НЕДЕЛЯ 26 ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

НЕДЕЛЯ 26 ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

________________________________________________________________________________

3 декабря в 2017 году

 

Апостольское чтение на Литургии

(Послание к Ефесянам 5:8–19, зачало 229)

[«Дела тьмы» и «дела света»]

[Братья,] поступайте как сыны света(1), ведь плод света (καρπὸς του̃ φωτὸς)(2) [состоит] во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но ещё лучше и обличайте(3): ибо о том, что делается ими тайно, стыдно и говорить. Но всё это, будучи обличаемо, является в свете, ибо всё являемое – это свет. Потому сказано:

"Вставай, спящий,

и воскресни из мёртвых,

и будет светить тебе Христос"(4).

Итак, смотрите внимательно, как вы ходите (живете): не как немудрые, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни злы (лукавы). Поэтому не будьте неразумными, но постигайте, что есть воля Господа. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но будьте исполнены Духа, назидая друг друга псалмами, и славословиями, и песнями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.

 

 

Евангельское чтение на Литургии

(Евангелие от Луки 12:16–21. – Зачало 66)

[О любостяжании. Притча о безумном богаче]

[В то время] рассказал Он [Христос] им притчу:

«У одного богача на полях был хороший урожай, и он рассуждал сам с собой: "Что мне делать? Уродилось столько, что девать некуда!" И он решил: "Вот что сделаю: снесу [старые] житницы, выстрою другие побольше, свезу туда весь урожай – всё, чем богат; и скажу своей душе: "Ну, теперь у тебя добра полно на многие годы; не думай ни о чём, ешь, пей да наслаждайся жизнью!" Но Бог сказал ему: "Глупец! Этой же ночью душу твою востребуют от тебя; так кому достанется то, что ты скопил?"

Так бывает с тем, кто собирает богатства для самого себя, вместо того, чтобы обогащать себя в очах Божьих»(5).

 

Примечания к апостольскому и евангельскому чтениям

(1)   Данное апостольское чтение – это часть текста (Ефес. 5:3 – 6:20), в котором содержится систематизированное нравственное учение апостола Павла. Оно построено как наставление «сынов (чад) света»: верующие должны быть «светом в Господе» и активно противиться нравственной тьме, в которой и сами ходили раньше, до Христа. См.: Кассииан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М., 2001. С. 319–320.

(2)   Так читается в научном издании греческого текста Нового Завета (карпос ту фотос) и в переводе под редакцией епископа Кассиана (Безобразова).

(3)   Имеется в виду: обличайте «сынов противления», грешных «сынов тьмы», о которых Павел говорит чуть выше в этой же главе.

(4)   Эти слова, вероятно, – цитата из одного из несохранившихся раннехристианских гимнов, в которых звучали отголоски древних пророчеств. Смотрите у пророка Исайи 60:1 (и далее): «Восстань, светись, Иерусалим; ибо пришёл свет твой, и слава Господня взошла над тобою!» (Замечание архим. Ианнуария (Ивлиева))

(5)   Так в переводе Сергея Аверинцева. Последние слова в Синодальном переводе: «...а не в Бога богатеет»; у епископа Кассиана (Безобразова): «...а не в Бога богатеющий»; слав.: «...а не в Бога богатея». Немецкий перевод Лютера: «...und ist nicht reich in Gott» близок к славянскому. В оригинальном евангельском тексте: «...μὴ̀ ει̉ς θεὸν πλουτω̃ν», что можно также перевести: «...не для Бога богатеющий» или «...богатый не по отношению к Богу», как и в наиболее точном английском переводе «King James Bible» (Библии Короля Якова (1611 г.): «...is not rich toward God».

