Распятие, Спасительные Страсти, смерть и погребение в гробнице Иосифа Аримафейского (у всех евангелистов). (Реально чтение Двенадцати «Страстных Евангелий» совершается накануне – 13 апреля, в вечер Страстного Четверга).

Великая Суббота (15 апреля). Пребывание Господа телом во гробе, сошествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом (согласно Священному Писанию и церковному Преданию).

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА (16 апреля) 

Светлая седмица, сплошная (17 – 22 апреля).

Недели после Пасхи

Антипасха (буквально «Вместо Пасхи»), иначе – Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы (Иоанн 20:19–31). – 23 апреля.

Радоница (пасхальное поминовение усопших). – 25 апреля, вторник.

Неделя 3-я по Пасхе, святых жён-мироносиц (то есть «Неделя женщин, несущих миро»); и память праведных Никодима и Иосифа Аримафейского, тайных учеников Христа (Марк 15:43–16:8). – 30 апреля.

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (Иоанн 5:1–15). – 7 мая.

Преполовение Пятидесятницы (Иоанн 7:14–30). – 10 мая, среда.

Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке (Иоанн 4:5–42). – 14 мая.

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (Иоанн 9:1–38). – 21 мая.

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ (Деяния 1:1–12; Лука 24:36–53). – 25 мая.

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского собора. – 28 мая.

Троицкая родительская суббота (поминовение усопших). – 3 июня.

 Неделя 8-я по Пасхе. ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ (ПЯТИДЕСЯТНИЦА) (Деяния 2:1–11; Иоанн 7:37–52; 8:12). – 4 июня.

Седмица 1-я по Пятидесятнице, сплошная (5– 10 июня).

День Святого Духа («Духов День»). – 5 июня, понедельник.

Неделя 1-я по Пятидесятнице, – праздник «Всех святых». – 11 июня.

Этим праздником завершается собственно Триодный цикл; его своеобразным продолжением стал в русской традиции праздник в честь всех российских святых (установлен на Поместном соборе Российской Православной Церкви 1917–18 гг.). В конце XX столетия стали появляться праздники в честь региональных – сначала вологодских, а затем и других – святых. Богослужебные тексты всех этих национальных торжеств в Цветную Триодь не входят, но печатаются в приложении к майской Минее (часть 3) и в виде отдельных изданий.

«Петров пост» начинается с понедельника, 12 июня.

Неделя 2-я по Пятидесятнице, – праздник «Всех святых, в земле Российской просиявших». – 18 июня.

Неделя 3-я по Пятидесятнице, – «Соборы» Вологодских, Новгородских, Белорусских, Псковских и Санкт-Петербургских святых. – 25 июня.

Таблица представляет собой сокращенный раздел из кн.: Рубан Ю. Пасха. Светлое Христово Воскресение / Науч. ред. проф. архим. Ианнуарий (Ивлиев). Изд. 3-е. СПб., 2014. С. 74–84.

(Её электронный вариант: https://azbyka.ru/days/p-pasha-istorija-bogosluzhenie-tradicii#n1.)

Ю. Рубан