Неделя 34 по Пятидесятнице, по Богоявлении

Неделя 34 по Пятидесятнице, по Богоявлении

****************************************************************************************

24 января 2011 году (11 января по ст. ст.).

 

Апостольское чтение

Послание ап. Павла к Ефесянам 4:7–13. – Зачало 224   

[Единство веры и разнообразие благодатных дарований]

[Братья]] 7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. 8 Потому [Писание] говорит:

             Взойдя на высоту, Он пленил плен,

             Он дал дары людям (Пс 67:19).

9 А "взошёл" что означает, как не то, что Он и сошёл в низшие пределы земли?[1] 10 Нисшедший, Он же – и восшедший превыше всех небес, чтобы наполнить всё. 11 И Он Сам поставил кого апостолами, кого пророками, кого благовестниками, кого пастырями и учителями, – 12 для совершенствования святых к делу служения, для созидания Тела Христова [Церкви], 13 пока мы все не придем к единой вере в познании Сына Божия, не станем совершенно­летними, достигнув пол­ного возраста Христова.

 

Евангельское чтение
Евангелие от Матфея 4:1217. Зачало 8

[Иисус поселяется в Капернауме]

[В то время,] услышав, что Иоанна предали, [Иисус] удалился в Галилею. Оставив Назарет, Он пришел и поселился в Капернауме, что возле моря [Галилейского], в краях Завулона и Неффалима, чтобы исполнилось сказанное через пророка Исайю, который говорит:

           «земля Завулона и земля Неффалима на пути к морю,

                 край за Иорданом, Галилея язычников!

           народ, живущий во мраке, увидел свет великий,

                 и тем, что живут под сенью смерти, –

           рассвет воссиял им» (Исайя 9:1–2).

         С этого времени Иисус начал возвещать и говорить: «Творите покаяние, ибо Царство Небесное близко!»

 

Митрополит Сурожский Антоний 

Проповедь в неделю по Богоявлении

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее Евангелие говорит нам о странах, лежащих «во тьме и сени смертной», в которых, однако, воссиял великий свет. Не относится ли это и в наши дни к тому миру, в котором мы живем? С тех пор, как в Галилее и в приморье Святой Земли воссиял свет рождения, жизни, проповеди, смерти и Воскресения и Вознесения Христовых, евангельская весть разнеслась по всему миру, но воспринята она была так разно. Для некоторых она оказалась новой жизнью, вечной жизнью, уже достигшей до них, жизнью вечной уже здесь на земле. Но для большинства людей – и, скажем честно: для большинства из нас! – эта весть, весть о вечной жизни для всей земли, для вселенной, стала только стройным, приемлемым, вдохновляющим, но, увы, не преображающим нас до конца мировоззрением.

Как говорил еще в XIX веке один из русских писателей, Лесков, страна наша была крещена, но не была просвещена… И все мы в том же состоянии, как наша родная Русь и как земли Запада (в которых мы живем): весть до нас дошла, сердце наше дрогнуло, поразила нас стройность и красота учения Христова, Его дивная личность – и мы вошли в этот поток таинственной жизни. Но как часто этот поток нас просто несет, словно мы – инородное тело, щепка. Мы не сливаемся с этими животворными водами, не становимся их неотъемлемой частью.

И как тогда Спаситель Христос, выходя на проповедь, обращался не к людям, сидящим во тьме и сени смертной, а к тому народу, который столетиями уже хранил живое и животворное Божие слово, с призывом: «Покайтесь!» – так и теперь, слово о покаянии, первое слово проповеди Христовой, обращено к нам: к тем из нас, которые себя называют и считают верующими, к тем из нас, которые носят имя Христово, к тем из нас, по кому люди, сидящие во тьме и сени смертной, судят о Боге, о Его победе или о Его поражении. Потому что если они не видят в нас никаких плодов Его проповеди, никаких плодов Его жизни и смерти, никаких плодов таинств Церкви, – то как могут люди, чуждые Христу, чуждые Богу, поверить Ему, уверовать?

И вот, к нам обращено это слово: «Покайтесь!» Покайтесь – это не значит: плачьте над собой, это не значит: горюйте о своем бедственном, поистине бедственном состоянии, потому что мы нищие – не в земном отношении, это бы ничего! – но нищие по отношению к Царству Божию, лишенные того, что его составляет. Нет, речь не о том, чтобы оплакивать нашу нищету и горевать, а о том, чтобы душой, всей мыслью, всей крепостью, всем существом, всем сердцем обратиться к жизни – не к той мелкой, жалкой, полумертвой жизни, которой мы живем, а к тому потоку жизни, который представляют собой Бог и Вечность. К нам обращено это слово, и мы ответим, рано или поздно, за то, что вокруг нас земля всё еще так страшно похожа на сень смертную, на область тьмы.

Свет воссиял, мы должны быть его светочами. Сияем ли мы во тьме? Открываем ли мы собой славу новой жизни?.. Покаемся – то есть обратимся лицом к Богу, обернемся лицом к ближнему; с любовью, с благоговением исполним завет Христов – завет любви, завет заботливости, завет состраданья, завет радости. И принесем в этот мир, в котором мы живем, свет, жизнь и радость. Тогда и окажется, что мы принесли плоды покаяния.

К нам обращено это слово: «Покайтесь!» Покаемся же, и тогда станет светло вокруг нас.

Аминь.


[1] «Здесь в 8-м стихе – цитата из Пс. 67:19: «Ты восшёл на высоту, пленил плен, принял дары для человеков». А далее (стихи 9–10) – христологическое толкование этой цитаты из Псалма. В Псалме речь шла о победе Бога. Он воссел на Свой престол на высоте, то есть на Своей горе. Как победоносный триумфатор Он увёл за Собой («пленил») побежденных царей (слово «плен», aichmalōsia, означает также «пленённые»). Бог взял с них (с людей) дань. В еврейском тексте – «принял дары от людей», у LXX-ти – «принял дары для людей». (Отсюда видно, что автор Ефесян пользовался Септуагинтой, вряд ли зная еврейскую Библию. Павлу это послание не принадлежит.) Эта транс­формация оригинального текста позволяет автору послания понимать эти «дары» как перечисляемые далее харизмы, которые Господь послал людям после «пленения» упомянутых в 3:10 «начальств и властей на небесах» и 6:12 «начальств, властей, мироправителей тьмы века сего и духов злобы поднебесной» (точнее не «поднебесной», а «небесной», то есть опять же «на небесах»). Здесь мы имеем ранний пример отождествления Иисуса Христа с самим Богоявлением. Во Христе Сам Бог сначала сошёл на землю (воплоще­ние), а потом восшел «на высоту», пройдя все небеса и победив демоничес­кие силы воздуха и нижних небес. Смущающее в Синодальном переводе выражение «в преисподние места земли» отнюдь не означает «ада». Греч. ta katōtera – просто «низины», и означает, что Иисус некогда «сошел» на землю. Не «нисходил», а именно однажды «сошёл» (аорист). Земля была самым низ­шим местом Его пути с небес». – Комментарий архим. Ианнуария (Ивлиева). 

Использованы фотографии Рушаны Ибрагимовой. Съемка в день Богоявления в д. Лезье, храм Успения Божией Матери