НЕДЕЛЯ 9-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

НЕДЕЛЯ 9-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

___________________________________________________________________________________________________________

6 августа в 2017 году

 

Апостольское чтение на Литургии  

(Первое послание ап. Павла к Коринфянам 3:9–17. – Зачало 128)

[Испытующий огонь последнего Дня]

Братья, мы – Божии сотрудники, а вы – Божия пашня, Божие строение. (10) Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый зодчий, положил фундамент (основание),  а другой на нем надстраивает. Но каждый пусть смотрит, как он строит. (11) Ибо никто не может положить другого фундамента, кроме уже положенного, который есть Иисус Христос.

(12) Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драго­ценных камней, дерева, травы, тростника, – (13) работа каждого станет явной; ведь День [всё] прояснит, потому что в огне открывается; и огонь испытает работу каждого, какова она есть. (14) У кого дело, которое он строил, устоит, – тот получит награду. (15) А у кого дело будет сожжено, тот потерпит убыток; сам же будет спасёен, но так же, как сквозь огонь.

(16) Разве не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? (17) Если кто храм Божий разоряет, разорит того Бог: ибо храм Божий свят, а этот храм – вы.

 

Евангельское чтение на Литургии  

Евангелие от Матфея 14:22–34. – Зачало 59

[Хождение по водам. Испытание веры Петра]

[В то время] заставил Он (Иисус) учеников войти в лодку и плыть на другую сторону, не дожидаясь, пока Он отпустит народ. А отпустив народ, взошёл Он на гору, чтобы  помолиться в уединении. Когда же наступил вечер, Он был там один. А лодка была уже во многих стадиях от берега[1] на средине моря, и её било волнами, потому что ветер был противный.

В четвертую же стражу ночи[2] Он пришел к ним, ступая по морю. А ученики, видя Его идущим по морю, ужаснулись (букв. были потрясены) и стали говорить, что это-де призрак; и со страха закричали. Но тотчас заговорил с ними Иисус и сказал: «Мужайтесь, это Я! Не бойтесь». А Петр сказал Ему в ответ: «Господи! Если это Ты, повели мне придти к Тебе по водам!». Он же сказал: «Приди!»

И Петр, выйдя из лодки, ступал по водам и шел к Иисусу; но, увидев, какой [сильный] ветер, он устрашился и начал тонуть и закричал: «Господи, спаси меня!». И тотчас Иисус, протянув руку, подхватил (поддержал) его, и говорит ему: «Маловерный! Зачем ты стал сомневаться?»

И когда поднялись они в лодку, ветер утих. А те, что были в лодке, пали ниц перед Ним, говоря: «Ты воистину – Сын Божий!» И переплыв на другую сторону, вышли они на берег в Геннисарет.

 

 

Иподиакон Георгий Рубан

 

ИСПЫТУЮЩИЙ ОГОНЬ ПОСЛЕДНЕГО ДНЯ

(Проповедь на апостольское чтение в Неделю 9-ю по Пятидесятнице)


Дорогие братья и сёстры!

Наверное, самый болезненный и животрепещущий вопрос, которым человек всегда задавался и будет задаваться, – это вопрос о принципах взаимоотношения с Богом. Человек непременно хочет знать, что же он должен сделать, чтобы заслужить благоволение Божие и получить спасение. Есть ли минимум добрых дел, который обеспечит ему уверенность в этом? На эту тему много сказано и написано. Чаще всего это – субъективные рассуждения, потакающие людским страхам и надеждам. Здесь – тайна. Но неужели нет хотя бы намёка? 

 

О чём говорит апостол Павел?

Нет, такой намёк – и достаточно ясный – всё же существует. В Первом Послании апостола Павла к Коринфянам содержится фрагмент, который до некоторой степени приоткрывает нам эту тайну, – это именно сегодняшнее апостольское чтение. О чём же говорит апостол, недаром избранный для проповеди Самим Иисусом Христом, обращаясь и к своим современникам, и ко всем нам? Ведь эта проблема – вечная. Перечитаем этот отрывок.

