Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице » Новости » Неделя 30 по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец (отцов)

Неделя 30 по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец (отцов)

Неделя 30 по Пятидесятнице,  пред Рождеством Христовым, святых отец (отцов)

22 декабря 2014 / 4 января 2015 года

 Апостольское чтение на Литургии

Послание ап. Павла к Евреям 11:9–10, 17–23, 32–40. – Зачало 328

 [Вера древних и конечное совершенство]

 [Братья,] верою обитал [Авраам] на земле обетованной [обещанной ему Богом], как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего твердое основание, архитектор и строитель которого – Бог.

Верою Авраам выдержал испытание и принес в жертву Исаака; он, получивший обещание [о сыне], приносил единородного, о котором ему было сказано: в Исааке наречётся тебе семя (потомство). Он рассудил, что Бог силен и из мёртвых воскрешать, потому он и получил его [сына] обратно в предзнаменование. Верою, и для будущего, Исаак благосло­вил Иакова и Исава. Верою Иаков, умирая, благословил каждого из [своих сыновей и] сыновей Иосифова и простерся пред Богом, опираясь на верх своего посоха. Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих. Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родите­лями своими, ибо увидели они, что младенец прекрасен, и не устрашились повеления царя.

И что ещё скажу? Ибо не достанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою покорили царства, творили правду, достигли обещанного, заградили уста львов, угасили силу огня, избежали острия меча, получили силу в немощах, стали крепкими на войне и отразили полки чужих. Были женщины, получившие мертвых своих воскресшими. Другие же были замучены, отказавшись от освобождения, чтобы достигнуть лучшего воскресения. Иные же испытали поругания и побои, а также узы и темницы, были побиты камнями, подвергнуты пытке, перепилены, умерли от меча, провели жизнь в скитаниях в овечьих шкурах и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, страдания. Те, которых весь мир не был достоин, блуждали по пустыням и горам, по пещерам и земным ущельям.

И все они, засвидетельствованные через веру, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее: чтобы они вместе с нами достигли совершенства.

 

Евангельское чтение на Литургии

Евангелие от Матфея 1:1–25. – Зачало 1

[Генеалогия Иисуса Христа. Его рождение от Девы Марии]

Книга происхождения (родословия) Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

Авраам породил Исаака; Исаак породил Иакова; Иаков породил Иуду и братьев его; Иуда породил Фареса и Зару от Фамари; Фарес породил Эсрома; Эсром породил Арама; Арам породил Аминадава; Аминадав породил Наассона; Наассон породил Салмона; Салмон породил Вооза от Раав; Вооз породил Овида от Руфи; Овид породил Иессея; Иессей породил царя Давида.

Давид породил Соломона от той, что была замужем за Урией; Соломон породил Ровоама; Ровоам породил Авию; Авия породил Асу; Аса породил Иосафата; Иосафат породил Иорама; Иорам породил Озию; Озия породил Иоафама; Иоафам породил Ахаза; Ахаз породил Езекию; Езекия породил Манассию; Манассия породил Амона; Амон породил Иосию; Иосия породил [Иоакима; Иоаким породил] Иехонию и братьев его, во время выселения в Вавилон.

После же выселения в Вавилон Иехония породил Салафи­ила; Са­ла­фиил породил Зоровавеля; Зоровавель породил Авиуда; Авиуд поро­дил Элиакима; Элиаким породил Азора; Азор породил Садока; Садок породил Ахима; Ахим породил Элиуда; Элиуд породил Элеазара; Эле­азар породил Матфана; Матфан породил Иакова; Иаков породил Иоси­фа, супруга Марии, от Которой родился Иисус, что именуется Христос.

Итого всех поколений: от Авраама до Давида – четырнадцать по­ко­лений; и от Давида до выселения в Вавилон – четырнадцать по­ко­лений; и от выселения в Вавилон до Христа – четырнадцать поколений.

Что до Иисуса Христа, происхождение Его совершилось так: матерь Его Мария была обручена Иосифу; однако прежде, чем стали они жить сов­мест­но, обнаружилось, что Она ожидает дитя от Духа Святого. Между тем Иосиф, муж Ее, был человек праведный и не хотел Её ославить, а потому вознамерился расторгнуть помолвку тайно. Когда, одна­ко, он был в таких мыслях, – вот, Ангел Господень явился ему в сновидении, говоря:

"Иосиф, сын Давидов! Не страшись принять Мариам, жену твою; ибо то, что зачалось внутри Неё, – от Духа Святого. Сына родит Она, и ты наречешь Ему имя – Иисус; ибо Он спасёт народ Свой от грехов их". Всё же это случилось во исполнение сказанного Господом через пророка, говорящего:

"Се, Дева зачнет во чреве, и родит Сына,

и нарекут имя Ему – Эммануил" (Исайя 7:14), –

что в переводе означает: "С нами Бог".

