Неделя 23 по Пятидесятнице

Неделя 23 по Пятидесятнице

******************************************************************************************************

8 ноября в 2015 году

Апостольское чтение (К Ефесянам 2:4–10. – Зачало 220)

[Спасение благодатью; новая жизнь во Христе]

4 Бог, богатый милостью,

          Своей великою любовью возлюбил нас,

5 и мертвых по причине наших преступлений,

          Он оживил нас вместе со Христом,

          – вы благодатью спасены, –

6 и воскресил нас вместе с Ним

         и посадил нас вместе с Ним на небесах, –

         всё это – во Христе Иисусе[1],

7 чтобы явить в веках грядущих

          в благоволении к нам во Христе Иисусе

          безмерное богатство благодати Своей.

8 Ибо вы благодатью спасены, через веру,

          и это – не от вас. Это – дар Божий,

9 а не от ваших дел, и пусть никто не хвалится,

10 поскольку мы – Его творение, и созданы мы во Христе Иисусе

          на добрые дела, которые предуготовил Бог,

          чтобы мы в них ходили.

Перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева)

 


[1] Выражение «во Христе Иисусе» – ключ к пониманию христианства как такового. Оно противоположно выражению, отражающему жизнь «по стихиям мира». Всё, что мы отныне «делаем», мы должны делать «во Христе Иисусе».

 

 

Евангельское чтение (Евангелие от Луки 16:19–31. – Зачало 83)

[Притча о богаче и Лазаре]

[Сказал Господь такую притчу:] «Один человек был богат, и одевался в пурпурные наряды и тончайший лён, и каждый день у него проходил в изысканной роскоши. А один нищий, по имени Лазарь, весь в язвах, лежал (букв. был брошен, валялся) у его ворот, желая прокормиться тем, что падало у богача со стола; и сбежавшиеся псы лизали его язвы.

И вот нищий умер, и отнесли его ангелы к Аврааму на грудь (лоно). Умер и богач, и похоронили его. И в аду, терпя мучения, поднял он свои глаза и увидел вдали Авраама и Лазаря на груди его. И закричал он: "Отец Авраам! Сжалься надо мной и пошли ко мне Лазаря; пусть он окунёт кончик пальца в воду и прохладит мне язык, а то мне мочи нет терпеть это пламя!"

Но Авраам сказал: "Сын, вспомни, как ты в жизни своей получил свою долю благ, а Лазарь, соответственно, – свою долю зол; а теперь он здесь утешается, а ты мучишься. К тому же между нами и вами установлена великая бездна, чтобы отсюда к вам при всём желании нельзя было перейти, как и оттуда – к нам".

И сказал богач: "Да, это так. Но прошу тебя, отец, пошли его в мой отеческий дом, а то у меня пять братьев; так пусть он засвидетельствует им, чтобы хоть они не попали в это место мучения!"

Авраам ответил ему: "У них есть Моисей и Пророки; пусть послушают их". Он же сказал: "Нет, отец Авраам, [этого мало], но вот если бы кто из мёртвых пришел к ним, тогда бы они покаялись!"

А тот [Авраам] сказал ему: "Если Моисея и Пророков не слушают, то даже если кто и из мёртвых воскреснет – это не убедит их"».

™–—˜

 

Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

Притча о богаче и Лазаре

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Я хочу обратить ваше внимание на два момента в сегодняшнем евангельском чтении. Во-первых, на заключительные слова Спасителя: если мы не сумели послушать Моисея и пророков, – то есть того множества свидетелей, которые от начала времен нам говорили о Боге и о Его правде, – то и Воскресший не убедит нас ни в ч`м... Тем, кто тогда его слушал, это слово казалось таким непонятным, – но разве теперь эти слова не ясны для нас? Воскрес Христос, явился в славе Своего Божества и во всей красоте и величии Своего человечества – и всё равно мы, христиане, слышим Его слова, дивимся Его учению, поклоняемся Ему, и так далеки остаёмся от того, чему Он нас учил. Разве кто-то может в нас узнать учеников Христовых так, как можно было их узнать в лице ранних Его учеников и апостолов? Тогда печатью апостольства, печатью христианства была непостижимая для земли любовь христиан одного к другому и любовь их крестная, жертвенная ко всему миру; они были готовы свою жизнь отдать для того, чтобы другой человек, им чужой, порой их ненавидящий, мог поверить в благовестие Христово и ожить новой жизнью. Как далеко от этого то, что люди могут видеть в нас!

И это приводит меня ко второму, что я хотел сказать. Кто-то из древних сказал: «Нет более страшного места отлучения, чем то место, где будут неверные христиане...» Когда мы читаем эту притчу, мы всегда думаем о Лазаре и о богаче, думаем о других: но что если эта притча обращена к нам? Разве мы не похожи на этого богатого человека? Каким несметным богатством духовного ведения мы обладаем! Мы знаем Бога; мы познали Христа: нам открылось Его учение; нам даны Его таинства: в нас обитает Его благодать, веет в Церкви Святой Дух – а мы все равно остаёмся самодостаточны, замкнуты и стараемся жить привольно, обеспеченно тем богатством, которое даёт нам Господь. Рядом с нами тысячи и тысячи людей изголодались, готовы бы покормиться крупицами, которые падают постоянно с нашего стола, – но мы им не даём: Православие принадлежит нам, вера принадлежит нам, всё принадлежит нам!.. А другие люди у нашего порога, под нашей лестницей, у нашей двери голодают, умирают с голода, и не получают порой ни одного из тех животворящих слов, которым они могли бы ожить...

Мы знаем слишком много, мы слишком богаты. А ведь древние святые „невежды”, не имевшие доступа к тому множеству книг, которые мы можем читать, иногда слышали одно евангельское слово и на нём строили святость целой жизни. А мы читаем, читаем, слушаем, молимся – и святость не вырастает среди нас, потому что мы скупы, как тот богач, который хотел всё себе сохранить, которому не жалко было другого человека.

И вот Евангелие говорит нам, что умер бедный – может быть, просто изголодавшись у двери богатого, – и ангелы унесли его в лоно Авраамово, в рай Божий. Умер и богатый – но ни один из ангелов не подошёл к нему: схоронили его подобные ему жадные и богатые, схоронили его в сердце земли; умер он, и оказался перед лицом суда. И не потому, что он был богат, а Лазарь беден, не потому просто, что ему досталось в жизни светлое, а тому только горькое: потому что всё светлое, что у него было, он жадно сохранил и ничем не поделился: теперь и бедняк – такой теперь богатый в вечности – не может поделиться с ним ничем...

Подумаем о нашем Православии, подумаем о богатстве нашем, подумаем о том голоде, который вокруг, среди инославных, среди неверующих, среди безбожных, среди ищущих и не ищущих – и не останемся подобными этому богачу, чтобы и над нами не произнёс Господь Свой суд: Я воскрес – и Мне вы не поверили!.. Но какая радость будет у Спасителя, и у ангелов Божиих, и у Отца нашего Небесного, и у Матери нашей, Богородицы, и у святых, и у грешников, если мы окажемся простодушными и щедрыми, и если всё наше богатство мы будем давать: давать, не стараясь ничего сохранить, – потому что человек только тем богат, что он отдал по любви. И тогда и среди нас, и в наших душах откроется Царство Божие, Царство торжествующей, ликующей, всё победившей любви! Аминь.

30 октября 1977 г.

 Фото В. Нифонтова