«Братья, – говорит апостол, – мы – Божии сотрудники, а вы – Божия пашня, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый зодчий, положил фундамент (основание),  а другой на нём надстраивает. Но каждый пусть смотрит, как он строит. Ибо никто не может положить другого фундамента, кроме уже положенного, который есть Иисус Христос.
Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драго­ценных камней, дерева, травы, тростника, –  работа каждого станет явной; ведь День [всё] прояснит, потому что в огне открывается; и огонь испытает работу каждого, какова она есть. У кого дело, которое он строил, устоит, – тот получит награду. А у кого дело будет сожжено, тот потерпит убыток; сам же будет спасён, но так же, как [прошедший] сквозь огонь. Разве не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?  Если кто храм Божий разоряет, разорит того Бог: ибо храм Божий свят, а этот храм – вы» (1 Кор. 3:9–17).

 

Огонь Чистилища?

Действительно, этот фрагмент можно озаглавить как «Испытующий огонь Последнего дня». В богословии существует мнение, что здесь – начало западного учения о Чистилище, в котором человек, не имеющий страшных («смертных») грехов, очищается, а уже потом восходит в Небесную обитель. (Этому учению соответствует восточное представление о «мытарствах», без которых нам, видимо, не обойтись; впрочем, это особая тема.) Нет, речь идет всё же о другом. 

Вы видите, что здесь апостол Павел уподобляет всех нас «храму» – Храму Божию в духовном смысле – то есть Церкви Христовой. В переводе с греческого слово Ἐκκλησία, Экклесиа, – которому у нас соответствует слово «Церковь», – буквально означает «Собрание»! И это знаменательно! Апостол говорит, что безусловное Основание этого Храма, его Фундамент – Сам Христос. Иного быть не может. А далее – люди участвуют в возведении этого Храма-Церкви, причём, каждый строит из своего материала. Апостол явно нарочито сопоставляет вещи несопоставимые. Кто-то строит из золота, кто-то из драгоценных камней, кто-то из дерева, а кто-то и вовсе из соломы. Ну и что?! Это закономерно! Нет и не может быть никакого превозношения одного строителя над другим, потому что в Церкви Божией добрые дела каждого человека безусловно ценны и необходимы. Не может же быть у всех строителей один и тот же «материал» для возведения дома, образно говоря? Тогда они сообща уж точно ничего не построят! И апостол Павел ярко и образно об этом пишет. У каждого из нас своё призвание и каждому Бог дарует определённые способности, у каждого свой материал, но мы все вместе созидаем Церковь Божию. 

 

«Делаем общее дело»

Мне хорошо запомнился один эпизод студенческих лет в тогда ещё Ленинградской Духовной Академии и Семинарии. Во время актового дня (на апостола Иоанна Богослова, 9 октября, кажется, 1975 года) наш ректор архимандрит Кирилл (Гундяев), ныне Святейший Патриарх, награждал профессоров, преподавателей и сотрудников Духовных школ. В напутственном слове он специально подчеркнул, что для него уборщица или кастелянша, выдающая бельё студентам, так же дорога и безусловно необходима, как и заслуженный профессор Николай Дмитриевич Успенский, получивший высокую награду, – потому что «все мы делаем одно общее дело» (это его любимое выражение). Но вернёмся к Апостольскому чтению.

 

Далее апостол Павел говорит о том, что, если у кого-то «дело, которое он строил, устоит, – тот получит награду». Но ведь бывают катастрофические ситуации; здесь и применяется это уподобление огню. Он говорит, что у кого-то дело жизни вообще может сгореть. Это страшно, но так бывает: человек что-то делал, над чем-то трудился, трудился, а потом – раз, и ничего не получилось, ничего не осталось; но, если человек в этом не виноват, он тоже спасётся. Павел уточняет, что он спасётся, но так, как прошедший «сквозь огонь». Это уподобление пожару. Бывает, внезапно вспыхнет  в доме человека сильный огонь, и он ничего не успевает спасти – ни имущество, ни даже документы. Лишь бы семью и себя спасти, и это самое главное. Вот так же испытующий огонь Последнего дня. Он заставит человека обнажиться, и будет видно, кто что сделал. Но даже обгоревший и совсем нагой – не говоря уж о прибыли! – человек не будет отвергнут милосердным Богом.

