Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице » Новости » Память святителя Спиридона Тримифунтского († ок. 348 г.)

Память святителя Спиридона Тримифунтского († ок. 348 г.)

Память святителя Спиридона Тримифунтского († ок. 348 г.)

25 (12 по ст. ст.) декабря

 

Этот весьма почита­емый в греческом и русском Право­славии святой родился во второй половине III века на острове Кипр. Долгие годы он был простым пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и стран­ников. За это Господь воз­на­гра­дил его даром чудо­тво­рения: он ис­це­лял неиз­ле­чимо больных и изго­нял бесов. После смерти жены, в царство­ва­ние императора Кон­стан­тина Великого (306–337), Спиридон был избран епископом города Трими­фунта, и в 325 году принимал участие в деяни­ях I Вселенского Собора.

Скончался святитель Спиридон около 348 года во время молитвы и погребен в Тримифунте в храме Святых Апостолов. Последние его слова были о любви к Богу и ближ­ним. В середине VII века мощи святителя перенесены в Констан­тинополь, а в 1453 году – на остров Керкира в Ионическом море (греческое название этого острова – Корфу). Здесь, в одноимен­ном городе Керкира (главный город острова) и поныне сохраня­ются святые мощи святителя Спиридона в храме его имени (правая рука святителя почивает в Риме). Пять раз в году на острове совершается торжественное празднование его памяти.

На Руси почитание святителя Спиридона известно издрев­ле. Народ, отмечавший значимые календарные вехи по церков­ному календарю (других еще не было), называл близкий ко дню памяти св. Спиридона день «Зимнего солнцеворота», или «поворота солнца на лето», «Спиридоновым поворотом». В XX–XXI столетии день его памяти по Юлианскому календарю (12 декабря) приходится на 25 декабря по Григорианскому календарю, то есть на астрономически точный день Зимнего солнцеворота. (Но в XXII в., из-за отставания «языческого» Юлианского календаря от истинного астрономического време­ни, дата сместится на 26 декабря, в XXIII в. – на 27 декабря и так – по всем дням годового цикла; впрочем, как и все празд­ники, всё ещё отмечаемые у нас по календарю Юлия Цезаря.)

Особым почитанием святитель Спиридон пользовался в Великом Новгороде и Москве, где в 1633 году воздвигли храм его имени. В другой столичной церкви, Воскресения Словущего (1629), находятся две чтимые иконы святителя Спиридона с частицей его святых мощей.

О жизни святителя Спиридона сохранились ценные свиде­тель­ства византийских историков второй половины IV–V веков – Сократа Схоластика, Созомена и Руфина, близких к нему по вре­мени и общавшихся с его учениками и младшими современника­ми. Древнейшее житие святителя Спиридона написал ямбичес­кими стихами его ученик – святитель Трифиллий, епископоп Левкуссии Кипрской († ок. 370). Его классическое житие было написано в X  веке выдающимся византийским агиографом (то есть «описателем святых») Симеоном Метафрастом.

В заключение этой краткой справки приводим свидетельства о святом Спиридоне первых двух вышеупомя­нутых историков. Второй фрагмент особенно важен для понимания истинного смысла поста, который многие считают лишь «переменой рациона», забывая, что деление пищи на «чистую» (кошерную) и «нечистую» – это понятия ветхозаветные, обязательные только для иудея по вере (обрезанного). «Услышьте и уразумейте! Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что исходит из уст, – это оскверняет человека», – (Матфей 15:10–11). Слова Христа обращены не только к искушавшим Его фарисеям, но и к их (вольным или невольным) последователям среди христиан.

Ю. Рубан

Приложение

1. Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. I, гл. 12. «О кипрском епископе Спиридоне»:

«Теперь о Спиридоне. Этот пастырь обладал такой свято­стью, что удостоился пасти и людей. Получив епископство над одним из городов Кипра, по имени Тримифунт, он в епископском сане, по великому смирению, не переставал пасти и овец. О нём сохранилось много рассказов, но, чтобы не удалиться от предпо­ложенного предмета, я припомню один или два. Однажды в полночь воры вошли потихоньку в овчарню и старались похитить овец. Но Бог, хранящий пастыря, сохранил и овец его, – воры невидимою силою очутились привязанными к овчарне. Между тем настало утро, и пастырь пошел к стаду; когда же увидел он, что у хищников руки связаны назад, тотчас узнал, что случилось, и, помолившись, развязал их и долго усовещивал, внушая им доставить себе пропитание законными трудами, а не брать чужого беззаконно. Потом, подарив им овна и отпуская их, ласково сказал: "Пусть же не напрасно бодрствовали вы". Это – одно из чудес Спиридона, а другое было таково. Была у него дочь девица, наследовавшая набожность своего отца, по имени Ирина. Кто-то знакомый отдал ей для хранения драгоценное украшение, но она, признав безопаснейшим хранилищем землю, спрятала взятую вещь в земле и вскоре потом умерла. Через некоторое время пришел тот, кто отдал свою вещь и, не нашедши уже девицы, приступил к отцу – частью с обвинением, частью с просьбою. Старец, который утрату хозяина украшения почитал собственным несчастьем, пошел на мо­гилу дочери и молил Бога, чтобы Он прежде времени показал обето­ванное воскресение. Надежда его не обманула: девица тотчас яви­лась отцу живою и, означив место, где спрятала украшение, опять скрылась. Такие-то мужи сияли в Церквах во времена царя Констан­тина. Это я и сам слышал от многих жителей Кипра, и читал в латинском сочинении одного пресвитера Руфина».

2. Созомен. Церковная история:

«Надобно знать и то, как он принимал странников», – писал близкий к монашеским кругам Созомен, приводя в своей «Церковной истории» удивительный пример из жизни святителя. – Однажды, по наступлении Великого Поста, в его дом постучался странник. Видя, что путник очень утомлен, святой Спиридон сказал дочери: "Обмой ноги этому человеку, да предложи ему поесть". Но, ввиду поста, не было сделано нужных запасов, ибо святитель «вкушал пищу только в определенный день, а в прочие оставался без пищи». Поэтому дочь ответила, что в доме нет ни хлеба, ни муки. Тогда святой Спиридон, извинившись перед гостем, приказал дочери поджарить бывшее в запасе соленое свиное мясо и, усадив за стол странника, принялся за трапезу, убеждая того человека подражать себе. Когда же последний, называя себя христианином, отказался, – святой Спиридон прибавил: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие говорит: "Для чистого – всё чисто" (Послание ап. Павла к Титу 1:15)».

Это свидетельство о человеколюбивом поступке истинного христианина, каким был святой Спиридон, не нуждается в комментариях. Можно лишь задаться вопросом: многие ли из наших так называемых «усердных постников» поступили бы так же как он, не убоявшись «оскоромиться» и «порушить» свои гастрономические «заслуги» пред Богом?


[1] Святителями называют святых-иерархов, то есть священнослу­жителей, имевших высший церковный сан – архиерейский. Внутри этой высшей в православии степени священства они подразделяются – по административному принципу – на епископов, архиепископов, митрополитов и, наконец, патриархов (первых среди равных).