Неделя 37-я по Пятидесятнице (о Закхее)

Неделя 37-я по Пятидесятнице (о Закхее)

_______________________________________________________________________________________________________________________

14 февраля в 2016 году

Апостольское чтение

Первое послание ап. Павла к Тимофею 4:915. Зачало 285 (от полу)

[Обязанности и образ жизни пастырей]–

[Сын мой Тимофей,] верно это слово и всякого принятия достойно. Ибо для того мы трудимся и боремся (подвизаемся), что возложили надежду на Бога Живого: Он Спаситель всех людей, особенно верных.

Предписывай это и этому учи. Пусть никто не презирает твою юность; но стань образцом для верных в слове, в поведении, в любви, [в духе,] в вере, в чистоте. Пока я не приду, занимайся чтением, увещанием, учением. Не оставляй в пренебрежении свое дарование (харизму), которое получено тобой через пророчество с возложением рук пресвитеров. Об этом заботься и этого не оставляй, чтобы твой успех (букв. продвижение) был явлен всем.

Евангельское чтение

Евангелие от Луки 19:1–10. – Зачало 94

[Обращение Закхея]

В то время Иисус, войдя в Иерихон, проходил через город. И один человек, по имени Закхей, начальник мытарей (сборщиков податей) и богач, хотел посмотреть, кто же это – Иисус, но не мог из-за многолюдства, потому что был низкого роста. И он, забежав вперед, залез на сикомору (смоковницу), чтобы посмо-треть на Него, когда Он будет проходить мимо. Когда Иисус пришел на это место, Он поднял глаза Свои на него и сказал ему: «Закхей! Слезай скорее! Мне надо-бно сегодня остановиться в твоем доме».

И тот поспешно спустился и с радостью принял Его. И все, кто это видел, стали негодовать, рассуждая, что вот-де, к такому грешнику, и Он вошел под кров. А Закхей встал и сказал Господу: «Господи! Половину всего, что у меня есть, я отделяю для нищих, а то, что отнял вымогательством, возмещаю вчетверо».

И сказал ему Иисус: «Сегодня пришло спасение этому дому, потому что и этот человек – сын Авраама. Ведь Сын Человеческий пришёл, чтобы отыскать и спасти погибшее».

СПАСТИ ПОГИБШЕЕ

Удивительная история обращения Закхея в результате встречи со Спасителем являет нам пример подлинного духовного перерождения. Все его считали грешником и паршивой овцой. С особой многозначительностью мытарей и блудниц называли словом «грешники». А имя Закхей означает «чистый» (!) и звучит как-то особенно нелепо в сочетании с самой омерзительной профессией в иудейском мире того времени.

Желание Закхея

Евангелие сообщает: «Закхей хотел посмотреть, кто же это Иисус…». Простое любопытство? Но отвергнутый всеми, он, несомненно, испытывал более сильное чувство: его душа страдала от жажды, которую никто не мог утолить. К кому пойти? Книжники и фарисеи относились к нему с презрением, люди поворачивались к нему спиной, как только он приближался. Наверняка он много слышал об Иисусе из Назарета, например, от таких же обратившихся грешников: «Этот человек – друг мытарей и блудниц, более того скажу тебе: Он – их Спаситель. В Нём есть сила, способная вернуть к жизни и наставить на прямой путь. Он сделал это со мной». Такие свидетельства могли настолько поразить Закхея, что ему хотелось во что бы то ни стало увидеть Иисуса.

Природа не виновата, но для желанной встречи имеется серьезное препятствие. Закхей был важным человеком в корпорации мытарей, но не вышел ростом, и ему никак не подняться над толпой, которая со всех сторон теснит Иисуса. Задумаемся при этом: разве мы сами не являемся духовными карликами в те моменты, когда нам не хватает силы характера, искренности, веры для того, чтобы следовать за Христом?

Другое препятствие, которое не позволяло Закхею войти в Царство Божие, было связано с его служебным положением. Люди ненавидели мытарей. Во-первых, те состояли на службе у римских оккупационных властей, то есть считались предателями, а Закхей был главным из них. Во-вторых, как и большинство его коллег, он наверняка занимался махинациями, заметал следы, не гнушался насилием, чтобы вытрясти деньги из бедных, и не стеснялся забрать то, что ему приглянулось. Для людей эти вымогательства были мучительнее самих налогов, поэтому его ненавидели как вора и разбойника. Наконец, он был богат, – а ведь, как известно, невозможно одновременно любить Бога и маммону.

Но его жажда увидеть Иисуса была сильнее всех препятствий. Пренебрегая своим авторитетом, начальник налоговой службы Иерихона, как мальчишка, залезает на дерево в ожидании Спасителя. Кто воистину желает быть со Христом, рано или поздно преодолевает все и находит свою смоковницу, чтобы возвыситься над толпой и увидеть Бога.

Спаситель Закхея

Никакие усилия не остаются тщетными. Господь умеет найти тех, кто ищет Его, даже в самых неожиданных местах: Он нашел Матфея на мытнице, Нафанаила – под смоковницей, самарянку – у колодца, разбойника – на кресте.