 

И только лишь в одном случае человек не может надеяться на милость Божию, – в том случае, если он сознательно противится Церкви и пытается «разорить» этот храм Божий, – как образно говорит апостол Павел. В этом случае Сам Бог его «разорит», потому что с Богом воевать нельзя: Он хранит Церковь, и даже «врата адовы» не смогут её одолеть.

 

Страшно ли будущее?

Таким образом, из слов апостола Павла (а это Священное Писание!) следует, что нам дано всё необходимое для спасения, и бояться нам нечего. У каждого из нас есть свой материал церковного строительства, и мы просто должны честно строить из этого материала, не опасаясь за своё христианское будущее. Не дай Бог, если кто-то потерпит страшный урон, и всё сгорит. Но такое случается редко. Уж хоть что-то доброе после нас останется, и тогда мы получим награду!

Об этом величайшем снисхождении Божием к нашим слабостям и одновременно об уверенности в своих силах – о том, что нам нечего бояться, если мы верны Богу, Его Церкви и честно трудимся на ниве Божией – и говорит нам сегодня святой апостол Павел.

Аминь!

Проповедь произнесена  21 августа 2016 года  на Божественной Литургии в домовом Спасском храме Новгородского Духовного училища в Свято-Юрьевом монастыре. 

 

 

Протоиерей Александр Мень

Проповедь на евангельское чтение в Неделю 9-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы все с вами знаем, что в нашей жизни и сегодня, и каждый день присутствует Господь. Он живет среди нас, проповедует среди нас, исцеляет среди нас. Он живет в Своей Церкви. Поэтому мы говорим, что жизнь Церкви Христовой – это продолжение Евангельской истории, продолжение тайны посещения Богом мира.

Когда мы с вами идем к Святой Чаше – вновь совершается Тайная Вечеря. Когда мы слышим Слово Божие – мы вновь словно бы попадаем в те дни, когда Господь возвещал Свою Благую Весть. Когда мы молимся Ему, то вновь становимся теми самыми людьми – слепыми, хромыми, жаждущими истины и алчущими правды, – которые приходили к Нему. И вместе с апостолами мы повторяем: «Господи, к кому нам идти, Ты имеешь глаголы жизни вечной». <…>

И снова евангелист воскрешает перед нами ту ночь, когда ученики плыли по озеру, и ветер был противный, а Господь по водам пошел к ним навстречу. Увидев в темноте фигуру Идущего, они закричали от ужаса. Это было удивительное событие, и ученики вплоть до самого утра не могли придти в себя. Но ведь это же чудо совершается для нас здесь и теперь.

Подумайте: вот эта лодка, которую Господь отправил впереди Себя, а Сам ушел на гору молиться. Он как будто бы их оставил, как будто бы бросил одних на произвол судьбы. И волны швыряют их лодку, и они могут утонуть, и ночь темная кругом – мрак, вода, гибель и бездна. И они в страхе, они покинуты. Не так ли и у нас с вами, когда мы испытываем трудности, испытания, искушения. Иногда нам кажется, что Бог нас покинул, что мы одни, что нам не на что опереться, что жизнь похожа на беспросветный мрак, и что нет выхода, что нас подстерегают кругом только провалы, что в конце концов мы пойдем ко дну, и нет нам спасения. А ведь Господь в то время стоял высоко на горе и молился... Молился за мир. Духом возносился к Своему Небесному Отцу и, конечно, молился за тех, кто внизу. Он стоял высоко, а они там, внизу, боролись с волнами.

