ГЛАШАТАЙ НОВОГО ЗАВЕТА

ГЛАШАТАЙ НОВОГО ЗАВЕТА

1/14 мая – память пророка Иеремии

(VII–VI вв. до Р. Х.)

Всем известно понятие Новый Завет в «книжном» аспекте (как вторая часть Библии). Многие догадываются, что в религиозном смысле Новый Завет (то есть Новый союз, договор) Бога с людьми совпадает с началом календарной Новой эры. Поэтому христиане сознательно противопоставляют его Старому (Моисееву, или «Ветхому») союзу. Но многие ли знают имя человека, впервые о нём заговорившего?

Его звали Иеремия, что значит «он будет вознесён Господом (Яхве»). Он родился в семье священника Хелкии из города Анатота (к с.-в. от Иерусалима), был призван к служению в 626 г. до н. э., а умер в Египте ок. 580 г. до н. э. Иеремия пережил закат и падение Иудейского царства, гибель Иерусалимского храма. Довольно подробные сведения о нём содержит Книга пророка Иеремии, записанная, вероятно, его другом и секретарем пророком Варухом (речи самого Иеремии он дополнил историко-биографическим материалом).

Иеремия, имя которого значится в календаре мелким шрифтом, принадлежит к плеяде Великих Учителей человечества. Эти религиозные реформаторы, выступив независимо друг от друга, определили уникальный исторический период – так называемое «Осевое время» (VIII–IV вв. до н. э.) (термин ввел Карл Ясперс). Протекавший тогда духовный процесс привёл к появлению «подлинного человека» – человека такого типа, каким он пребывает и по сей день. В то время «впервые появились философы. Человек в качестве отдельного индивидуума отважился на то, чтобы искать опору в самом себе. Отшельники и странствующие мыслители Китая, аскеты Индии, философы Греции и пророки Израиля близки по своей сущности, как бы они ни отличались друг от друга по своей вере, содержанию и внутренней структуре своего учения. Человек может теперь внутренне противопоставить себя всему миру. Он открыл в себе истоки, позволяющие ему возвыситься над миром и над самим собой. <...> Это – подлинный человек, который <…> стремится к освобождению и спасению и действительно способен обрести его уже в этом мире <…>. В Осевое время произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью»(1) .

Именно Иеремия, за шесть веков до Рождества Христова (!), провозгласил окончательное крушение старых (ветхих) национально-политических иллюзий, погубивших древний Израиль, и заключение Нового Союза-завета между Богом и людьми на исключительно духовных началах (он будет начертан в человеческих сердцах). «Вот, наступают дни, – говорит Господь, – когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Союз (Завет), – не такой Союз (Завет), какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской: потому что тот Союз Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, – говорит Господь. Но будет Союз, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, – говорит Господь: Я вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (31:31–33). Этими словами завершилась допленная эпоха Израиля (587/6 до н. э.). Прежние устои и представления сами собой отпали. Теперь предстояло сделать из страшного урока истории правильные выводы и жить по-новому.

 Христианство с момента возникновения жило верой в то, что ожидания Иеремии осуществились. Старое, а потому временное (!), «соглашение» (евр. берит, слав. завет)(2) , заключенное между Богом и человеком через посредство одного народа, сменилось Новым и вечным Союзом-Заветом со всеми людьми. Он заключён через воплощение, распятие и воскресение Сына Божия, ставшего Сыном Человеческим. Христос Сам указал границу между этими двумя уровнями бытия: «Это – кровь Моя Нового Союза (Завета)». Поэтому мировая история и делится на два периода: эру до и эру после Рождества Христова, или эру ветхого (старого) и эру Нового Завета.

К сожалению, большинство современников Христа стремились во что бы то ни стало сохранить «ветхий» (Моисеев) союз с Богом (изгнать римлян и восстановить Израильское царство), и это привело к национальной трагедии.

Юрий Иванович Рубан, кандидат исторических наук, кандидат богословия


(1)  Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994. С. 33–35.

(2) Привычное слово «завет» употребляется в двух основных значениях. Во-первых, как особая религиозная реальность, восходящая к области социально-юридического опыта, как уникальный способ общения между Богом и человеком. Бог заключает берит (буквально 'союз', 'договор', 'контракт'!) – через Моисея – сначала с одним народом (Израилем), а затем, при наступлении «полноты времени» (Гал 4:4), – через Своего Сына – Новый Завет (Новый Союз), – непосредственно со всем человечеством. Поэтому для христиан Моисеев союз становится «устаревшим», «ветхим». В этом значении славянское "завет" не вполне точно передаёт смысл еврейского термина берит и может вести к недоразумениям). Как правило, пишется со строчной буквы. Во-вторых, «Завет» (обязательно с определением!) – это сборник книг, отражающих историю заключения сначала старого, а затем нового союза-завета. В этом случае термины становятся "книжными" заголовками и пишутся с прописной буквы: Ветхий Завет – памятник древнееврейской (еврейская Библия) и Новый Завет – памятник раннехристианской Священной письменности, составляющие вместе два раздела христианской Библии. Подробнее см.: Рубан Ю. Пасха. Светлое Христово Воскресение (История, богослужение, традиции) / Науч. ред. проф. архим. Ианнуарий (Ивлиев). Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 2014 (в печати). (Очерк «О термине "завет" в русской богословской традиции: смысл и орфография».)