Неделя 8-я по Пятидесятнице

Неделя 8-я по Пятидесятнице

 

______________________________________________________________________________

14 августа в 2016 году

Апостольское чтение 

Первое Послание ап. Павла к Коринфянам 1:10–18. – Зачало 124

[Группировки в Коринфской церкви]

[Братья,] призываю вас именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы вы все говорили одно и то же, и не было между вами разделений, но чтобы вы прочно были в одном и том же умонастроении и в тех же мыслях. (11) Ибо от домашних Хлои стало мне известным о вас, братья, что между вами есть ссоры. (12) Я разумею то, что каждый из вас говорит: “я – Павлов”[1]; “я – Аполлосов”; “я – Кифин”; “а я – Христов”.

(13) Неужели разделился Христос? (13б) Разве Павел был распят за вас? (13в) Или во имя Павла вы были крещены? (14)  Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, (15) чтобы кто не сказал, что во имя моё вы были крещены. (16) Крестил же я и дом Стефана; а крестил ли ещё кого, не знаю.

(17) Ведь Христос послал меня не крестить, а благо­вествовать, (17б) не в премудрости слова, чтобы не опустошён был крест Христов. (18) Ибо слово о кресте для погибающих – это глупость (можно перевести: безумие, маразм, «юродство». – Ю. Р.), для нас же, спасаемых, – сила Божия.

 

Евангельское чтение

Евангелие от Матфея 14:14–22. – Зачало 58

[Насыщение 5000 человек пятью хлебами]

[В то время,] выйдя на берег, увидел Он [Иисус] множество народа, и сжалился над ними, и исцелил их больных.

Когда же наступил вечер, приблизились к Нему ученики, говоря: «Место здесь пустынное, а час уже поздний; отпусти народ, пусть пойдут в сёла и купят себе еды».

А Иисус сказал им: «Им нет нужды уходить; дайте вы им поесть». Они же говорят Ему: «У нас здесь ничего нет, только пять хлебов и две рыбы». Но Он сказал: «Несите Мне их сюда!»

И повелев людям возлечь на траве, и взяв в руки пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, Он произнёс благословение, преломил хлебы и дал ученикам, а ученики – народу. И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать полных корзин. А всего едоков было около пяти тысяч мужчин, не считая женщин и детей.

И тотчас заставил Он учеников войти в лодку и плыть на другую сторону, не дожидаясь, пока Он отпустит народ.

 

Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

Насыщение народа пятью хлебами

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Из года в год и из поколения в поколение мы читаем Евангелие в новом контексте и перед лицом новых обстоятельств – исторических или личных. И каждый раз тот или другой отрывок может по-новому отозваться в нашей душе.

Сегодня мы слышим о насыщении Христом народа. У отцов Церкви и духовных писателей мы чаще всего читаем об их изумлении перед милосердием Божием, а также о власти Бога, Который мог напитать множество народа столь малым. Бог мог творить в этом мире – таком Ему чуждом! – чудеса, когда хоть искра веры, хоть трещинка в броне нашего неверия позволяла Ему это делать.

Но меня при чтении этого евангельского отрывка по-новому пора­зили слова Христа. Ученики обращаются к Нему, чтобы Он отослал толпу, потому что день на исходе, а ближайшие селения далеко. Люди ослабеют в пути от усталости и ночных сумерек, если останутся дольше, – ведь они не ели весь день, вслушиваясь в животворящие Христовы слова. Христос же говорит ученикам: «Нет, им не нужно уходить, – а вы дайте им есть...». Но как же они могут накормить такую толпу людей – мужчин, женщин и детей, – если у них всего пять хлебов и две рыбки? Здесь  – вызов Христа и ученикам, и всем нам.

Да, один только Бог может совершить такое чудо, но только в том случае, когда и мы содействуем этому чуду нашими открытыми сердцами и щедрыми руками, вложив в чудо всё, что у нас есть. Христос не сказал ученикам: «Сберегите то, что вам нужно самим, а отдайте остальное, отдайте другим то, что останется». Нет, Он сказал: «Возьмите всё, что у вас есть, и отдайте всё...».

Не говорит ли Господь и нам об этом сейчас, особенно в том случае, если мы богаты и благополучны, и при этом каждый день слышим о голоде, о нищенстве и о голодной смерти тысяч и тысяч людей? Господь нам говорит совсем просто: «Отдайте то, что у вас есть, и предоставьте Мне действовать дальше. И не просите Меня о чуде, когда вы сами можете сделать то, что нужно...».

Апостолы могли сделать немного – они могли только разделить пять хлебов и две рыбы, но ведь мы можем поделиться неизмеримо большим! Если бы наши сердца были открыты – и если бы наши каменные сердца Бог претворил в сердца плотяные, если бы мы научились хоть немного – о, хоть самую каплю! – деятельной любви к ближнему, – то не было бы голода в мире.

И сегодняшнее Евангелие нам говорит: «Оглянись вокруг и посмотри на каждого человека, который голоден, бездомен и в нужде, и помни, что каждый из этих людей – твоя ответственность, что весь их голод, вся их бездомность,  всё их нищенство в конечном итоге – результат твоего благополучия, твоего удобства, твоей обеспеченности и твоего отказа поделиться и дать. Дать не больше того, что есть, а просто дать.

Будем помнить слова одного святого (имени его я сейчас не припомню): когда я съедаю кусок сверх своей необходимости, когда я приобретаю или удерживаю что-то сверх своей строгой нужды, – то якраду это у голодного, я краду это у бездомного, я краду это у замерзающего; то есть я – вор! Не относится ли это в гораздо большей степени к нам, чем к этому подвижнику?

Нам следует задуматься над этим. Ведь мы ведём себя как плохие, нечестные управители; потому что наряду с управлением существует и ответственность за богатство – интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, материальное. Вероятно, вы помните рассказ о неверном управителе, который мошенничал и обкрадывал своего хозяина. А когда хозяин обнаружил его нечестность, и пришло время для расчёта, то управитель позвал тех, кто был должен его хозяину, и списал или уменьшил их долг. Вот нечто, чему мы можем научиться. Он обратился к людям, и помог им, чем только мог. Мы этого не делаем.

Задумаемся над словами Христа: «Людям не нужно уходить от Меня, чтобы насытиться, но вы дайте им то, что нужно...». И, если бы мы посмотрели вокруг себя – не куда-то в заморские края, а просто вокруг себя – на нужды людей, которые голодны, бездомны, лишены прав, или просто на соседа, на ближнего, который временами так одинок, так нуждается в поддержке, дружбе и солидарности, – мы начали бы выполнять этот завет Христа.

При этом не станем обманываться: мы не сможем исполнить его лишь добрым словом и ласковым жестом. Христос сказал: «Отдайте всё, что у вас есть...». Но, быть может, учитывая нашу малую веру, узость и жесткость наших сердец, Он скажет: «Дайте лишь то, что в вашей жизни лишнее, ненужное, – и честно скажите себе, что такое этот излишек, что вы тратите на себя, даже не получая от этого ни радости, ни удовольствия, ни выгоды. Отдайте это, а потом предоставьте Богу восполнить ваш дар и сделать остальное».

Это – суд Божий и надо мной, и над всеми нами; и это призыв, с которым Бог обращается к каждому из вас. Аминь!

13 августа 1989 г.

 


[1] Можно перевести: «Я-то ведь [человек] Павла, я же – [человек] Аполлоса…» и т. д. (замечание архим. Ианнуария).