Неделя 28 по Пятидесятнице

Неделя 28 по Пятидесятнице

************

13 декабря в 2015 году

Апостольское чтение

Послание ап. Павла к Колоссянам 1:1218. – Зачало 250

[Христос-Искупитель Глава Вселенной и Церкви]

12 [Братья,] благодарите же Отца, Который сделал вас участниками жребия святых во свете: 13 Он избавил нас от власти тьмы и привел в Царство Сына Своей любви, 14 в Котором наше искупление, прощение грехов.

15 Он есть образ невидимого Бога,

     Первенец, рожденный до всякого творения.

16 Ведь это в Нем всё было создано

     на небесах и на земле,

     видимое и невидимое:

     престолы, господства, начала и власти –

     всё создано через Него и для Него.

17 И это Он – прежде всего,

     и в Нем всё держится,

18 и Он же – глава Тела, – Церкви.

     Он есть начало,

     Первенец из мертвых,

     чтобы Ему во всем быть первым.

Перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева) 

Евангельское чтение

Евангелие от Луки 13:10–17

[Исцеление согбенной женщины]

[В то время] Иисус учил в одной из синагог в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет одержимая духом немощи, и так она была скорчена, что головы приподнять толком не могла.

А Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: «Женщина! Избавлена ты от недуга своего!» И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

Но начальник синагоги, негодуя, что Иисус совершил исцеление в субботу, сказал на это народу: «Есть шесть дней, данных для трудов; в эти дни и приходите исцеляться, но не в день субботний!»

А Господь ска­зал ему в ответ: «Лицемеры! Разве каждый из вас в субботу не отвяжет своего вола или осла от стойла и не поведет на  водопой? А эту дочь Авраама, которую Сатана  держал  связанной восемнадцать лет, разве не надо было вызволить из этих уз [именно] в день субботний?!»

И когда Он говорил это, все противники Его стыдились; и весь народ радовался всем достославным делам Его.

 

 

Игумен Иларион (Алфеев)
 (ныне митрополит Волоколамский)

Проповедь на Евангельское чтение

Женщина, которая в течение восемнадцати лет не могла распрямиться, была исцелена Божественной силой Господа Спасителя. Этот случай, рассказанный евангелистом Лукой, напоминает нам о чудесном исцелении, происходящем с каждым человеком, который на своем жизненном пути встречает Христа.

Жизнь многих из нас в этом мире складывается так, что постепенно, с годами, мы сгибаемся под тяжестью возложенного на нас груза. Это может быть груз земных забот, переживаний, неразрешимых проблем; это может быть оказавшийся на наших плечах крест – постигшая нас болезнь, выпавшие на нашу долю испытания; это могут быть грехи, с которыми мы не в силах справиться. Под тяжестью всего этого мы сгибаемся.

Иногда нам кажется, что, кроме той трудной земной ситуации, в которой мы находимся, ничего больше на свете не существует. Согбенная женщина, пока Господь не исцелил ее, видела лишь пятачок земли под ногами. Точно так же и мы часто не способны видеть то, что выше нас, или даже то, что на одном уровне с нами, а видим только находящееся у нас под ногами. Склонившись к земле, мы не видим неба. Будучи погруженными в земные дела и заботы, мы забываем о том, что, помимо того крохотного клочка земли, который нам дан в удел, существует еще нечто бесконечно более великое и прекрас­ное: целый мир с его земными и морскими просторами, небо с его светилами и звездами и, наконец, Царство Небесное, к которому все мы призваны, ибо каждому из нас в нем уготована своя обитель.

Приходя в церковь, мы имеем возможность соприкоснуться с этой высшей, иной реальностью в своем собственном живом опыте. Церковь помогает нам духовно распрямиться, забыть о земле, вспомнить о Небе, отрешиться от материального и здешнего, приобщиться к духовному и "тамошнему".

Исцеляя сгорбленную женщину, Господь Иисус Христос показывает, чего Он ждет от каждого из нас. А ждет Он, что мы встанем перед Ним в полный рост, что мы вырастем, как говорит апостол Павел, в меру полного возраста Христова (Ефес. 4:13), что мы распрямимся, расправим крылья, вздохнем полной грудью. Господь хочет, чтобы мы помнили о нашем высоком, небесном призвании – быть чадами Божиими, быть жителями небесного града, Горнего Иерусалима.

Нередко люди верующие сгибаются под тяжестью собствен­ных грехов. А бывает, что они склоняются к земле под бременем покаяния в совершенных грехах. Испытываемое ими раскаяние в содеянном не дает им сил к исправлению, не вдохновляет на подвиг нравственного самосовершенство­вания, на исполнение заповедей Божиих, на активное доброделание, – но лишь ввергает в еще большее уныние, чем то, в котором они находились до того, как осознали свои грехи.

В таком "покаянии" кроется некая духовная ошибка. Господь не хочет, чтобы мы сгибались под тяжестью чувства собственного недостоинства. Мы приходим к Святой Чаше и исповедуем иск­ренне и от всего сердца веру в то, что Господь пришел «грешныя спасти, от нихже первый есмь аз». Если нет у нас такого чувства, мы не можем достойно причаститься, и если хотя бы одного чело­века мы считаем хуже себя, значит, мы еще не созрели для встре­чи со Христом. Но, сознавая себя грешными, видя всю бездну зла, которое в нас, мы не должны от этого впадать в уныние и отча­яние. Мы должны помнить, что, как говорит преподобный Исаак Сирин, никакой челове­ческий грех, даже самый тяжкий, не пересиливает милосердия Божия. И все наши грехи вместе взятые, по слову преподоб­ного Исаака, словно горсть песка, брошенная в океан милосер­дия Божия, где она растворяется и исчезает бесследно.

Церковь дает нам возможность сосредоточиться не на себе, а на Боге, переориентировать внимание с самих себя, со своей жизненной ситуации на Царство Небесное, к которому мы можем приобщиться. Несмотря на все наши грехи, на нашу неспособ­ность подняться до уровня, на котором должен жить христианин, несмотря на то, что мы оказываемся неспособ­ными исполнять заповеди Христовы, которые, как нам кажется, превосходят наши человеческие силы, – несмотря на все это, у нас остается возмож­ность постоянно духовно обновляться здесь, в Церкви, через при­об­щение Тела и Крови Христовых, через молитву, через богослужение.

Церковь дает нам новые силы для того, чтобы мы духовно возрастали, восходили от силы в силу, всё более и более распрямляясь, всё меньше вспоминая о земле, всё больше обращаясь к Небу. Чем ближе человек к Богу, тем больше он чувствует свою греховность, но одновременно возрастает в нем и ощущение близости Божией. И тогда покаяние становится радостью – как выздоровление после долгой болезни, как распрямление после многих лет уродливой сгорбленности.

Будем же идти вместе со Христом и вместе друг с другом прямым путем, не останавливаясь ни на день, ни на час, ни на минуту. Будем восходить к обителям Царства Небесного, где для каждого из нас хватит места, если только мы окажемся достойными Бога.

1997 год

Фотографии Владимира Нифонтова