Отдание праздника Богоявления

 Отдание праздника Богоявления

27 (14 по ст. ст.) января 2007 г.

Чтения на Литургии

Апостольское чтение (рядовое)

Второе послание ап. Павла к Тимофею 2:11-19  - 293 зачало

[Сын мой Тимофей]] Это слово [о Христе[1]] верно: ведь

если мы умерли вместе [с Ним], то и жить будем вместе;

если терпим, то и царствовать будем вместе;

если отречемся, то и Он отречется от нас;

если мы неверны, то Он пребывает верен,

ибо отречься от Самого Себя не может.

Об этом напоминай, заклиная пред Богом, не заниматься словопрениями: это ни к чему полезному не приводит, а только – к ниспровержению [греч. эпи катастрофэ] слушающих. Постарайся представить себя самого пред Богом достойным, работником непо­стыдным, смело возвещающим[2] слово истины. От скверных же пустословий отступай, ибо [предающиеся этому] ещё более преус­пе­ют в нечестии, и слово их будет распространяться как гангрена. Среди них Гименей и Филит, которые уклонились от истины, говоря, что воскресение уже случилось[3], и [тем] разрушают в некоторых веру.

Однако крепкое основание Божие стоит, имеющее эту печать: "Узнал Господь сущих Своих"; и: "Пусть отступит от неправды всякий, призывающий имя Господа".

Евангельское чтение (рядовое)

Евангелие от Луки 18:2-8  - 88 зачало

[Сказал Господь притчу:] «Был в некоем городе такой судья, что Бога не боялся и людей не стыдился. И была в городе том вдова, что приходила к нему и говорила: "Заступись за меня перед моим противником!" И он долго бездействовал, но потом сказал себе: "Хоть я Бога не боюсь и людей не стыжусь, но раз уж эта вдова не дает мне покоя, так и быть, вступлюсь за нее, чтобы она не пришла и не ударила меня по лицу"».

И сказал Господь: «Прислушайтесь, что говорит судья неправедный! Так неужели Бог ли не вступится за Своих избранников, взывающих к Нему днем и ночью, даже если Он и являет в их деле Своё долготерпение? Говорю вам, скоро вступится Он за них. Впрочем, когда Сын Человеческий придет, найдет ли Он на земле веру?»

Апостольское чтение (равноапостольной)

Первое послание ап. Павла к Коринфянам 4:9-16

[Братья,] я думаю, что Бог нас, апостолов, сделал последними [среди людей], словно бы приговоренными к смерти, – потому что мы стали зрелищем [греч. тэатрон] для мира, и [для] ангелов, и [для] людей. Мы безумны ради Христа, а вы разумны во Христе; мы слабы, а вы сильны; вы славны, мы же презренны. До нынешнего часа мы и голод терпим, и жажду, и наготу, и заушения, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас – мы благословляем; гонят нас – мы держимся; злословят нас – мы утешаемся. Мы стали сором[4] для мира, отбросами [общества] для всех до настоящего времени.

Не стыдя вас, пишу это, но как любимых детей моих вразумляя. Ведь если даже вы будете иметь тьму воспитателей[5] во Христе, но не многих отцов, потому что во Христе Иисусе –через благовестие – я вас породил. Итак, прошу вас: подражайте мне [как и я – Христу].

 

Евангельское чтение (равноапостольной)

Евангелие от Матфея 25:1-13 -104 зачало

[В то время,] выйдя из Храма, Иисус пошел; и обступили Его ученики, желая показать Ему строения Храма. Он же сказал им в ответ:

«Видите всё это? Воистину говорю вам, что не останется камня на камне, который не будет низвержен».

А когда сидел Он на Масличной (Елеонской) горе, подошли к Нему ученики, чтобы наедине спросить:

«Скажи нам, когда это будет? И каково знамение Твоего пришествия и скончания века?»

