Память святителя Григория Паламы

Память святителя Григория Паламы

 

12 марта в 2017 году

 

Кондак святому: 

Сегодня мы единодушно воспеваем тебя, о Григорий «Богоглагольник (Проповедавший о Боге)», как священного и божественного певца, как светлую трубу богословия. И ты, свой ум к Первому Уму представивший, направь же и наш ум к Нему. Потому мы и призываем тебя: «Радуйся, проповедник благодати!»


Апостольское чтение (рядовое)

(Послание ап. Павла к Евреям 1:10–2:3. – Зачало 304)

[Превосходство людей над ангелами]

"В начале, Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих; они погибнут, Ты же  пребудешь вечно; и все, как одежда, обветшают, и, подобно одеянию, Ты свернёшь их; и будут изменены; но Ты – один и тот же, и годы (лета) Твои не кончатся (не исчезнут)" (Псалом 101:26–28). Более того, разве когда-нибудь сказал Он [Бог] кому-то из ангелов:

"Сядь справа от Меня,

пока Я не положу врагов Твоих

как подножие ног Твоих"?! (Пс 109:1)

Разве не все они – служебные духи, посылаемые на подмогу готовящимся унаследовать спасение?!

Поэтому мы должны крепко держаться слышанного, чтобы не унесло нас течением. Ведь если сказанное через ангелов слово [ветхозаветного Закона] оказалось твёрдым, и всякое преступление и непослушание получало справедливое воздаяние, – то как же мы [люди Нового Завета] можем избежать [наказания], не заботясь о величайшем спасении, которое было сначала проповедано Господом, а в нас утверждено слышавшими от Него [учениками]?

Краткий комментарий. Если раньше кара тяготела над ослушниками «ветхого» («устаревшего» и отменённого для христиан) Моисеева Закона, возвещённого, согласно иудейской традиции, через ангелов, – то сколь же страшнее отпадение от Нового Союза (Завета), заключенного навсегда со всем человечеством Самим Сыном Божиим! Сын Божий превосходит ангелов не только тем, что Он – Бог, но и тем, что, будучи совершенным Богом, Он стал через воплощение совершенным Человеком. Ведь не кто-либо из верховных ангелов и даже не всё ангельское собрание, но именно слабый земной человек был определён любящим Богом стать одновременно и целью, и средством спасения всей Вселенной! Далее автор Послания к Евреям говорит, что не ангелам, но именно человеку подчинил Бог будущую преображённую Вселенную, как об этом в пророческом восторге возвещал боговдохновенный Псалмопевец (Пс. 8:5–7). Умалив Себя перед лицом ангелов в вочеловечении, – когда человек был подвержен греху и смерти, и освободив его из этого рабства Своей смертью и воскресением, – Иисус Христос был увенчан Отцом славой и честью. Он победил "смертью смерть"; Он – Вождь нашего спасения, посвящённый на это служение Своим Отцом через страдания. Через это прославленный Богочеловек привёл во славу весь восстановленный Им в изначальном достоинстве род человеческий.

 

Евангельское чтение (рядовое)

(Евангелие от Марка 2:1–12. – Зачало 7)

[Исцеление параличного]

И, когда через некоторое время, Он снова вошёл в Капернаум, прослышали, что Он дома. И собралось много народа, так что не было места даже возле самой двери; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с параличным, которого вчетвером несли на руках. И, поскольку не смогли из-за многолюдства пробиться к Нему, то разобрали они кровлю над тем местом, где Он находился, и, сделав дыру, стали опускать в неё постель, на которой лежал параличный. Увидев их веру, Иисус говорит параличному: «Чадо, прощены грехи твои!»

А были там кое-кто из книжников, и они сидели и думали про себя: «Что такое Он говорит? Это же кощунство! Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?!»

И тотчас познав духом Своим, о чём они думают про себя, Иисус говорит им: «К чему вы о таком рассуждаете в сердцах ваших? Что легче: сказать параличному: "прощены грехи твои", – или сказать: "вставай, бери твою постель и ходи"? Но, чтобы вы знали, что есть у Сына Человеческого власть прощать на земле грехи», – тут Он говорит параличному:

«Тебе говорю: вставай, бери твою постель и ступай к себе домой!»

И тот встал и тотчас же на глазах у всех вышел с постелью на плечах, так что все были вне себя от изумления и славили Бога, говоря, что, мол, такого мы ещё никогда не видели.

 

Кто совершеннее: Ангелы или люди?

Второе воскресенье Великого поста (12 марта в 2017 году) и следующая за ним 3-я седмица (по 18 марта включительно) посвящены памяти византийского иерарха и богослова святителя Григория Паламы (1296–1359), архиепископа Фессалоникийского (Солунского). Назвав его именем следующий за «Неделей Торжества Православия» календарный период, Православная Церковь засвидетельствовала тем самым высшую ценность и отличительную особенность той мистической традиции, которой святой Григорий дал окончательное философское завершение. Эта одна из утончённейших форм христианской мистики, имевшая к тому времени многовековую традицию, носит название «исихазм» (от греческого исихиа – «покой», «безмолвие»), или, в честь его систематизатора, – «паламизм».

«Умное делание» и духовное созерцание исихастов резко отличалось от чисто умозрительного философского («рационалистического») созерцания. Здесь – не пассивное или высокомерное, но деятельное и творческое созерцание, в процессе которого отдавшийся ему человек переформиро­вывает сам себя, становясь на путь бесконечного духовно-нравственного совершенствования. Достигший высокой стадии просветления человек преображается, становясь проводником зримых божественных энергий, или «фаворского света». Это значит, что в высших проявлениях духовной жизни человека реально участвует и его тело. Именно телесность, – утверждает святитель Григорий Палама, – даёт человеку преимущество перед бестелесными ангелами! Отсюда и предельно высокая оценка телесной стороны человеческого бытия (и человеческой культуры в целом), резко отличающая истинное Христианство – как религию Боговоплощения и Вочеловечения! – от различных псевдоаскетических («скопческих») течений и тупиковых мистических традиций «развоплощения» и «угасания» (нирваны).

Неудивительно, что исихазм оказывается в центре культуры Православия, а его тесная связь с эстетической сферой хорошо знакома нам не только по византийским образцам. Исихастами были преподобный Андрей Рублев, Феофан Грек и многие другие. Нить исихастской традиции протянулась вплоть до святого Серафима Саровского, и мы не можем утверждать, что она оборвалась после него. Византийская эстетика исихазма после падения Византии многие столетия питала духовную культуру православных стран, и уже в XX веке выдающиеся российские мыслители священник Павел Флоренский и протоиерей Сергий Булгаков пытались решить сформулированные ей задачи.

Литература по теме «Исихазм» огромна; из российских авторов наибольший вклад в ее изучение внесли архиепископ Василий (Кривошеин), протоиерей Иоанн Мейендорф, А. С. Позов, С. С. Аверинцев, Г. М. Прохоров. Рекомендуем сайт http://www.hesychasm.ru

Ю. Рубан