Так и ныне: когда нам становится трудно – у нас есть Первосвященник и Единый Ходатай, стоящий над нами. Это Господь Иисус. Надо только помнить, а апостолы забыли об этом и потому были в страхе от ветра и волн. А Он не только молился там, наверху, но спустился и пошел к ним. У Него не было лодки, поэтому Он ступил на воду и пошел навстречу погибающим. Так же и к нам Господь приходит в тяжелые минуты нашей жизни. Он идет, но мы этого еще не знаем; Он приближается, но наше сердце еще полно страха. <…>

Так бывает и в нашей жизни. Когда она становится совсем невыносимой, – голос Спасителя Христа говорит нам: «Это Я здесь, не бойтесь, не ужасайтесь, потому что это море повинуется Мне, эта жизнь повинуется Мне, только верьте, только держитесь за Меня. Держите курс своей лодки на Меня. Это Я, не бойтесь».

Петр захотел к Нему приблизиться в этот момент, пойти за Ним. Больше того – хотел подражать Ему и идти, как Господь, по воде. И Господь не остановил его... Напротив, Он сказал: «Иди, иди!» Так и нас слово Божие призывает к подражанию Христу Спасителю. <…>

В этом риск нашей веры. Мы всегда должны идти на этот риск, иначе сердце наше никогда не обратится к Господу по-настоящему. Только вперед, только вперед к Нему. И вот Петр пошел, и тогда, когда он смотрел не на волны, а смотрел на идущего впереди Господа, он шел по воде... Это было чудо! У древних египтян для каждого понятия был свой значок, иероглиф. Так вот для понятия невозможного, чудесного был значок: человечек, идущий по воде, –ведь люди всегда понимали, что невозможно идти по воде. А апостол Павел нам говорит: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе!» Господь Сам нам сказал: «И больше сотворите, нежели Я». Почему же с нами не совершается чудес? – Только по нашему маловерию. Глаза наши закрыты...

Каждый из нас, если бы осмысленно смотрел на свою жизнь, то постоянно видел бы это чудо присутствия Божия. Это чудо постоянное и повседневное, когда наша душа, сломленная, раздавленная, поднимается со дна, – большее чудо, чем человек, идущий по водам. Мы мало надеемся на молитву, а Он слышит, когда мы действительно взываем к Нему. Только взывать надо, всецело отдав Ему сердце, а не так как Петр, который пошел, но отвел глаза от Христа Спасителя, посмотрел на бушующие под ногами волны, и тут же начал тонуть. В тот самый миг, когда он посмотрел на эти ужасные волны, а не на Христа, он потерял чудесную способность идти по воде. <…> Вот так и мы с вами, получая поддержку и помощь Божию, тут же начинаем колебаться и думать: «Может быть, это совпадение, может быть, так и надо, может быть, это было бы неизбежно?» Сразу начинаем объяснять по-своему, по-человечески, и тогда все у нас вновь начинает рушиться. Богу отдают или все или ничего.

А когда мы начинаем колебаться, когда мысли наши двоятся, тогда все, как у Петра, уходит у нас из-под ног, и мы тонем. И дай-то Бог, чтобы тогда, когда мы почувствуем свою близкую гибель, чтобы мы воскликнули: «Господи, спаси меня, я погибаю». Духовно погибаю, духовно умираю, черствею, лишаюсь веры и Твоего присутствия! И тогда да будет рука Его тверда, когда она нас поддержит и скажет: «Маловерный, зачем ты усомнился».

Давно все это было, две тысячи лет назад, но миллионы людей продолжают этот путь по «морю», миллионы людей в течение всех веков и ныне по всей земле видят Того, Кто идет среди волн жизни и говорит нам, растерянным, слабым и грешным: «Ободритесь, это Я; не бойтесь. Я здесь, рядом с вами. Я могу протянуть вам руку!»

В этом Евангелии нам всегда даётся знак, что Иисус Христос и вчера, и сегодня, и завтра – Тот же! Аминь.


[1] Более позднее чтение – «на середине моря».

[2] Последняя ночная стража; между 3 и 6 часами утра.