Иисус сказал им в ответ: «Берегитесь, чтобы кто не ввел вас в обман! ибо многие придут под Моим именем, говоря: "Я – Христос"; и многих обманут. Вам предстоит также слышать о войнах и о слухах о войнах; смотрите, не ужасайтесь! Ибо так должно быть, но это еще не конец. Да, восстанет народ на народ и царство на царство, и повсюду будет голод, и мор и землетрясения; но всё это – начало родовых мук. Тогда будут предавать вас в угнетение и убивать вас, и станете вы ненавистны всем народам ради имени Моего. и тогда многие разуверятся, и станут друг друга предавать, и возненавидят друг друга. и многие лжепророки объявятся, и обманут многих. И из-за того, что умножится беззаконие, во многих охладеет любовь. Выстоявший же до конца – тот будет спасен.


[1] Здесь цитируется один из раннехристианских гимнов, носящих испове­дальный характер.

[2] Греч. ортхотомунта –  букв. «прямо режущим»!

[3] В этом фрагменте мысль апостола сосредоточена на воскресении, поэтому он предостерегает от влияния лжеучителей, отрицавших будущее телесное воскресение человека. Они говорили, что «воскресение уже было» (стих 18), понимая его, по всей вероятности, лишь в духовном и символическом смысле. Этому искажению главного христианского догмата ап. Павел противополагает «крепкое основание Божие».

[4] Букв. «очистками».

[5] Греч. мюриус пайдагогус, букв. «десять тысяч педагогов (детоводителей)».

 


ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦА ГРУЗИИ

 По преданию, эта славная святая, недаром названная «равноапостольной», происходила из Каппадокии (области в Малой Азии) и родилась ок. 276 г. в семье Завулона, полководца римского императора Максимина. До 14 лет она жила в Палестине, принадлежавшей тогда Римской империи. После того, как ее отец вышел в отставку и стал пустынником, а мать поступила в диаконисы, святая Нина была отдана на воспитание одной благочестивой старице. Ее частые рассказы об Иверии (нынешней Грузии), тогда еще языческой стране, возбудили в Нине сильное желание посетить эту страну и просветить ее жителей светом Евангелия.

Совершив паломничество в Рим, она вернулась на Восток, вначале в Персию, откуда из-за преследований царя Тиридата перебралась в Грузию. Прибыв около 315 года в Мцхет, святая Нина поселилась у одной женщины в царских виноградниках и три года проповедовала тайно. Предание рассказывает, что чудо, совершившееся по ее молитве во время языческого жертвоприношения, привлекло внимание к ее проповеди всего местного населения.

Первым обращенным ею ко Христу стал еврейский раввин Авиафар и его семейство. Дочь Авиафара Сидония способствовала ее проповеди и направляла к ней страждущих. Призывая имя Христово, святая Нина исцеляла их и рассказывала им о Боге, сотворившем небо и землю, и о Христе Спасителе. Больные стали во множестве приходить к ней, а вскоре последовало исцеление нескольких придворных и, наконец, самой царицы. Все это заставило уверовать царя Мариана (Мероя), бывшего до этого язычником, и всё его окружение. Тогда были вызваны из Константинополя епископ и священники и построен первый в Иверии храм во имя Святых Апостолов. Так началось обращение целого народа под руководством самой Просветительницы. Примечательно, что, имея влияние при дворе, она не допускала при этом никаких принудительных мер и ограничивалась лишь мирной проповедью.

Вскоре святая Нина, не любившая почестей и славы, удалилась на одну гору и там, в уединении, благодарила Господа за обращение идолопоклонников. Но через несколько лет ей пришлось оставить уединение, и она продолжила свою миссию в Кахетии, где обратила в христианство царицу Софию.

После многолетних подвигов святая Нина мирно скончалась в январе 335 (или 340) года. На месте ее кончины царь Мариан воздвиг храм во имя великомученика Георгия, по преданию, дальнего родственника святой Нины.

Лит.: Сабинин М. Жизнеописания святых Грузинской Церкви. СПб., 1882.