Неделя 4-я Великого поста

Неделя 4-я Великого поста

 30 марта в 2014 году

Память преподобного Иоанна Лествичника

Апостольское чтение на Литургии

Послание ап. Павла к Евреям 6:13–20. – Зачало 314

[Непреложность обетований Божьих]

[Братья,] Бог, давая обещание Аврааму, так как никем большим поклясться не мог, поклялся Самим Собою, говоря: «Истинно, благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя» (Быт 22:16–17). И так, проявив долготерпение, Авраам получил обещан­ное. Люди ведь клянутся большим, и клятва становится у них нерушимым пределом всякому спору.

Поэтому и Бог, желая нагляднее пока­зать наследникам обещания непре­ложность Своей воли, воспользовался клятвой, чтобы через два непреложных дела[1], – в которых Богу невоз­можно солгать, – мы, стремящиеся удержать предстоящую надежду, получили сильное утешение: [эта надежда] для души – как якорь неколебимый и прочный; она входит внутрь за завесу [Святая Святых скинии], куда предшественником (слав. предтечей) за нас вошел Иисус, став Первосвя­щенником вовек по чину Мелхиседека (Пс 109:4).

Евангельское чтение на Литургии

Евангелие от Марка 9:17–31. – Зачало 40

[Исцеление бесноватого отрока]

[В то время] ответил Ему один [человек] из толпы: «Учитель! Я привел к Тебе моего сына, одержимого духом немым. Где бы этот дух на него ни напал, он валится наземь, на губах у него пена, зубами он скрежещет, а тело сводит судорогой. Просил я учеников Твоих, чтобы они изгнали духа, а они не смогли».

И сказал Иисус им в ответ: «О поколение, не имеющее веры! Сколько еще терпеть вас? Ведите его ко Мне».

И привели его к Нему. И когда бесноватый завидел Иисуса, тотчас дух свел его судорогой; он свалился на землю и катался с пеной на губах. И спросил Иисус его отца: «Как давно это случилось с ним?» А тот ответил: «С детства! И много раз дух бросал его и в огонь, и в воду, на погибель ему. Так помоги же нам, сжалься над нами, если Ты что-нибудь можешь!»

Но Иисус сказал: «Если ты можешь [поверить]: всё возможно тому, кто верует». И тотчас отец мальчика воскликнул со слезами: «Верую, [Господи]! Помоги моему неверию». А Иисус, видя, что сбегается народ, пригрозил нечистому духу и сказал: «Дух немой и глухой! Я велю тебе: выйди из него и впредь не входи в него!»

С воплем и сильным сотрясением всего тела дух вышел, и мальчик сделался, как труп, так что многие уже говорили, что он, мол, умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял; и тот встал.

А когда вошел Иисус в дом, Его ученики спрашивали Его наедине: «Почему мы не смогли изгнать его?» И сказал Он им: «Этой породы не изгнать ничем – только молитвой [и постом]».

И оставив эти места, шли они по Галилее; и Он не хотел, чтобы кто-нибудь узнал; ведь Он наставлял Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий будет предан в руки человеческие, и убьют Его, и Он, умерщвленный, через три дня воскреснет.


[1] Т. е. через 1) обетование (исполнение Своего обещания) и даже 2) клятву

 

Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

Проповедь в 4 неделю Великого поста

Покаяние – это наше примирение с Богом
(Святой Иоанн Лествичник)

Пост – время покаяния, время, когда наши окаменевшие сердца должны силой Божией из бесчувственных стать чуткими, из холодных и жестких – теплыми и открытыми для других и для Самого Бога.

Пост – это время обновления, когда, как весной, всё опять становится новым; когда наша жизнь, постепенно сошедшая на нет, едва мерцающая, снова оживает с силой, которую Бог может дать нам, приобщая нас к Своему Святому Духу, делая нас в Святых Тайнах и в прямом даре Самого Себя причастниками Божественной природы.

Это время примирения, а примирение – это радость Божия и наша радость; это – новое начало.

