Неделя 18 по Пятидесятнице (по Воздвижении)

Неделя 18 по Пятидесятнице (по Воздвижении)

Апостольское чтение (Недели по Воздвижении)

Послание ап. Павла к Галатам 2:16–20. – Зачало 203

[Закон Моисея и вера во Христа]

[Братья,] узнав, что не делами Закона полу­чает оправдание человек, но через веру в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа (=Мессию) Иисуса, чтобы оправ­даться верой во Христа, а не делами Закона; потому что делами Закона не оправдается никакая плоть (человек).

Если же мы, ищущие оправдания во Христе, сами оказались грешниками, то неужели Христос – служитель греха? Отнюдь нет! Ведь если я снова строю то, что разрушил, – я самого себя выставляю преступником.

Ведь я через Закон умер для Закона, чтобы жить для Бога. Я распят вместе со Христом. И живу больше не я, но живет во мне Христос. А что я теперь живу во плоти, – то живу верой в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за   меня.

 

Евангельское чтение (Недели по Воздвижении)

Евангелие от Марка 8:34–9:1.– Зачало 37

[Как стать последователем Христа?]

Сказал Господь Своим ученикам: «Кто хочет следо­вать за Мною, пусть отречется от себя, и возьмет на плечи крест, и так следует за Мною. Ибо кто хочет сберечь жизнь свою, тот погубит ее, а кто погубит жизнь свою ради Меня и Евангелия, тот спасет ее. Ибо что за польза человеку, если он стяжает весь мир, а жизни своей лишится? И какой выкуп даст человек за жизнь свою? Ибо кто постыдится Меня и слов Моих перед этим поколением блудным и грешным, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе Отца Своего со святыми Ангелами». И сказал им: «Истинно говорю вам, что среди стоящих здесь есть такие, которые не вкусят смерти прежде, чем увидят Царствие Божие, пришедшее в силе».

 

Митрополит Сурожский Антоний(Блум)

Проповедь в Неделю после Воздвижения

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы недавно совершали поклонение Кресту Господню. В одном месте Евангелия Господь говорит нам: «Никто не имеет большей любви, чем тот, кто полагает душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Этим разрешается антиномия между ужасом креста и его славой, между смертью и воскресе­нием. Нет ничего более славного, более трепетного и дивного, чем любить и быть любимым. Поэтому, быть любимым Богом всей жизнью, всей смертью Его Единородного Сына, и любить друг друга ценой всей нашей жизни, и, если нужно, всей нашей смерти, – это одновременно и трагедия, и торжество и победа. Но последнее больше трагедии.

На Литургии в Евхаристическом каноне, обращенном к Богу Отцу, говорится: «Ты Свят и Пресвят – Ты, Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой. Ты Свят и Пресвят, и великолепна слава Твоя, ибо Ты так возлюбил мир Твой, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Он пришел и, исполнив всё задуманное Тобою о нас, в ту ночь, когда Его предавали, или, скорее, когда Он Сам отдавал Себя ради жизни мира <...>».

Это – любовь Божественная. Иногда свою жизнь отдать легче, чем отдать в смертную жертву кого-то, кого любишь больше всего; это и сделал Бог, наш Отец. Но это не умаляет жертвы Того, Кто послан на смерть ради спасения одного человека или всего мира.

И поэтому, думая о Кресте, мы должны думать об этой страшным образом переплетающейся тайне трагедии и победы. Крест, орудие унизительной смерти, смерти отмщения, на которую обрекались преступники, становится победой. Так произошло потому, что смерть была смертью Невинного, смерть была жертвующей себя Любовью.

Вот почему апостол Павел мог сказать: «Я распят вместе со Христом. И живу больше не я, но живет во мне Христос». Божественная любовь переполнила его до краев, и не было в нем места ни для какой другой мысли, другого чувства, другого подхода к кому бы то ни было, кроме любви, такой любви, которая отдавала себя неограниченно, любви жертвенной, любви распятой, но и любви торжествующей в радости жизни.

И когда нам сегодняшнее Евангелие говорит: «Отрекись от себя, возьми свой крест, следуй за Мной!» – это не призыв к чему-то мрачному и устрашающему. Нет, этим Бог говорит нам: «Раскройся навстречу любви! Не оставайся пленником своей сосредоточенности на себе!» Не будь, – как говорит святитель Феофан, – подобен стружке, свернувшейся вокруг собственной пустоты. Откройся! Смотри, можно любить столько вещей, можно любить столько людей! Найдется бесконечное множество путей, какими можно пережить любовь, осуществить, исполнить! Разомкнись и люби – потому что это путь Креста! Не путь двух преступников, которые шли со Христом, чтобы понести наказание за свои преступления, – но дивный путь неограниченной самоотдачи, чтобы, отрекшись от себя, существовать только для другого, любить всем своим существом, так, что больше и не существовать, кроме как ради другого. В этом – слава Креста.

И поэтому, когда мы поклоняемся Кресту, когда мы думаем о распятии Христа, когда мы слышим призыв Христа «отрекись от себя!» – эти слова просто означают: «Отвернись от себя! Возьми свой крест!» Этим мы призваны раскрыться навстречу потоку Божественной любви, которая одновременно и смерть самим себе, и открытость Богу и друг другу.

В Евангелии от Иоанна говорится: «И Слово было к Богу» (1:1). Слово Божие, Сын, не имеет другой любви, другой мысли, другой обращенности и движения, кроме как к Люби­мому, отдавая Себя Тому, Кто совершенно Себя отдал Ему.

Научимся же славе распятой любви, этой жертвенной любви, которая, по словам Ветхого Завета, сильнее смерти (Песнь песней 8:6), сильнее ада, сильнее всего! Сильнее потому, что это – Жизнь Божественная, побеждающая нас и через нас изливающаяся на всех тех, кому любовь нужна, чтобы ожить, чтобы поверить Любви и самим стать чадами Любви, чадами Света, и унаследовать Жизнь вечную! Аминь.