Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

 

Апостольское чтение на Литургии

Деяния Апостолов 9:32–42

[Апостол Петр исцеляет паралитика и воскрешает Тавифу]

В те дни случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым[1], живущим в Лидде. Там нашел он одного человека по имени Эней, лежащего уже восемь лет (или: с восьми лет) в постели; был он расслабленный (т. е. парализованный).

И сказал ему Петр: «Эней! Исцеляет тебя Иисус Хри­стос; встань и сам перестели себе постель». И он тотчас встал. И увидели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.

А в Иоппии была некая ученица[2] по имени Тавифа, что в переводе значит «серна». Она была богата добрыми дела­ми и милостыней, которые и творила.

Случилось в те дни, что она заболела и умерла. Ее обмыли и положили в верхней комнате. А так как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух мужчин просить: «Не поленись зайти к нам».

Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, его повели наверх в горницу. И обступили его все плачущие вдовы, показывая хитоны и гиматии[3], какие делала Серна, живя с ними. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился. Затем повернувшись к телу, сказал: «Тавифа, встань!» И она открыла свои глаза и, увидев Петра, села.

Он подал ей руку и помог подняться, и, позвав святых и вдов, представил ее живой.

Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.

Евангельское чтение на Литургии

Евангелие от Иоанна 5:1–15

[Исцеление расслабленного]

[В те дни] был иудейский праздник [Пятидесятницы], и пришел Иисус в Иерусалим.

В Иерусалиме же близ Овечьих [ворот] есть купальня, называемая по-еврейски Бетзата («Дом милосердия») и имеющая пять крытых галерей (букв. портиков). В них лежало множество болеющих, слепых, хромых, иссохших, [ожидающих движения воды. Ведь ангел Господень время от времени сходил в купальню и волновал воду; и первый, входивший в нее после этого волнения воды, – тот выздоравливал, каким бы ни был одержим недугом.]

Там был некий человек, болевший тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащим и узнав, что он так долго болеет, спросил у него: «Хочешь ли стать здоровым?»

«Господин мой, – ответил Ему больной, – у меня нет человека, который бы столкнул (букв. бросил) меня в купальню, когда в ней начинает бурлить вода. А пока я подойду, другой раньше меня спускается.»

Говорит ему Иисус: «Встань, возьми свою постель (греч. крабаттос – ложе, одр) и иди». И тотчас этот человек выздоровел, взял постель и стал ходить.

А было это в день субботний. Поэтому иудеи говорили ис­це­ленному: «Сегодня суббота; ты не должен  брать постели».

Он отвечал им: «Кто меня исцелил, Тот мне сказал: "Возьми постель твою и ходи"». Его спросили: «А кто Тот Че­ло­век, Который сказал тебе: "Возьми и ходи"»?

Исцеленный же не знал, кто Он, ведь Иисус скрылся среди людей, бывших на том месте.

Потом Иисус разыскал его в Храме и сказал: «Послушай, теперь ты здоров. Больше не греши, чтобы не стало с тобой чего хуже».

Этот человек пошел и рассказал иудеям, что исцеливший его – это Иисус.

 



[1] Неоднократно встречаемое обозначение рядовых христиан (сравни далее ученица).

[2] В отличие от евангельских учеников, лично знавших Иисуса, слова «ученик» и «ученица» употребляются в Книге Деяний для обозначения просто христиан.

[3] В античное время видов одежды было немного, прежде всего это хитон (повседневная одежда, часто переводится как рубашка) и гиматий (верхняя одежда, плащ). Здесь – в значении одежда вообще, т. е. Тавифа – универсальная швея, способная сшить как повседневное, так и верхнее платье.

«ВСТАНЬ И ИДИ!»

Мы помним, что ближайшие от Пасхи недели посвящены событиям, непосредственно связанным с этим величайшим праздником. Сомнению не­верного апостола Фомы противопоставлены верность и любовь простых женщин-мироносиц и двух тайных учеников Иисуса Христа. И это не случайно.

Следующие три недели (предшествующие празднику Вознесения Господня) как бы возвращают нас в прошлое, напоминая о трех событиях, относящихся еще ко времени общественного служения Иисуса Христа, протекавшего между 27 и 30 годами I века. В этих спасительных деяниях Он открыл Свое Божественное достоинство и силу. Теперь, в свете Воскресения, они вполне уяснимы как подготовительные к нему ступени, – но тогда, при жизни Спасителя, воспринимались по-разному и не смогли вразумить даже ближайших учеников, малодушно оставивших своего Учителя.

Четвертую неделю по Пасхе наша Церковь посвящает воспоминанию исцеления Иисусом Христом одного парализованного («расслабленного») человека во время еврейского праздника Пятидесятницы.

Исцелив безнадежно больного человека так безусловно «просто» – приказав ему встать и ходить! – Иисус Христос вновь открыл Свое Царское («не от мира сего») достоинство, показав, что Он – воистину Владыка жизни.

Этот важный эпизод священной истории напоминает нам также о тесной связи между грехом и недугом, о том, что болезнь телесная является часто следствием духовной расслабленности и неверия, и о том, что истинное исцеление даруется человеку Свыше. Но Божественный дар нужно заслужить и быть его достойным. В евангельском повествовании мы не найдем ни одного случая исцеления человека без участия его свободной воли и осознанной веры.

В среду Недели расслабленного (в этом году 9 мая) празднуется Преполовение Пятидесятницы, – т. е. день, находящийся в центре пятидесятидневного календарного периода и как бы зримо соединяющий собой два величайших праздника подвижного цикла – Пасху (Воскресение Христово) и Пятидесятницу (День Святой Троицы). Темой Преполовения является проповедь Иисуса Христа в Иерусалиме на осеннем празднике Кущей – третьем величайшем празднике Ветхозаветной церкви.

«В последний, самый великий день праздника Иисус встал и громким голосом воскликнул: "Тот, кто жаждет, пусть приходит ко Мне! И кто верит в Меня, пусть пьет! Ибо так говорит Писание: "Из сердца его потекут реки воды живой". – Иисус сказал так о Духе, Которого получат те, кто поверит в Него», – поясняет евангелист Иоанн (7:37–39).

Вполне логично, что тема древнего библейского символа Духа-Воды получает свое продолжение и подробное истолкование в богослужениях следующей недели Пасхального цикла – Недели о самарянке (в этом году 13 мая), о чем мы будем говорить в свое время.

Юрий Рубан, канд. ист. н., канд. богословия