Сегодня совершается память святого Иоанна Лествичника, и я хочу прочитать вам несколько его слов, особо значимых для того периода церковного года, который мы сейчас переживаем: «Покаяние – это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, совершаемый ради того, чтобы обновить наш союз с Богом; это – наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миру с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся – это тот, кто заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние – это наше примирение с Богом. И достигается оно через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом. Покаяние – это очищение нашей совести. Покаяние – это готовность, без слова ропота и в преображении любовью, понести всякую печаль и всякую боль».

Давайте спросим себя: как нам достичь такого состояния, как мы можем отозваться на зов Бога, Который принимает нас, как отец принял блуд­ного сына? Ведь Он столько ждал нас, ждал с тоской, когда мы отвергли Его, и никогда не отвернулся от нас! Как мы можем отозваться на зов такого Бога? Ответом могут стать слова всё того же Иоанна Лествичника о молитве: «Не изощряйся в моли­т­венном красноречии, потому что нашего Небесного Отца часто радует и застенчивый, немудрёный лепет детей. Не многословь, когда раз­говариваешь с Богом, потому что иначе, изыскивая слова, ты запу­та­ешься в них. За одно только слово Бог помиловал мытаря; одно слово ве­ры спасло разбойника на кресте. Многословие в молитве рассеивает ум и наполняет его обилием образов. Единое же слово, обращенное к Богу, собирает ум в Его присутствии. И если, когда молишься, какое слово ударило тебя в сердце, достигло самых твоих глубин, – держись этого слова, повторяй его, ибо в такие минуты сам ангел-хранитель молится с тобой, потому что тогда мы правдивы и верны самим себе и Богу».

Станем же помнить, что говорит святой Иоанн Лествичник, даже если забудутся мои пояснения; станем помнить его слова, потому что он был человеком, знавшим, что значит обратиться к Богу и остаться с Ним, быть радостью для Бога и самому радоваться о Нем. Поэтому Церковь и предлагает нам сегодня, когда мы начинаем восходить к страстным дням, почтить святого Иоанна Лествичника, ведь он – пример того, как благо­дать Божия может обыкновенного, простого человека претворить в светильник миру.

Научимся от него, станем следовать его примеру, станем радоваться о том, что Бог может Своей силой сделать с человеком; и с уверен­но­стью, с надеждой, с ликующей и одновременно с тихой, невозмутимой радостью последуем этому совету – прислушаться к Богу, умоляющему нас найти путь жизни и говорящему нам, что с Ним, в Нем мы будем живы, потому что Он есть Истина, но также и Путь, и Жизнь вечная. Аминь. 

 

Лестница в Небеса

Четвертое воскресенье Великого поста посвящено памяти преподобного Иоанна Лествичника. («Преподобными» называют святых из монахов.) Долгая жизнь этого древнего подвижника (VI в.), проведенная у подножия священной горы Синай, была бедна внешними событиями, но богата внутрен­ними, и это обеспечило ему историческое бессмертие. Несколько странное для слуха прозвание – Лествичник (славянское слово лествица значит просто «лестница») – он получил от названия книги – «Лествица райская». В ней духовный путь подвижника сравнивается с непрерывным восхождением по крутым ступеням «лестницы» духовного совершенствования на небо. Всего Иоанн насчитывает 30 ступеней – стадий совершенствования, по традицион­ному числу лет жизни Иисуса Христа до Его вступления на общественное служение. Разумеется, он писал в первую очередь для своих «коллег» мона­хов, но его видение жизни как дороги, ведущей по ступеням ввысь, близко каждому христианину. Впрочем, не только: психологически гениальные наблюдения синайского монаха вошли в мировую культурную сокровищницу и интересны всем духовно развитым людям.

«Лествица», читавшаяся на Руси с древнейших времен, была любимой книгой Н. В. Гоголя, с которой он, по свидетельству современников, «не расставался». Замечательно, что хрестоматийный герой гоголевской «Шинели» оказался обязан своим именем и даже осо­бенностями характера одному из пер­сонажей «Лествицы» – святому Акакию Савваиту, современнику Иоанна Лест­вичника. (Гре­ческое имя Акакий значит «кроткий», «незлобивый».)       

Ю. Р.