Ю. Рубан


Митрополит Сурожский Антоний (Блум) 

Притча о безумном богаче

Вы слышали сегодняшнее евангельское чтение. Некий человек был богат. А в тот год особенно благословил его Бог: его поля принесли богатую жатву. И он, оглядываясь на своё богатство, подумал: «Не хватает у меня места, чтобы всё сохранить. Сломаю свои старые житницы, соберу своё достояние в новые, и тогда я могу упокоиться, тогда хватит у меня богатства на весь остаток моей жизни; тогда я могу сказать себе: "пей, ешь, веселись..."» Но в ответ он услышал внутри себя голос Бога: «Безумный ты человек! Разве ты не понимаешь, что в эту самую ночь, когда ты ляжешь отдыхать в сознании своей полной обеспеченности, когда ты ляжешь отдохнуть в ожидании нового, тихого, богатого, обеспеченного дня, – с тебя потребуется твоя жизнь! Может быть, придет тихий час смерти; а, может быть, и грозный час разбоя, – в любом случае жизнь твоя тебе не принадлежит. В одно мгновение ты можешь её лишиться, и тогда – что будет со всем тем, что тебе послал Бог и ты собрал своими трудами? И кому это останется?»

Казалось бы, ответ простой: жене, детям, родственникам, близким... Но не об этом идёт речь! Ведь всё это останется позади, всё это останется другим людям, которые над этим не трудились и которые выронят из своих нетрудовых рук всё это богатство. А тебе самому что останется от него?..

Какой же ответ мы можем на это дать? Христос говорит: «Так бывает со всяким, кто для себя богатеет, а не становится Богом богат...» Так действительно бывает с каждым из нас: всё, что у нас есть – самая жизнь, здоровье, молодость, достойная старость, крепкие средние годы, работа, призвание, ум, чуткость, – всё это может в одно мгновение уйти от нас! И тогда – что? С чем мы войдем в Вечность?

А в Вечность может войти только то, что принесло плод любви. Если человек богат умом, сердцем, материальным достоянием, если всё, что у него есть, – весь ум, всё сердце, всю крепость тела и души, всё свое достояние – он употребит на то, чтобы одних просветить, других утешить, третьих накормить – каждому всеять в душу хоть зернышко радости, надежды, благодарности, любви, тепла, – то, когда он умрёт, за ним пойдет в Вечность богатая жатва! Это будет не та хлебная жатва, которую богач собрал в житницы и запер от всех, – а та жатва, которая приносит плод в Вечности, притом богатый плод, какой богатый! Сколько примеров в житиях святых, когда человек был помилован лишь за одно доброе слово, за одно доброе дело...

Вот так и мы обычно живём: жизнь нам удаётся, как этому богатому человеку. Но богатеем ли мы от этого вечным богатством? Сколько нам удалось за жизнь – иногда очень долгую – посеять в чужих сердцах радости, света, благодарности, надежды – то есть именно того, что пойдет с нами в Вечность? И сколько мы принесли плода от того богатства, которое безвозмездно получили от Самого Бога и от других людей?

Вспомним, что ведь и нам люди дарили ласку и внимание; нам тоже делали добро. Но что от этого добра, от ласки, от внимания, от милости, от сострадания осталось в нашей душе? Осталось ли что-нибудь, что может войти в вечность? Являемся ли мы богатым полем, которое приносит тем, кто был к нам добр и хорош, благодарность, ответную любовь и готовность сделать всё, чтобы доказать: они не напрасно нас любили? Так ли мы чувствуем себя и по отношению к Богу? Или же все дары – и человеческой любви, и Божеской – в общем, напрасны? Складываем дары, складываем, складываем, запираем их, пользуемся, а другим ничего – ни слова, ни взгляда, ни дела, ни сердечной искры благодарения и ласки...

Подумаем над этим. Ведь мы можем всю жизнь прожить напрасно – богатея, получая от Бога и от людей, и всё полученное запирая в новые и новые, всё большие житницы. А, может быть, мы сможем жить так, чтобы всё это приносило плод – плод в чужой любви и нашей благодарности? И тогда, когда придет Господь и скажет: «Ты разрешаешься теперь от земных уз, ты отпускаешься на свободу, из времени в Вечность, из ограниченности в полноту жизни» – тогда нам будет с чем туда войти! Тогда мы войдем, и за нами войдут дела, за нами войдут молитвы, а перед нами будет шествовать любовь, которую мы родили на земле. Дай Бог, чтобы это случилось с каждым из нас! Аминь.