В густой листве смоковницы Закхей устроился как в засаде: он видит Иису­са, но увидит ли Он его? Несомненно! Очи Господа обозревают всю землю, что­бы укрепить тех, чьё сердце всецело принадлежит Ему (2 Паралипоменон 16:9).

Закхей привык к тому, что все смотрят на него с отвращением, – он навсегда отлучен от народа Божия… Во взгляде Иисуса он впервые увидел нечто совер­шенно иное. В нём не было ни тени осуждения, ни тени озлобления. Этот взгляд был исполнен ласки, изумления и света. Закхей остаётся пока самим собой: потерянный человек, жалкий предатель. Пусть так, но от этого Бог его не любит меньше, ибо Отец Небесный одинаково принимает и праведника, и злодея.

Внезапно неизъяснимый мир и ликование наполняют душу Закхея. Он не верит своим глазам. Всё происходит настолько стремительно, что он не успевает даже произнести слова самообличения или раскаяния. Толпа тоже не верит своим глазам; окружающие изумлены ещё больше, чем сам Закхей. Что же произойдёт теперь? Иисус не боится скомпрометировать Себя общением с отверженным. Более того, Он зовет его по имени, как будто не Закхей искал видеть Иисуса, а Господь искал встречи с этим человеком, взгромоздившимся на смоковницу.

Спаситель торопит: «Слезай скорее!» Наш грех – как высокое дерево. Господь зовет каждого, кто прячется среди зарослей обид, сомнений, гордыни и любого нечестия. Грешник, подобно Закхею, должен спуститься для того, чтобы Бог его смог возвысить до праведности. Своей любовью Господь смиряет, не унижая, и возносит, не искушая гордыней. Подлинное покаяние происходит от встречи с этой внезапной любовью, которая вызывает сожаление об ошибках прошлой жизни и возвышает к жизни новой. Когда Святой входит в дом мытаря, грех оттуда выходит навсегда.

Обращение Закхея

Не остается никаких сомнений относительно величайшей перемены, которая произошла в этот вечер в душе и в жизни Закхея. Евангелие отмечает этапы этого пути: послушание – радость – щедрость. Прежде всего, Закхей послушался и «поспешно спустился». Как созревший плод падает с дерева при малейшем дуновении ветра, так он упал к ногам Иисуса при первых словах, обращённых к нему. Затем он с радостью принял в своем доме Спасителя.

Никакое чувство не сравнится с радостью о спасении. До этого он был жестоким и скупым человеком, но в момент встречи он окончательно исцелён от греха. «Господи! Половину всего, что у меня есть, я отделяю для нищих». Он поступает так не для того, чтобы спастись, а потому, что уже спасён.

Ропот толпы

Разумеется, тут же находятся люди, которые не упускают случая омрачить праздник. «К такому грешнику и Он вошел под кров?» – слышится ропот негодования в завистливой толпе, которая в этот момент словно вторит словам старшего брата из притчи о блудном сыне.

Пусть Закхей грешник, но от этого Бог его не любит меньше: «…и этот человек – сын Аврамов». В каждом грешнике, как бы низко он ни пал, Господь видит сына и наследника обетований.

Чем объяснить столь внезапное обращение?

В ответе Закхея чаще всего усматривают решение покаяться и даже откупиться. Но, в действительности, он не говорит «я отдам»; он скорее объясняет Иисусу, что уже поступает именно так. Недаром евангелист Лука рассказывает, как мытари приходили к Иоанну Крестителю с вопросом: «Учитель, что делать нам?» (Лк. 3:12). Мы не знаем, принял ли тогда Закхей крещение покаяния, но это вполне вероятно, учитывая строгость, с которой он готов искупить причинённые обиды. Иисус называет его сыном Авраама уже не по причине кровной принадлежности к народу Божию, но за его веру. Позже апостол Павел скажет: «Знайте же, что сынами Авраама являются те, кто имеет веру» (Гал. 3:7).

Но для того, чтобы спастись, одних человеческих усилий Закхею недостаточно. Для этого необходима встреча с Христом-Спасителем, Который пришел «взыскать и спасти потерянное». В безводной пустыне души этого мытаря однажды всё-таки прозвучал голос Предтечи: «Уготовьте пути Господу, выпрямляйте тропы Его!» (Мф 3:3). И теперь долгожданная встреча с Тем Единственным, Который мог его спасти, совершилась.

И, подтверждая это, Иисус торжественно возглашает: «Сегодня пришло спасение этому дому, потому что и этот человек – сын Аврамов. Ведь Сын Человеческий пришел, чтобы отыскать и спасти то, что пропало» (Лк 19:9–10).

Язвы греха может уврачевать только спасительная любовь Божия, которая способна наполнить светом самые сокровенные глубины человеческого сердца. Вопреки всему, – там, где чаша греха наполнена до краев, благодать в изобилии изливается через край.

Иерей Димитрий Сизоненко

          (Проповедь опубликована в епархиальном журнале «Вода живая: Санкт-Петербургский церковный вестник». 2008. № 2, с. 12–13.)

Фото Владимира Нифонтова