Иосиф, пробудившись от сна, сделал, как велел ему ангел Господень, и принял жену свою; и не познал Ее, и вот Она родила Сына, и он нарёк Ему имя – Иисус.

 

Протоиерей Александр Мень

Неделя перед Рождеством Христовым

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Многие из вас, впервые откры­вая Евангелие от Матфея, наверное, смущались и удивлялись: для чего в нём дается этот перечень старинных и странных имён? Зачем нужно перечисление четырнадцати родов, ещё четырнад­цати родов и ещё четырнадцати? А дело в том, что евангелист хотел в этих кратких строках, в этом перечне имён напомнить нам всю историю Ветхо­го Завета, наполненного ожиданием Спасителя мира. И за каждым именем – история жизни. Здесь и праведный Авраам, пошедший вслед за Господом и ничего не пожалевший для Него; здесь и праведная моавитянка Руфь, оставившая отечество и принявшая веру в Единого Бога... Здесь и грешни­ки, и праведники: все они были предками Господа Иисуса по плоти.

Но вы скажете: откуда же мы знаем, кто были эти люди? Трудно это всё понять. Почему нам сразу не говорится о том, что нужно для нашего сердца? – А вот тут самое главное – трудное начало Евангелия, которое требует от всех нас некоторых усилий, обозначает всю духовную жизнь. Это не газета, которую прочитал и тут же оставил. Это – Слово Божие, и оно требует от нас сосредоточенности, работы ума, сердца! И тот, кто преодолеет, совершит труд, читая первые строки, – потом пойдёт дальше, и ему будет легче. А тот, кто скажет, открыв Святую Книгу: «Какие-то непонятные тут слова, дальше читать не буду», – тот так и останется без Слова Божия.

Значит, надо не просто читать, почитывать, полистывать, а сердцем и умом углубляться в Слово Божие. И вы увидите, что имена эти имеют зна­чение, что эти строки о родословии Иисуса Христа говорят о Нём как о предсказанном Царе-Избавителе. Они говорят о том, что Господь стал сродником человека по плоти, что Он стал одним из нас, что у Него, так же как и у нас, есть деды и прадеды по плоти, что Он вошёл в род человеческий. В эту книгу родства можно было бы вписать всех людей, миллионы, миллиарды людей, – и все они стали бы сродниками нашего Спасителя по плоти. Он с нами породнился, воплотившись от Назаретской Девы, от Девы Марии.

Была в старину пословица: «До Бога высоко, до царя далеко». И так нам кажется всегда, когда мы говорим, что Господь где-то на небе, что Он далёк от человека, что наша молитва может быть не услышана. Как будто Господу Богу нужен слишком сильный звук или какая-то необыкновенная святость молящегося, чтобы Он внял нашей молитве. И вот, сегодняшнее Евангелие нам отвечает: нет, не тревожьтесь! Бог здесь! Он с нами! И священное тайное имя Христово – не только Иисус («Господь спасает») и Спаситель, но и Эммануил, что в переводе с древнееврейского языка значит «С нами Бог».

Это Святое имя Господа преображает и нашу жизнь. Когда мы с вами недоумеваем, как нам жить и как поступать, – вспомним, что с нами Бог, что Он поможет, если мы к Нему обратимся. Когда мы с вами устаём, изнемогаем под ношей житейского бремени, когда мы с вами страдаем, унываем, и нам кажется, что жизнь наша напрасна, усилия наши тщетны, – мы должны помнить, что с нами Бог. Это есть наша главная надежда, потому что мы не на человека уповаем, а на Бога, ставшего Человеком, на Господа, Который здесь, с нами, не далеко и высоко, а близко – потому что Господь Сам захотел приблизиться к нам.

Вот мы приближаемся к дням Рождества Христова! Мы уже поём песнопение: «Христос рождается»! Сегодня мы слышали евангельский рассказ о том, как Иосифу было предсказано в ночном видении, что его жена родит сына, Которому он должен дать имя Иисус, что значит «Спа­сение Господне», и этот Сын спасёт людей от их грехов. И это означает, что с нами Бог! Поэтому приближается радость! Все мы, согнутые под гнётом своих грехов, забот, печалей и болезней, должны сейчас распря­миться и смотреть вперёд, встречать Господа, как и поётся словами про­поведи святителя Григория Богослова: «Христос рождается – идите Ему навстречу»! («Срящите» по-славянски значит «идите навстречу», «встре­чайте».) И мы идём к Нему навстречу – ведь Он родился не только тогда, Он родился для нас сейчас, потому что Он живёт среди нас! Кто откроет Ему своё сердце, тот будет с Ним обитать и тот познает, что значат слова «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся», – то есть «поймите, неверующие, и преклонитесь перед Ним», «яко с нами Бог!» Аминь.

3 января 1988 г.